Анализ рынка - одна из наиболее важных частей бизнес-плана. Для того, чтобы оценить количество спроса, объем потенциальных потребителей, актуальность проекта, я использовала многие методы, в том числе эмпиритический — проведение опроса.
В период с 20 января 2016 г. по 31 января 2016 года был проведен опрос владельцев лошадей. Он был проведен в виде опроса в социальных сетях «Вконтакте», «Одноклассники», а также персонального опроса (анкетирования) (анкету участника см. Приложение №1).
В ходе проведения исследования было опрошено 30 человек, в том числе 16 человек из Удмуртии и 14 человек из других республик и стран. Среди участников 38.46% - люди возраста от 14 до 20 лет, 26.92% - от 20 до 35 лет и 34.62% люди старше 35 лет. Было задано 5 вопросов, из них 3 вопроса - со свободной формой ответа.
Среди участников опроса - жители Ижевска, Воткинска, Тюмени, Вятских Полян, Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Саратовской, Челябинской областей. Также среди них есть два иностранца - жители Белоруссии и Украины.
Ответы на вопрос №1: «Есть ли у вас лошадь?»
29.63% опрошенных ответили, что являются собственником лошади (лошадей), но у них нет собственной конюшни, у 33.33% респондентов есть лошади и собственная конюшня. Значительная доля (25.93%) опрошенных - люди, не имеющие собственных лошадей и ухаживающие за чужими конями (это конюхи, волонтеры, посетители конных клубов и т.д.). Самые малочисленнее категории опрошенных - владельцы городского проката и работники конных заводов, их доля составляет 7.41 %. Среди опрошенных не оказалось ни одного владельца зверинца, зоопарка или цирка.
Ответы на вопрос №2: «Вы удовлетворены ветеринарными услугами, которые получают ваши лошади?»
|
26.92 % опрошенных довольны ветеринарными услугами и всегда могут найти ту услугу, в которой нуждается лошадь, 38.46 % опрошенных довольны услугами, но не всегда могут найти нужную именно им услугу, 19.23 % не полностью удовлетворены вет. услугами, а 3.85 % совершенно не удовлетворены. При этом 7.41 % опрошенных сами являются ветеринарными врачами, и, соответственно, не пользуются вет. услугами.
Ответы на вопрос №3: «Какими ветеринарными услугами вы пользуетесь наиболее часто?»
Наиболее популярными ветеринарными услугами являются прививки, вакцинация, анализ крови, чистка и подпил копыт и зубов.
Ответы на вопрос №4: «Есть ли такие ветеринарные услуги, которые вы не можете получить в вашей округе?»
Участники опроса не могут получить в своем районе следующие ветеринарные услуги: рентген, УЗИ, тепловизор, протезирование, восстановление переломов и повреждений сухожилий и лимфоузлов мышц, сложные операции, круглосуточный выезд ветеринара-ипполога. При этом 20% опрошенных отмечают, что могут получить все необходимые им ветеринарные услуги (из этого числа 60% - жители Московской области, 30% - жители соседних республик, 10 % - жители УР).
Ответы на вопрос №5: «Если бы в Граховском районе Удмуртской республики (150 км от Ижевска) появилась ветеринарная клиника для лошадей (в т.ч. с выездным обслуживанием), вы бы пользовались ее услугами?»
Среди жителей Удмуртии 64.29% опрошенных ответили, что возможно будут пользоваться услугами клиники. Еще 14.29% уверены в том, что будут ими пользоваться, так как недовольны текущим уровнем вет. услуг. 21.43 % опрошенных ответили на этот вопрос «нет».
|
Среди жителей соседних республик 42.86 % опрошенных отмечают, что, возможно, будут пользоваться услугами клиники. 57.14% опрошенных не планируют посещать клинику.
Среди жителей других субъектов РФ и других стран 16.67 % человек могли бы пользоваться услугами, если бы в этом была необходимость. 83.33% опрошенных не планируют посещать клинику.
Глава IV. Сегментация рынка, его размер и характеристики
Сведения о конкурентах
Таким образом, по результатам проведенного опроса, клиентами данной вет. клиники будут многочисленные владельцы городских прокатов и баз отдыха, предоставляющих услуги общения с лошадьми, владельцев частных конюшен, ипподромов, владельцев конных заводов как на территории г. Ижевска и республики Удмуртии, так и на территории соседних республик. Столь широкий сегмент рынка и столь большое количество потенциальных клиентов обеспечивается широтой оказываемых услуг (ассортимент включает в себя и такие услуги, которые не предоставляет ни одна клиника для лошадей в России), качественным оборудованием и возможностью выездного обслуживания.
Таблица №1. Сегментация рынка
Наименование сегмента | Уровень доходов | Основные потребляемые услуги | % животных от общего числа поголовья |
Владельцы конных заводов | Высокий и средний | Родовспоможение, организация случек, кастрация, вакцинирование, плановый осмотр, диагностика | |
Владельцы спортивных лошадей и лошадей шоу-класса | Высокий и очень высокий | Кастрация, помощь при различных травмах, дорогие операции, проведение диагностики, постоперационный уход, стационар | 1,7 |
Владельцы беспородных лошадей и лошадей, используемых в сельском хозяйстве | Низкий и средний | Кастрация, родовспоможение | |
Владельцы городских прокатов | Низкий и средний | Кастрация и стерилизация | |
Владельцы частных конюшен | Средний и высокий | Лечение травм, кастрация, родовспоможение, вакцинация | |
Владельцы зоопарков, зверинцев, цирков | Средний, высокий и очень высокий | Кастрация и стерилизация, лечение травм, плановый осмотр, диагностика, вакцинация | 3,3 |
|
Таблица №2. Общее количество потенциальных потребителей в г. Ижевск и республике Удмуртия:
Тип организаций | Кол-во организаций, шт. | Кол-во животных, голов |
Городской прокат | ||
Частные конюшни | ||
Деревенские угодья и фермы | 2 542 | |
Ипподромы | ||
Конные заводы | 948[1] | |
Зоопарки[2] | ||
Итого: | 1 321 | 3 887 |
Таблица №3. Общее количество потенциальных потребителей в ближайших республиках[3]:
Тип организаций | Кол-во организаций, шт. | Кол-во животных, голов |
Городской прокат | ||
Частные конюшни | ||
Деревенские угодья и фермы | 9 516 | |
Ипподромы | ||
Конные заводы | 3 872 | |
Зоопарки | ||
Итого: | 5 553 | 15 968 |
Таблица №4. Общее количество потенциальных потребителей в России:
Тип организаций | Кол-во организаций, шт. | Кол-во животных, голов |
Городской прокат | 11 815 | 35 445 |
Частные конюшни | 2 268 | 383 292 |
Деревенские угодья и фермы | 256 987 | 767 961 |
Ипподромы | 68 850 | |
Конные заводы | 148 060 | |
Зоопарки | ||
Итого: | 383 295 | 1 410 108 |
Кроме того, клиника сможет обслуживать владельцев сельскохозяйственных животных: коров, коз, овец, свиней.
Таблица №5. Поголовье скота в России на декабрь 2014 г.
Поголовье скота, тыс. голов | ||
крупного рогатого скота | 8750,1 | |
свиней | 14606,8 | |
овец и коз | 4324,9 |
Рынок ветеринарных услуг в Ижевске растет, что соответствует федеральной статистике: средние годовые затраты на медицинскую помощь домашним питомцам в России за последние 5 лет увеличились на 56,4%. По данным сайта «https://2gis.ru/», в Ижевске на сегодняшний день функционируют около 14 частных ветеринарных лечебниц. Однако на настоящий момент (ноябрь 2015 г.) в Ижевске и во всей Удмуртской республике нет ни одной клиники, обслуживающей лошадей. Это значит, что конкуренции на рынке у данного бизнес-проекта фактически не будет.
Деятельность создаваемого предприятия направлена на оказание услуг в ветеринарной сфере коневладельцам со средним и высоким уровнем дохода.
Ценовая политика обеспечивается за счет:
· высокого качества комплектующих изделий;
· высокой квалификации работников;
· низких затрат на рекламу продукции ввиду ее узкой направленности;
Наличие лицензии для данного вида услуг согласно законодательству РФ не является обязательным, но, тем не менее, клиника пройдет международную аккредитацию для обслуживания иностранных клиентов, а также для повышения престижа клиники.
Цены на наши услуги[4], учитывая НДС, следующие:
Таблица №6. Сравнение цен в данной клинике и цен конкурентов.
Наименование медицинской услуги | Цена в нашей клинике, руб[5]. | Цена конкурирующей клиники[6], руб. | Разница в % |
1. Первичная консультация ветеринара | |||
2. Ультразвуковое обзорное исследование | 16,67 | ||
3. Клинический анализ крови | |||
4. Рентгеновское исследование одного органа | 16,67 |
Цены в клинике будут разумными и выгодными как для клиентов, так и для клиники.
Также стоит отметить наличие в данной ветеринарной клинике эксклюзивных услуг, таких как: выездной осмотр ипполога-ветеринара, хирурга, терапевта, стоматолога и других специалистов. Также имеется возможность выездного обслуживания лаборатории и диагностических аппаратов, что привлечет многих новых клиентов, например, владельцев больших конюшен или конных заводов. Благодаря вышеописанным преимуществам, данный ветеринарный центр имеет возможность проводить плановые медосмотры лошадей на очень высоком уровне.
Еще одним важным отличием от обычной вет. клиники является проведение сложнейших операций, в том числе таких, от которых отказываются другие ветеринарные врачи.
Таким образом, учитывая широкий ассортимент и качество предоставляемых услуг, наши цены, а также стабильность и ответственность, можно предположить, что население предпочтёт услуги именно нашей организации. Таким образом, наша цена является выгодной для нас в плане получения дохода от нашей деятельности, учитывая расходы, и приемлемой для потребителя, что обеспечит постоянный прилив клиентов в ветеринарном центре.