Сегодняшняя ситуация в области занятости населения




Государственной политики.................... 12

Вместо послесловия.......................... 15

Список литературы........................... 18

 

ВВЕДЕНИЕ

К числу актуальных задач перестройки управления экономикой следу­ет отнести разблокирование противоречий, накопившихся в сфере занятос­ти. Решение этой важной проблемы связывается с усилением социальной направленности управления. Одним из важнейших социальных аспектов его радикальной перестройки является создание системы формирования эффек­тивной занятости. Четкая ориентация на эффективную занятость как глав­ный критерий политики занятости и один из важнейших показателей соци­ально-экономического прогресса продиктована новыми требованиями произ­водства к формированию и реализации трудового потенциала, необходи­мостью кардинального улучшения организации использования трудовых ре­сурсов, отбора, подготовки, переподготовки и трудоустройства кадров.

Создание системы формирования занятости - результат осознанной необходимости включения занятости в качестве составного элемента в систему управления социально-экономическими процессами, отражение тен­денции нарастания целостности системы управления и т.д.

Эффективная занятость предполагает способность общественной сис­темы хозяйствования обеспечить экономические и социальные условия воспроизводства тружеников в соответствии с критериями образа жизни, целями социально-экономического развития, требованиям интенсификации и динамизма общественного производства. Обязательным критерием эффектив­ной занятости является экономичность, воспроизводство которой требует поддержания динамического соответствия экономических условий хозяйс­твования внутренней дифференциации субъекта собственности, согласова­нию многоуровневой системы присвоения средств и результатов производс­тва и т.д.

Становление системы эффективной занятости - поступательный про­цесс овладения обществом искусством сопряженного управления, совокуп­ностью социально-экономических, материально-технических и организаци­онно-правовых условий занятости.

Условиям экстенсивного развития экономики соответствовал хозяйс­твенный механизм, в котором отраслевая система управления воспроиз­водством рабочей силы дополнялась территориальной системой управления трудовыми ресурсами: организацией их распределения, перераспределения и контроля за использованием. Движение других важнейших компонентов занятости - рабочих мест и фонда жизненных средств - образовывало от­носительно самостоятельные воспроизводственные потоки, несогласованные в должной мере с тенденцией воспроизводства и размещения трудовых ре­сурсов по территории. Это привело к глубоким диспропорциям в размеще­нии рабочих мест и трудовых ресурсов, сосуществованию районов с преи­мущественным трудоизбытком и трудодефицитом, территориальной дифферен­циации условий жизни и обеспеченности населения социальными благами и услугами, к массовым нерациональным по своей направленности перемеще­нием людей по территории и между отраслями.

В настоящее время существует возможность и необходимость активно­го качественного преобразования всей совокупности отношений по привле­чению людей к труду и организации их участия в общественно полезной деятельности через совершенствование методов регулирования занятости в соответствии с политикой активизации человеческого фактора. Своеобра­зие периода, определяющего пути и средства формирования эффективной занятости населения, состоит в коренном изменении отношения к челове­ку, в осознании необходимости всестороннего учета его интересов. С учетом новой ситуации и должна формироваться система управления заня­тостью. Суть проблемы сводится к тому, чтобы органически встроить эту систему в хозяйственный механизм и привести сложившиеся формы и методы обеспечения занятости в соответствие с принципами и целями проводимой в стране перестройке системы управления экономикой.

Первый этап перестройки ознаменовался принятием ряда законов и постановлений, качественно меняющих условия занятости в нашей стране. Впервые в истории развития экономики была осознана необходимость на­растания масштабов высвобождения рабочей силы, насущная проблема сти­мулирования данного процесса в целях создания простора для ускорения научно-технического прогресса, интенсификации производства, повышения производительности общественного труда, обеспечения эффективной терри­ториально-отраслевой перегруппировки рабочей силы. Были заложены орга­низационно-правовые предпосылки для более полного использования об­щественного и личного трудового потенциала, активизации перераспреде­ления кадров в народном хозяйстве.

Принятые в период перестройки законы и постановления, существенно изменяющие условия занятости, ознаменовали ослабление жесткой регла­ментации вовлечения работников в общественно-полезную деятельность, придание гибкости и маневренности организационно-правовому механизму занятости за счет обогащения конкретных форм реализации права на труд по способностям и принципа его всеобщности путем расширения многообра­зия форм организации участия людей в общественно-полезной деятельнос­ти, увеличение реальной свободы населения в выборе рода занятий, спо­соба и меры личного участия в общественной кооперации труда в зависи­мости от пола, возраста и фактической трудоспособности. В результате расширилась "зона" циркуляции работников между государственной, коопе­ративной, индивидуальной сферами занятости, была признана целесообраз­ность, правомерность и эффективность перераспределения людей между этими сферами.

 

Сегодняшняя ситуация в области занятости населения

 

Опыт минувших годов наглядно обнаружил недостаточную подготовлен­ность службы занятости к оперативному решению вопроса занятости при массовом высвобождении работников с предприятий. Практика показала, что трудоустройство людей с учетом личных и общественных интересов на другие предприятия, учреждения, организации - не простое дело. Как пример можно привести случай, когда крупномасштабное мероприятие по высвобождению работников, проведенное на транспорте Миннефтепрома при переводе на новые условия организации оплаты труда, обеспечившие сок­ращение 400 тысяч работников сопровождались напряженностью и неудов­летворенностью людей, большой бесполезной растратой времени и сбоями в работе трудовых коллективов. Выявилось несоответствие уровня развития материально-технической базы службы трудоустройства и ее кадрового обеспечения потребностям оперативного согласования спроса на труд с предложением рабочей силы, изменившимся условиям хозяйствования и ин­тересам трудовых коллективов. Это серьезное препятствие на пути расп­ространения рыночных отношений. Все еще не работает как следует меха­низм заинтересованности трудовых коллективов в высвобождении работни­ков в связи с ростом производительности труда и продолжают накапли­ваться резервы рабочей силы в отраслях материального производства. Можно выделить ряд факторов, которые будут сдерживать высвобождение работников в дальнейшем. Прежде всего это законодательство, сохраняю­щее за большой группой лиц гарантии занятости на предприятиях незави­симо от эффективности и качества их работы; неподготовленность психо­логии людей к необходимости смены работы и системы трудоустройства к организованному устройству на работу большого числа одновременно выс­вобождающихся работников, лиц разных категорий. Наконец, неизжиты и "собесовские" представления о социальной защите и поголовной занятос­ти, допускающие праздность определенной части работающих, безмятежное сидение на облюбованном рабочем месте, получение за это незаработанных денег. В результате высвобождение работников в большинстве отраслей материального производства еще не стало устойчивым источником недоста­ющих кадров для предприятий, испытывающих потребность в рабочей силе. Оно выполняет пока преимущественно фиктивную функцию по освобождению от плохих работников, чем усложняется их трудоустройство.

Расширяется круг задач, которые предстоит решать всем звеньям системы трудоустройства, переобучения и профориентации населения. Они будут заниматься организацией учета занятости и движения трудоспособ­ного населения, создания банка данных о потребностях и источниках ра­бочей силы, информированием всех слоев населения о потребностях в ра­ботниках в профессиональном разрезе и выборе работы для пенсионеров, инвалидов, женщин, имеющих детей, учащейся молодежи; комплектованием необходимых кадров предприятий, объединений, организаций, учреждений; организованным перераспределением рабочей силы; осуществлением профо­риентационной работы и консультацией всех групп населения, предостав­лением рекомендаций по подбору или перемене профессии с учетом способ­ностей и интересов людей, в случае необходимости повышения их квалифи­кации или переобучения.

Принципы перестройки системы Госкомтруда и его органов на местах определяются такими требованиями, как революционный характер ее преоб­разований, нацеленность проводимых мероприятий на разрешение противо­речий в занятости и достижения качественно нового ее состояния, на по­вышение социальной защищенности человека и социальной эффективности государственной системы управления трудовыми ресурсами в целом. Сюда же относятся принципы вычленения в ней приоритетных направлений и пер­вичного исходного звена.

Совершенствование управления трудовыми ресурсами можно рассматри­вать как приоритетное направление в решении задачи создания системы формирования эффективной занятости. Оно соотносится как конечный жела­емый результат и исходный этап его достижения.

Исходным звеном перестройки системы Госкомтруда является местные органы по труду и бюро по трудоустройству, ее исходным пунктом - отра­ботка модели территориальных служб управления занятостью и трудовыми ресурсами. Дело в том, что деятельность этих звеньев особенно тесно соприкасается с интересами первичных хозяйственных подразделений и трудящихся, непосредственно "улавливает" последствия изменений условий хозяйствования и занятости, принятия законов, проведения мероприятий по совершенствованию оплаты труда и организационных структур управле­ния. Им принадлежит ведущая роль в регулировании развития рынка рабо­чей силы на территориальном уровне.

К настоящему времени прошли экспериментальную апробацию разнооб­разные способы организации местными органами власти выполнения ряда важных управленческих задач: улучшение сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов, сокращение срока вакантности рабочих мест и вре­мени бездействия работников при смене места работы и ее подборе, при текучести кадров и других. Общим для всех апробированных моделей явля­ется то, что они основаны на внедрении оперативного учета наличия и движения трудовых ресурсов и рабочих мест с использованием современных средств сбора и обработки информации, экономико-статистических методов и электронно-вычислительной техники. Это открывает большие возможности комплексному сбалансированному развитию всех сфер занятости для выра­ботки обоснованных управленческих решений по наиболее рациональному использованию различных социально-демографических групп трудоспособно­го населения. Однако для обеспечения эффективной занятости условия еще не созданы. Современное состояние материально-технической базы системы трудоустройства не соответствует потребностям оперативного решения за­дач по эффективной территориально-отраслевой перегруппировке трудовых ресурсов при массовом высвобождении работников. Во многих городах службы трудоустройства размещены в плохих помещениях. Это снижает их престиж у населения. Они не имеют необходимых технических средств: вы­числительной техники, ЭВМ, автоматизированных поисковых систем, дисп­леев. Низок уровень квалификации кадров, работающих с населением, вы­сока их текучесть из-за низкого уровня оплаты труда. Между тем качест­во работы службы во многом упирается именно в технику и кадровое обес­печение без которых нельзя составить банка данных, трудно пользоваться имеющейся информацией, улучшить качество обслуживания населения и престиж органов трудоустройства. Поэтому безотлагательной проблемой является коренное и качественное обновление материально-технической базы и кадрового обеспечения государственной системы трудоустройства, переобучения и профориентации, повсеместное оснащение территориальных служб занятости современными средствами сбора и обработки информации, компьютерной техникой, в том числе, индивидуального пользования. Без решения этой задачи нельзя обеспечить заинтересованность предприятий во внедрении новой техники, оперативное трудоустройство высвобождаемых людей, реальные гарантии занятости.

В этой связи представляется необходимой дальнейшая отработка и уточнение принципов и механизма финансирования системы технического переоснащения службы трудоустройства с необходимостью централизованно­го бюджетного финансирования, основой которого должна стать плата предприятий за трудовые ресурсы в общероссийский и местные бюджеты или налог с прибыли.

Вызывает сомнение правомерность принятия порядка финансирования социальных выплат, связанных с процессом высвобождения и переподготов­ки. При увольнении ответственность за социальное обеспечение и пере­подготовку высвобожденных работников возложена на предприятия, осу­ществляющее их высвобождение и прием на работу. В условиях рынка, ког­да зарплата должна быть каждым заработана, такой порядок ставит заве­домо трудовые коллективы в невыгодное положение. Перенесение на них расходов по социальным выплатам в связи с трудоустройством данного контингента создает барьер на пути активизации высвобождения работни­ков за пределы предприятий.

При расторжении трудового договора в случае сокращения штатов и высвобождения людей за пределы предприятий должны быть предусмотрены альтернативы социальной защиты человека - гарантированы определенные преимущества данному контингенту в очередности получения работы на других предприятиях по сравнению с уволившимися с работы по собствен­ному желанию; предоставлено право досрочного выхода на пенсию лицам предпенсионного возраста с частичной компенсацией потерь заработка; продлена продолжительность периода социальных выплат и предусмотрен порядок их финансирования в случае невозможности организации трудоуст­ройства по специальности в определенный законом срок; организованы низкооплачиваемые общественные работы за счет бюджета местных органов власти (в частности по созданию объектов социальной сферы) с последу­ющей гарантией предоставления работы по специальности и т.п. Местные органы власти должны иметь в своем распоряжении специальный фонд средств для финансирования разного рода затрат по обеспечению занятос­ти и реализации права людей на труд.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: