Государственной политики.................... 12
Вместо послесловия.......................... 15
Список литературы........................... 18
ВВЕДЕНИЕ
К числу актуальных задач перестройки управления экономикой следует отнести разблокирование противоречий, накопившихся в сфере занятости. Решение этой важной проблемы связывается с усилением социальной направленности управления. Одним из важнейших социальных аспектов его радикальной перестройки является создание системы формирования эффективной занятости. Четкая ориентация на эффективную занятость как главный критерий политики занятости и один из важнейших показателей социально-экономического прогресса продиктована новыми требованиями производства к формированию и реализации трудового потенциала, необходимостью кардинального улучшения организации использования трудовых ресурсов, отбора, подготовки, переподготовки и трудоустройства кадров.
Создание системы формирования занятости - результат осознанной необходимости включения занятости в качестве составного элемента в систему управления социально-экономическими процессами, отражение тенденции нарастания целостности системы управления и т.д.
Эффективная занятость предполагает способность общественной системы хозяйствования обеспечить экономические и социальные условия воспроизводства тружеников в соответствии с критериями образа жизни, целями социально-экономического развития, требованиям интенсификации и динамизма общественного производства. Обязательным критерием эффективной занятости является экономичность, воспроизводство которой требует поддержания динамического соответствия экономических условий хозяйствования внутренней дифференциации субъекта собственности, согласованию многоуровневой системы присвоения средств и результатов производства и т.д.
|
Становление системы эффективной занятости - поступательный процесс овладения обществом искусством сопряженного управления, совокупностью социально-экономических, материально-технических и организационно-правовых условий занятости.
Условиям экстенсивного развития экономики соответствовал хозяйственный механизм, в котором отраслевая система управления воспроизводством рабочей силы дополнялась территориальной системой управления трудовыми ресурсами: организацией их распределения, перераспределения и контроля за использованием. Движение других важнейших компонентов занятости - рабочих мест и фонда жизненных средств - образовывало относительно самостоятельные воспроизводственные потоки, несогласованные в должной мере с тенденцией воспроизводства и размещения трудовых ресурсов по территории. Это привело к глубоким диспропорциям в размещении рабочих мест и трудовых ресурсов, сосуществованию районов с преимущественным трудоизбытком и трудодефицитом, территориальной дифференциации условий жизни и обеспеченности населения социальными благами и услугами, к массовым нерациональным по своей направленности перемещением людей по территории и между отраслями.
В настоящее время существует возможность и необходимость активного качественного преобразования всей совокупности отношений по привлечению людей к труду и организации их участия в общественно полезной деятельности через совершенствование методов регулирования занятости в соответствии с политикой активизации человеческого фактора. Своеобразие периода, определяющего пути и средства формирования эффективной занятости населения, состоит в коренном изменении отношения к человеку, в осознании необходимости всестороннего учета его интересов. С учетом новой ситуации и должна формироваться система управления занятостью. Суть проблемы сводится к тому, чтобы органически встроить эту систему в хозяйственный механизм и привести сложившиеся формы и методы обеспечения занятости в соответствие с принципами и целями проводимой в стране перестройке системы управления экономикой.
|
Первый этап перестройки ознаменовался принятием ряда законов и постановлений, качественно меняющих условия занятости в нашей стране. Впервые в истории развития экономики была осознана необходимость нарастания масштабов высвобождения рабочей силы, насущная проблема стимулирования данного процесса в целях создания простора для ускорения научно-технического прогресса, интенсификации производства, повышения производительности общественного труда, обеспечения эффективной территориально-отраслевой перегруппировки рабочей силы. Были заложены организационно-правовые предпосылки для более полного использования общественного и личного трудового потенциала, активизации перераспределения кадров в народном хозяйстве.
Принятые в период перестройки законы и постановления, существенно изменяющие условия занятости, ознаменовали ослабление жесткой регламентации вовлечения работников в общественно-полезную деятельность, придание гибкости и маневренности организационно-правовому механизму занятости за счет обогащения конкретных форм реализации права на труд по способностям и принципа его всеобщности путем расширения многообразия форм организации участия людей в общественно-полезной деятельности, увеличение реальной свободы населения в выборе рода занятий, способа и меры личного участия в общественной кооперации труда в зависимости от пола, возраста и фактической трудоспособности. В результате расширилась "зона" циркуляции работников между государственной, кооперативной, индивидуальной сферами занятости, была признана целесообразность, правомерность и эффективность перераспределения людей между этими сферами.
|
Сегодняшняя ситуация в области занятости населения
Опыт минувших годов наглядно обнаружил недостаточную подготовленность службы занятости к оперативному решению вопроса занятости при массовом высвобождении работников с предприятий. Практика показала, что трудоустройство людей с учетом личных и общественных интересов на другие предприятия, учреждения, организации - не простое дело. Как пример можно привести случай, когда крупномасштабное мероприятие по высвобождению работников, проведенное на транспорте Миннефтепрома при переводе на новые условия организации оплаты труда, обеспечившие сокращение 400 тысяч работников сопровождались напряженностью и неудовлетворенностью людей, большой бесполезной растратой времени и сбоями в работе трудовых коллективов. Выявилось несоответствие уровня развития материально-технической базы службы трудоустройства и ее кадрового обеспечения потребностям оперативного согласования спроса на труд с предложением рабочей силы, изменившимся условиям хозяйствования и интересам трудовых коллективов. Это серьезное препятствие на пути распространения рыночных отношений. Все еще не работает как следует механизм заинтересованности трудовых коллективов в высвобождении работников в связи с ростом производительности труда и продолжают накапливаться резервы рабочей силы в отраслях материального производства. Можно выделить ряд факторов, которые будут сдерживать высвобождение работников в дальнейшем. Прежде всего это законодательство, сохраняющее за большой группой лиц гарантии занятости на предприятиях независимо от эффективности и качества их работы; неподготовленность психологии людей к необходимости смены работы и системы трудоустройства к организованному устройству на работу большого числа одновременно высвобождающихся работников, лиц разных категорий. Наконец, неизжиты и "собесовские" представления о социальной защите и поголовной занятости, допускающие праздность определенной части работающих, безмятежное сидение на облюбованном рабочем месте, получение за это незаработанных денег. В результате высвобождение работников в большинстве отраслей материального производства еще не стало устойчивым источником недостающих кадров для предприятий, испытывающих потребность в рабочей силе. Оно выполняет пока преимущественно фиктивную функцию по освобождению от плохих работников, чем усложняется их трудоустройство.
Расширяется круг задач, которые предстоит решать всем звеньям системы трудоустройства, переобучения и профориентации населения. Они будут заниматься организацией учета занятости и движения трудоспособного населения, создания банка данных о потребностях и источниках рабочей силы, информированием всех слоев населения о потребностях в работниках в профессиональном разрезе и выборе работы для пенсионеров, инвалидов, женщин, имеющих детей, учащейся молодежи; комплектованием необходимых кадров предприятий, объединений, организаций, учреждений; организованным перераспределением рабочей силы; осуществлением профориентационной работы и консультацией всех групп населения, предоставлением рекомендаций по подбору или перемене профессии с учетом способностей и интересов людей, в случае необходимости повышения их квалификации или переобучения.
Принципы перестройки системы Госкомтруда и его органов на местах определяются такими требованиями, как революционный характер ее преобразований, нацеленность проводимых мероприятий на разрешение противоречий в занятости и достижения качественно нового ее состояния, на повышение социальной защищенности человека и социальной эффективности государственной системы управления трудовыми ресурсами в целом. Сюда же относятся принципы вычленения в ней приоритетных направлений и первичного исходного звена.
Совершенствование управления трудовыми ресурсами можно рассматривать как приоритетное направление в решении задачи создания системы формирования эффективной занятости. Оно соотносится как конечный желаемый результат и исходный этап его достижения.
Исходным звеном перестройки системы Госкомтруда является местные органы по труду и бюро по трудоустройству, ее исходным пунктом - отработка модели территориальных служб управления занятостью и трудовыми ресурсами. Дело в том, что деятельность этих звеньев особенно тесно соприкасается с интересами первичных хозяйственных подразделений и трудящихся, непосредственно "улавливает" последствия изменений условий хозяйствования и занятости, принятия законов, проведения мероприятий по совершенствованию оплаты труда и организационных структур управления. Им принадлежит ведущая роль в регулировании развития рынка рабочей силы на территориальном уровне.
К настоящему времени прошли экспериментальную апробацию разнообразные способы организации местными органами власти выполнения ряда важных управленческих задач: улучшение сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов, сокращение срока вакантности рабочих мест и времени бездействия работников при смене места работы и ее подборе, при текучести кадров и других. Общим для всех апробированных моделей является то, что они основаны на внедрении оперативного учета наличия и движения трудовых ресурсов и рабочих мест с использованием современных средств сбора и обработки информации, экономико-статистических методов и электронно-вычислительной техники. Это открывает большие возможности комплексному сбалансированному развитию всех сфер занятости для выработки обоснованных управленческих решений по наиболее рациональному использованию различных социально-демографических групп трудоспособного населения. Однако для обеспечения эффективной занятости условия еще не созданы. Современное состояние материально-технической базы системы трудоустройства не соответствует потребностям оперативного решения задач по эффективной территориально-отраслевой перегруппировке трудовых ресурсов при массовом высвобождении работников. Во многих городах службы трудоустройства размещены в плохих помещениях. Это снижает их престиж у населения. Они не имеют необходимых технических средств: вычислительной техники, ЭВМ, автоматизированных поисковых систем, дисплеев. Низок уровень квалификации кадров, работающих с населением, высока их текучесть из-за низкого уровня оплаты труда. Между тем качество работы службы во многом упирается именно в технику и кадровое обеспечение без которых нельзя составить банка данных, трудно пользоваться имеющейся информацией, улучшить качество обслуживания населения и престиж органов трудоустройства. Поэтому безотлагательной проблемой является коренное и качественное обновление материально-технической базы и кадрового обеспечения государственной системы трудоустройства, переобучения и профориентации, повсеместное оснащение территориальных служб занятости современными средствами сбора и обработки информации, компьютерной техникой, в том числе, индивидуального пользования. Без решения этой задачи нельзя обеспечить заинтересованность предприятий во внедрении новой техники, оперативное трудоустройство высвобождаемых людей, реальные гарантии занятости.
В этой связи представляется необходимой дальнейшая отработка и уточнение принципов и механизма финансирования системы технического переоснащения службы трудоустройства с необходимостью централизованного бюджетного финансирования, основой которого должна стать плата предприятий за трудовые ресурсы в общероссийский и местные бюджеты или налог с прибыли.
Вызывает сомнение правомерность принятия порядка финансирования социальных выплат, связанных с процессом высвобождения и переподготовки. При увольнении ответственность за социальное обеспечение и переподготовку высвобожденных работников возложена на предприятия, осуществляющее их высвобождение и прием на работу. В условиях рынка, когда зарплата должна быть каждым заработана, такой порядок ставит заведомо трудовые коллективы в невыгодное положение. Перенесение на них расходов по социальным выплатам в связи с трудоустройством данного контингента создает барьер на пути активизации высвобождения работников за пределы предприятий.
При расторжении трудового договора в случае сокращения штатов и высвобождения людей за пределы предприятий должны быть предусмотрены альтернативы социальной защиты человека - гарантированы определенные преимущества данному контингенту в очередности получения работы на других предприятиях по сравнению с уволившимися с работы по собственному желанию; предоставлено право досрочного выхода на пенсию лицам предпенсионного возраста с частичной компенсацией потерь заработка; продлена продолжительность периода социальных выплат и предусмотрен порядок их финансирования в случае невозможности организации трудоустройства по специальности в определенный законом срок; организованы низкооплачиваемые общественные работы за счет бюджета местных органов власти (в частности по созданию объектов социальной сферы) с последующей гарантией предоставления работы по специальности и т.п. Местные органы власти должны иметь в своем распоряжении специальный фонд средств для финансирования разного рода затрат по обеспечению занятости и реализации права людей на труд.