Внутрифирменная безработица




Сложившиеся в России феномен характеризуется тем, что продолжаю­щийся спад производства пока не сопровождается адекватным сокращением занятости и высвобождением работников. По оценке Госкомстата РФ при­мерно 9% рабочих мест или 2 млн. работников промышленности были услов­но безработными (неполная рабочая неделя, целодневные простои, вынуж­денные отпуска и т.д.).

Данный факт со всей очевидностью свидетельствует о том, что воп­реки всем ожиданиям масштабы скрытой безработицы в экономике не только не сократились, но и заметно возросли, использование рабочей силы было нерациональным, а падение уровня производительности труда стало одной из характерных черт общего кризиса экономики.

В условиях развитого рыночного хозяйства при отлаженном антимоно­польном законодательстве действует механизм конкуренции, при котором существует тесная связь динамики объемов производства и численности занятых. По некоторым данным 20% спада производства может сопровож­даться 10-15% высвобождения персонала.

В современной России ныне иные условия: 80% экономики находится в собственности государства, народное хозяйство высоко монополизировано, что исключает нормальную конкуренцию. Монетаристские методы управления экономикой, оказавшиеся в этих условиях малоэффективными, позволяют государственным предприятиям перекладывать на плечи потребителя путем повышения цен любые издержки, включая оплату лишнего персонала. Как следствие, процессы высвобождения работников зависят не от объективных обстоятельств (спада объемов производства), а от произвольных действий правительства и банковских структур (предоставление льготных кредитов, субсидий государственным предприятиям, что спасает от банкротства даже самые неэффективные). В результате динамика безработицы становится ма­лопредсказуемой, поэтому и не оправдались практически все прогнозы, сулившие безработицу из-за глубокого спада производства.

Среди причин подобного развития событий следует прежде всего наз­вать повышение роли трудовых коллективов в управлении государственными предприятиями, что неизбежно сопряжено с усилением давления на адми­нистрацию "снизу" с целью сохранения численности занятых (или увеличе­ния зарплаты). Далее, несмотря на увеличение зарплаты, труд все еще остается относительно дешевым фактором производства, что способствует росту спроса на него. Наконец, еще не действует в полную силу механизм банкротства нерентабельных и убыточных предприятий. Последнее означа­ет, что относительно стабильный уровень занятости в экономике факти­чески обеспечивается за счет бюджетных средств. Сохранению внутрифир­менной безработицы также способствует ряд факторов качественного ха­рактера:

во-первых, объективная необходимость сохранения трудового потен­циала предприятия, который может быть востребован в результата восста­новления старых хозяйственных связей и налаживании новых;

во-вторых, при наличии возможности предприятию не в тягость (бо­лее того, в иных случаях выгодно) содержать работников с небольшой зарплатой (либо с частичной оплатой труда в связи с вынужденными от­пусками) и даже "мертвых душ", вкупе понижающих уровень зарплаты до четырехкратного минимума, который облагается ставкой налога на прибыль (32%);

наконец, в-третьих, представление компенсационных выплат работни­кам предприятий, находящимся в вынужденных отпусках, без сохранения зарплаты. По объективным причинам в связи с задержкой платежей за отг­руженную продукцию или выполнение услуги (работы), трудностями сбыта, отсутствием сырья и материалов, комплектующих ухудшается финансовое состояние предприятия, и администрация, отправляя работников в вынуж­денные отпуска, обращается в местную службу занятости с просьбой о вы­делении финансовых средств на возвратной или безвозвратной основе.

Безработица

Теперь мы столкнулись с реальным существованием безработицы, "принципиально недопустимой" в соответствии с установками тоталитарно­го государства. Преследуемая антирабочим законодательством и полностью замалчиваемая в годы застоя, она встала перед нами в полный рост, как острая социальная проблема в период перестройки. Вместе с гласностью как снег на голову посыпались сообщения о массовой незанятости в Сред­ней Азии и других регионах, о сложностях трудоустройства работников министерств и ведомств в Москве. По данным статистики на территории, относимой к СССР, на начало 1991 года уже было 13 млн. человек, не за­нятых в народном хозяйстве, из них 4 млн. (около 2.5% трудовых ресур­сов) - те, кто искали работу и не смогли ее найти, или, наоборот, ук­лонялись от всеобщей занятости. Для рыночной экономики естественна ре­зервная армия труда - это нормальное состояние экономики. Мы наконец признали сам факт существования безработицы. Становится очевидным, что обострение проблемы занятости имеет объективную основу. Эту основу составляют структурные сдвиги, технологическая перестройка, экономи­ческие реформы.

С 1 июля 1991 года обрели силу социальные гарантии безработным, предусмотренные законодательством "О занятости населения РФ". За пер­вый год регистрацию прошли около 25 тысяч безработных с правом на по­собие. Из них 90% составляют служащие, потерявшие работу в результате сокращения штатов, реорганизации или ликвидации учреждений; 80% - жен­щины, около 15% - молодежь до 30 лет. Средний период безработицы сос­тавил около 50 дней и постепенно растет, особенно для тех, чьи шансы на рынке труда все более проблематичны в силу рассогласования спроса и предложения. Представителям рабочих профессий безработица не грозит, так как спрос на них намного превышает предложение. Что касается спе­циалистов и служащих, то их трудоустройство затруднено из-за отсутс­твия соответствующих вакансий. Среди них особенно пострадали те, кто ранее занимал инженерные должности в органах управления, науки и науч­ного обслуживания, на предприятиях, осуществляющих сокращение штатов управленческого аппарата.

Говоря об идеологии, положенной в основу российской политики за­нятости, нужно отметить, что законодательство признает безработицу главным образом как право человека подыскивать себе подходящую работу, а не как закономерный процесс формирования и функционирования развито­го рынка труда. Закон действует от трудоустройства: человеку, заре­гистрированному в службе занятости, в первую очередь предлагают работу и, если она окажется подходящей, направляют его туда. Необоснованный с точки зрения администрации органов занятости отказ от предложенной ра­боты приводит к тому, что выплата пособия по безработице откладывает­ся. Если подходящей работы нет, то законодатель стремится занять заре­гистрированного безработного на временных работах, вводя институт, так называемых, общественных работ или предлагает переквалификацию с га­рантией последующего трудоустройства. И только в крайнем случае, когда все возможности обеспечить занятость исчерпаны, безработный получает пособие. Таким образом, предложена к реализации, апробированная на за­паде социально-демократическая модель регулирования занятости и безра­ботицы, рассчитанная на активную политику на рынке труда. Стержнем ее является высокоразвитая служба трудоустройства, располагающая доста­точным банком вакансий, и система профориентации высвобождаемых работ­ников и безработных. Но инфраструктура нашего еще только формирующего­ся рынка труда этим не располагает.

Пока можно говорить о переходном характере безработицы. Нынешняя безработица еще не отражает общих процессов функционирования рыночной экономики, она является результатом развала отживающих хозяйственных и управленческих структур со всеми вытекающими отсюда последствиями. Возник целый ряд социально-психологических проблем,6 связанных с изме­нением социального статуса и материального положения людей, профиля и места работы, угрозы потери престижа, в том числе в глазах близких и знакомых. Многие опасаются вполне правомерной неудачи при новом выбо­ре, особенно в сфере профессионального самоопределения, а также сниже­ния уровня жизни при опережающем социальные выплаты повышение цен на предметы потребления и услуги. Все это создает обстановку неувереннос­ти в будущем, а зачастую и протеста против тех условий и сил, которые привели людей к безработице.

И все же безработица имеет гораздо более глубокие обоснования, определяющиеся всем ходом социально-экономического развития. Можно сказать, что она - не только результат перехода к рынку труда, но и условие эффективной занятости. Безработицу нельзя сводить лишь к проб­леме социальной защиты. Это фактор, воздействующий на повышение реаль­ной заработной платы и престижа высокопроизводительного эффективного труда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: