Государственной политика занятости




Переход от централизованно-плановой системы управления экономикой к рыночной системе хозяйствования неизбежно приводит к обострению проблемы занятости, возникновению и расширению безработицы, что объек­тивно требует разработки государственной политики занятости и механиз­ма ее реализации, включая социальную поддержку безработных.

Общество, формирующее в экономике рыночные отношения, признает безработицу в качестве спутника этой системы. В этих условиях содержа­ние полной занятости сводится не к максимальному вовлечению трудоспо­собного населения в сферу общественного производства, а к определенным принципам обеспечения занятости трудоспособного гражданина, приносящей ему доход как наемному работнику либо как предпринимателю.

Система регулирования занятости посредством корректировки меха­низмов государственного воздействия и саморегулирования прозвана обес­печить условия для воспроизводства рабочей силы и рабочих мест, их первичного соединения и повторного воссоединения. Формирование такой системы в период перехода к рыночной экономике осложняется в связи с различиями воспроизводственного процесса у рабочей силы (цикл воспро­изводства, который исходит из демографической базы, то есть связан с циклом воспроизводства населения) и у рабочих мест (цикл воспроизводс­тва, который зависит от экономических и организационно-технических факторов). Этим определяются различия в условиях и факторах движения рабочей силы и рабочих мест.

Регулирующая функция государства состоит в том, чтобы максимально сблизить спрос на наемную рабочую силу (со стороны работодателей) и предложения трудоспособного населения. Причем сближение и сбалансиро­ванность необходимо обеспечить не только по количеству и качественной структуре, но и во времени и пространстве, на макроуровне и на микроу­ровне. В силу регулирования занятости объектом микроуровня является предприятие, как первичное звено экономики, и город (населенный пункт), как первичное звено территории, жители которого характеризуют­ся общностью интересов в реализации права каждого из них на трудовую деятельность.

Исходным пунктом правительственной стратегии занятости должен стать принцип предотвращения безработицы, а не принцип борьбы с безра­ботицей.

Концепция государственной политики занятости должна базироваться на критериях экономической эффективности и социальной справедливости, ориентация на который призвана решать задачи содействия занятости и защиты трудоспособных граждан от хронической и массовой безработицы. В свою очередь, воздействуя на решение задач в области занятости и соци­альной политики в целом, государство системой взаимосвязанных мер участвует в создании и поддержании необходимого для экономического возрождения социально-политического климата. Таким образом, речь идет о формировании регулирующей функции государства в области занятости населения, которое не должно ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве населения, им следует охватить и сферу "занятого" на­емного труда (внутрифирменный рынок труда). Невнимание к этой сфере может сказаться на уровне занятости и безработицы, постоянно сводя на нет меры по трудоустройству незанятого населения, состав которых будет пополняться из среды занятого наемного труда. Общая закономерность, действие которой в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям не вызывает сомнения, состоит в зависимости уровня и дина­мики инвестиций. И основная проблема при этом заключается не в необхо­димости резкого снижения гипертрофированно раздутого объема капиталь­ных вложений, а в изменении источников финансирования, главным из ко­торых был государственный бюджет, в сторону повышения роли негосударс­твенного (акционерного, частного) капитала. Другая закономерность, обусловленная научно-техническим прогрессом и его влиянием на факты высвобождения работников, характерная для индустриальных стран, пока что не угрожает обществу снижением уровня занятости и увеличением без­работицы. Такое состояние может продолжаться до тех пор, пока в России не наступит финансово-кредитная и ценовая стабилизация и хозяйственные субъекты в поиске путей увеличения эффективности производства не обра­тятся к резервам производительности труда.

Функция регулирования занятости, будучи частью формирующейся сис­темы регулирования социально-экономическими процессами в обществе, объективно требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест как на уровне основного звена экономики и первич­ного звена территорий, так и на общероссийском уровне. Комплексный подход может быть обеспечен на основе взаимодействия органов исполни­тельной власти, в той или иной степени (непосредственно либо опосредо­вано) участвующих в выработке и реализации государственной политики занятости. До середины 1992 года в этом деле задействованными оказа­лись Министерство труда и занятости, Министерство экономики и Минис­терство образования.

По моему мнению, состав центральных органов исполнительной влас­ти, призванных взаимодействовать при разработке и реализации государс­твенной политики занятости, целесообразно расширить за счет привлече­ния Госкомитета РФ по высшему образованию и Комитета по делам молодежи (регулирование распределения выпускников образовательных учреждений и вузов), Министерства социальной защиты (регулирование занятости пенси­онеров и инвалидов), Министерства финансов (политика налоговых льгот, кредитов, привлечение инвестиций), Госкомитета по промышленной полити­ке (конверсия), Госкомитета по управлению государственным имуществом (поддержка малых предприятий, регулирование условий приватизации предприятий, в том числе вопрос о рабочих местах), Министерства оборо­ны (сокращение численности военнослужащих), Госкомитета по статистике. Организационной формой взаимодействия центральных органов федеральной исполнительной власти, по моему мнению, может стать Межправительствен­ный консультативный совет, который необходимо создать при правительст­ве РФ по вопросам разработки и реализации государственной политики за­нятости (с включением в него заместителей руководителей перечисленных ведомств и министерств), и возглавить который должен заместитель ми­нистра, ответственный за социальную политику.

Разработка и реализация политики занятости населения во многом зависит от взаимодействия органов государственной службы занятости "по вертикали" и "по горизонтали" индивидуализированных субъектов рыночных отношений в сфере занятости населения - работодателя и наемного работ­ника (трудоспособного лица, ищущего работу), интересы которого предс­тавляют соответственно ассоциации (союзы) работодателей и объединения профсоюзов. В современных условиях "ахиллесовой пятой" является слабое взаимодействие органов государственной службы "по горизонтали" с реги­ональными структурами исполнительной власти. Важное значение приобре­тает взаимодействие региональных центров занятости населения, предпри­ятий и организаций с учреждениями образовательной системы по поводу профессионального обучения и переподготовки кадров (работающих и неза­нятых) на договорной основе. Эффективное взаимодействие заинтересован­ных субъектов и организации этого процесса будет способствовать нор­мальному функционированию рынка рабочей силы, приспособляемого к тре­бованиям рынка рабочих мест. Поставленная во главу угла государствен­ной политики занятости цель - минимизировать на социально допустимом уровне безработицу на основе сокращения спада производства, его стаби­лизации и последующего роста - может быть достигнута при условии раз­работки и реализации экономического механизма обеспечения занятости населения и функционирования так называемого внешнего рынка труда.

Экономический механизм включает в себя:

прогнозирование предложения рабочей силы и спроса на нее; финан­сирование мероприятий по обеспечению занятости и функционированию рынка труда. Прогнозирование является исходным пунктом разра­ботки системы мероприятий, реализация которых призвана обеспечить регулирующее воз­действие на рынок труда - как на предложение рабочей силы, так и на ее спрос.

Основная тяжесть в реализации политики занятости ложится на рес­публики и регионы, значит, и соответствующие финансовые ресурсы (бюд­жетные и внебюджетные) должны быть в их руках.

Вместо послесловия

Рассмотрим ситуацию, сложившуюся к началу 1994 года в области за­нятости в России. Общая численность занятых в экономике страны в 1992 году составила 72.3 млн. человек (96.4% общей численности рабочей си­лы). На начало 1993 года в органах федеральной службы занятости сос­тояло на учете 1 млн. неработающих граждан. За 1992 год их численность увеличилась в 2.2 раза. На 1 сентября 1993 года безработных насчитыва­лось 0.72 млн. человек, что составило 1% экономически активного насе­ления. Наблюдается неуклонный рост безработицы, хотя ее уровень оста­ется все еще незначительным (в конце 1991 года безработных насчитыва­лось 0.06 млн. человек, в середине 1992 года - 0.18 млн., в конце 1992 года - 0.6 млн.).

Изменения в структуре занятости в 1992 году проявились в первую очередь в перемещении рабочей силы из государственного сектора в част­ный: в первом численность работников сократилась на 7.6 млн. человек, во втором возросла на 6 млн. (главным образом за счет трансформации государственной собственности в частную). Численность занятых в про­мышленности сократилась на 3 млн. человек, причем сфера услуг практи­чески полностью поглотила высвобожденных.

Таким образом, рост безработицы в 1992 году был результатом не рационализации использования труда или структурной перестройки эконо­мики, а кризисным спадом производства (хотя, если бы данный фактор действовал в полную силу, масштабы высвобождения занятых могли достичь 14.5 млн. человек).

Ценную информацию о вероятных причинах и характере безработицы дают официальные данные об изменении состава безработных по причинам увольнения (отчисления). Существенную часть безработных составляют высвобожденные работники (41.3%), значительное число работников увольняется по собственному желанию (38%), серьезным источником без­работицы являются закончившие образовательные учреждения (11.6%).

Дальнейший процесс развития ситуации в области занятости будет во многом зависеть от общего хода экономических реформ. Если приватизация и формирование частного сектора встретят сопротивление, и в то же вре­мя не удастся реализовать ограничительную кредитно-денежную политику, тогда даже при общей либерализации экономики нельзя ждать полного включения механизма рыночного равновесия, противодействующего инфля­ции. Основные экономические проблемы, вероятнее всего, останутся: спад производства и высокая инфляция, которая будет поддерживаться как со стороны производства, так и со стороны спроса. Снизится также произво­дительность труда. Другими словами, углубление общеэкономического кри­зиса станет неизбежным.

Ситуация на рынке труда будет, по-видимому, относительно благопо­лучна. Безработица станет постепенно увеличиваться, но обвального ее роста в ближайшем будущем не произойдет. Усиление социального напряже­ния общества будет связано преимущественно не с безработицей, а с па­дением уровня жизни значительной части населения вследствие безудерж­ной инфляции и имущественным расслоением. Одновременно это означает накопление диспропорций и конфликтов в области занятости, в частности, роста скрытой безработицы, которую можно сравнить с подавленной инфля­цией. Когда в перспективе будут наконец реализованы назревшие макроэ­кономические меры ограничительного характера, цена, которую придется платить за их отсрочку, может оказаться исключительно высока.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Заславский И. " Труд, занятость, безработица",1992

2. Еремин Б.А. " Рынок труда и занятость в современной России ",

3. Власова В.М. " Стабилизация занятости в условиях рынка", 1992

4. Котляр А.Э. " Перестройка и занятость",1990

5. Маслова И.С. " Становление системы формирования эффективной занятости в новых условиях ",1991

6. Бреев Б.Д. " Некоторые аспекты занятости населения на совре­менном этапе", 1991

7. Котляр А.Э. " Проблемы формирования, распределения и использо­вания трудовых ресурсов России", 1991

8. Новицкий А.Г. " Актуальные проблемы трудовой активности насе­ления ", 1992

9. Дадищев А.З. " Проблемы регулирования занятости и регулирова­ния рынка труда России ", 1993

10. " Вопросы экономики ", 12, 1993

11. " Российский экономический журнал ", 9, 1993



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: