Слоговая структура слова - взаиморасположение и связь слогов в слове.
В норме к 3-м годам слоговая структура слова нарушается редко, главным образом, в малознакомых словах. Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности.
Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались Агронович З.Е., Гвоздев А.Н., Левина Р.Е., Маркова А.К., Усанова О.Н. и др.
Но как показывает практика, предложенные ими системы коррекционной работы не всегда применяются логопедами в полном объеме.
Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, как одной из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. Поэтому очень актуальной в настоящее время остается проблема оптимизации работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
Для успешного формирования слоговой структуры слова необходим определенный уровень сформированности ее предпосылок, а именно: звукопроизносительной стороны речи, процессов фонематического восприятия, голоса, чувства ритма, лексико-грамматического строя речи, уравновешенности процессов возбуждения и торможения.
Ритмические реакции являются доминирующими на начальных этапах развития речи, а впоследствии и слоговой структуры. Тот факт, что уже лепетная речь является ритмически организованной и служит основой для дальнейшего усвоения ребенком слов различной слоговой трудности, дает возможность рассматривать чувство ритма как одну из предпосылок формирования слоговой структуры слова.
|
Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому, ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчетливо сказывается на том, как сокращаются ребенком до одного слова двусложные и трехсложные слова.
Одно из требований красиво звучащей речи – правильная ритмико-слоговая структура слова.
Ритмико-слоговая структура слова – ритмическая последовательность ударных и безударных слогов в слове, расположенных в определенной последовательности и обладающих семантикой. Под овладением слоговой структурой слов следует понимать усвоение нужного адекватного количества слогов в слове. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова у ребёнка могут проявляться следующим образом:
1.Нарушение количества слогов:
n сокращение (пропуск) слога: «моток» - молоток;" пувица" – пуговица
n опускание слогообразующей гласной: «пинино» - пианино;
n увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных: «команата» - комната. («тырава» – трава)
2.Нарушение последовательности слогов в слове:
n перестановка слогов: «деворе» - дерево;
n перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» - бегемот.
3. Искажение структуры отдельного слога:
n сокращение стечения согласных: «тул» - стул;
n вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон.
|
4. Уподобление слогов: «кококосы» - абрикосы.
5. Персеверации (циклическое повторение, настойчивое воспроизведение): «били…били…билитекарь» - библиотекарь.
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» - ананасы
7. Контаминации (смешение, слияние элементов слов): «в холодильнице» и т. д.
Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами:
- ударностью
- количеством слогов
- линейной последовательностью слогов
- моделью самого слога
В коррекционной работе можно выделить два этапа:
Подготовительный этап – работа проводится на невербальном и вербальном материале.
Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. На данном этапе рекомендуется развивать концентрацию слухового внимания на материале неречевых звуков; работать над ритмом; формировать общую координацию движений под ритмическую музыку.
Коррекционный этап – работа ведётся на вербальном материале.
Цель – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слова. На данном этапе рекомендуется отрабатывать правильную артикуляцию гласных звуков; воспроизводить слоговые ряды; учить проговаривать слова разного слогового состава с учётом усложнения слоговой структуры по А.К. Марковой; упражнять в произношении фраз.
Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также – психических функций.
|
Начинать работу на слоговой структурой рекомендуется не со слов того типа, который нарушен у ребенка, а сначала со слов более простого слогового состава.
1 этап – работа над ритмом.
Ритмическая способность рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременного условия реализации различных видов деятельности – речевой, интеллектуальной и др.
Кроме того, развитое чувство ритма помогает двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и чёткость речи.
В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. Прежде чем начинать работу над словами, необходимо научить ребенка хлопать тихо и громко, хлопать один раз и много раз. Когда данные задания будут выполняться достаточно четко, можно перейти к произношению с одновременным прохлопыванием звукосочетаний разного ритма, состоящих из одинаковых повторяющихся слогов (например: папА, пАпа, гагА, гАга и т. п.; пАпапа, папАпа, папапА и т.п.). Только после того как будут отработаны звукосочетания разных ритмов со звуками раннего онтогенеза, можно перейти к работе над словом. Если на каком-либо этапе ребенок не может самостоятельно прохлопать слово или звукосочетание, нужно взять его ладони в свои руки и прохлопать, проговаривая, вместе с ним.
Примеры упражнений:
- выложить определенное количество фигур, д/и «Кружочки» — Выложи перед собой столько кружочков, сколько раз я хлопну».
- или наоборот: «Хлопни столько раз, сколько кружочков лежит перед тобой».
- отстучать ритм, д/и «Хлопки», «Морзянка», «Разговор с дятлом». Послушай внимательно и хлопни так же, как я»
- показать/назвать количество хлопков, д/и «Циферка» — «Покажи ту цифру, сколько раз я хлопнула».
- или наоборот: «Хлопни столько раз, какую цифру я тебе покажу».
- «Отхлопай ритм по рисунку».
2. На уровне гласных звуков:
Примеры упражнений:
- Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике
- Произнеси звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши
- Пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, записи буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО
- Те же задания с выделением ударного звука: А УА, А У А, АУ А
Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
- Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; А АА; А А А; АА А.
3. На уровне слогов:
Примеры упражнений:
- Повторить цепочку слогов:
- с одинаковыми звуками: д/и «Мастерим домик» (тук-тук-ТУК), «Поезд едет» (чух-ЧУХ-чух) и т.д.
- с одинаковыми согласными, но разными гласными звуками: д/и «Лепим комок» (па-по-пу-пы), «Катаем снежную бабу» (ба-бо-бу-бы) и т.д.
- с одинаковыми гласными, но разными согласными: «Телеграфисты» (та-да-та-да) и т.д.
- с разными звуками: д/и «Запомни и повтори» (запомнить и повторить цепочку из 3-4 слогов сначала простых, потом со стечением согласных: на-ту-до, пта – кто — кну) и т.д.
4. На уровне слов:
Примеры упражнений:
- знакомство детей с «короткими» и «длинными» словами.
- отхлопать (простучать, прошагать и т.д.) слова по слогам:
(д/и «Разложи по полочкам», «Едем в гости», «Найди домик»,д/и «Собери поезд » — к паровозу с цифрами 1,2, 3 цепляем вагоны, на которых слова одно-, двух- и трехсложные. К этим словам можно подобрать картинки. А для начинающих читать, там каждое последующее слово начинается с последней буквы предыдущего. Собери поезд по слогам и буквам.
- и т.д.)
- д/и «Ромашка» — на определенный слог придумать слова- усложнение: самостоятельно подобрать слова на определенный слог
- по гласным звукам отгадать слово, д/и «Найди картинку» — Отгадай, какое слово я зашифровала, найди соответствующую картинку.
иА – лиса, аА – стакан
, Уа — сумка
,
аОу — автобус ,Иа – слива
аО – сапог
Ау – кактус ааА – ананас
- наоборот: а теперь ты загадай мне слово, а я найду картинку.
- «Слоговая цепочка»: последний слог предыдущего слова должен стать началом нового слова.
- выделить из слов 1ые слога (последние, вторые) и соединить их в новое слово
1. Выполнение заданного взрослым количества движений.
Хлопай, не зевай, правильно считай … » (хлопнуть в ладоши или выполнить другое действие) столько раз,сколько… (раз я кивну головой, звёздочек на картинке, кубиков на столе, точек на стороне кубика и т. д.).
2. Выполнение заданного взрослым количества движений в разном темпе и с разной интенсивностью.
«Хлопнуть в ладоши, ударить палочкой (или выполнить другое действие) медленно (быстро, сильно, слабо) столько раз, сколько … » (листочков нарисовал художник, раз подпрыгнет щенок, подсказывает цифра и т.п.)
3. Повторение сначала простого, затем более сложного ритма за взрослым в форме различных игр и игровых упражнений.
«Как постучался ёжик? (зайчик, гномик…?)»
Это упражнение можно включать в любое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: ** ***. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите». (Дети повторяют ритм за педагогом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному.
«Матрёшки»
Перед ребёнком на столе находятся большая и маленькая матрёшки. Логопед поочерёдно берёт матрёшки и показывает соответствующий каждой из них темп передвижения: большая – идёт медленно, а маленькая – быстро. Ребёнку нужно воспроизвести заданный темп, изображая ходьбу двух матрёшек, а затем ответить на вопросы: «Как идёт большая матрёшка? Маленькая? Кто двигается быстрее? Кто медленнее?»
«Движения животных»
Перед ребёнком на столе находятся три игрушки, например, медведь, заяц, лошадь. Логопед поочерёдно берёт игрушки и показывает соответствующий определённому персонажу темп и характер передвижения (мишка – медленно, вразвалку; заяц – быстро, подскоками; лошадь – в умеренном темпе, плавно). Ребёнку нужно воспроизвести заданный темп и характер движений в процессе изображения ходьбы или бега игрушечного животного, а затем ответить на вопросы: «Как двигается мишка? лошадка? зайчик? Кто двигается быстрее? Кто двигается медленнее?» и др.
«Весёлые инструменты»
Логопед берёт музыкальный инструмент (барабан, металлофон) и задаёт ритмический рисунок (выполняет определённое количество ударов в заданном темпе). Ребёнку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу, затем ответить на вопросы: «Какой инструмент играл? Сколько раз ударил барабан? Как играл барабан?» и др.
Узнавание ритма на слух среди других (с последующим воспроизведением).
«Узнай животное по ритму».
Каждое из домашних животных: лошадь, корова, коза по-своему зовут своих детёнышей – стучат копытцем (педагог задаёт ритмический рисунок). Сначала ребёнок запоминает ритм, затем угадывает животное по ритму, а после этого пробует сам загадать загадку – т.е. воспроизвести ритм).
«Кого зовёт гномик?»
Для этой игры нужно взять несколько игрушек (клоуны) и задать ритм для каждой из них.
Ещё для одной игрушки (гнома) задаётся ритм, совпадающий с ритмом одной из игрушек. Ребёнок должен узнать эту игрушку по ритму и воспроизвести его самостоятельно.
«Найди пару по ритму».
Для этой игры нужно взять несколько игрушек, желательно животных и задать парный ритм, т.е. одинаковый для каких-то из них. Сначала ребёнок запоминает ритм, затем угадывает и подбирает подходящие пары, а после этого воспроизводит ритмические рисунки.
5. Изображение ритма. 1. Выкладывание услышанного ритмического рисунка с помощью предметов, например, кубиков, счётных палочек, геометрических фигур и др.
. Графическое изображение (рисование) услышанного ритмического рисунка с помощью различных несложных элементов, например, палочек, чёрточек, кругов, треугольников и других рисунков.
6. Воспроизведение ритма по заданному рисунку.
Рисунок может быть выложен из предметов прямо на столе или фланелеграфе, а также изображён с помощью разных предметов на полосе бумаги.