31. Методика расчета численности работников Службы предназначена для самостоятельного расчета работодателями рекомендуемой нормативной численности работников с учетом вида деятельности и особенностей организации работы, организационной структуры работодателя и иных факторов, оказывающих влияние на эффективность системы управления охраной труда у работодателя.
32. Методика представляет собой инструкцию по расчету рекомендуемой нормативной численности работников Службы у работодателя. Нормативы численности основаны на статистическом анализе фактически сложившейся численности работников и ее зависимости от факторов, отражающих трудоемкость, а также организационные, экономические, технические и иные условия выполнения работ и функций.
33. На первом этапе собирается вся статистическая информация о штатной и фактической численности работников, организационных, технических и иных условиях, характеризующих факторы, влияющие на трудоемкость выполнения работ, а также устанавливается содержание работ по трудовым функциям, выполняемым работниками службы охраны труда, которые представлены в разделе 4 Рекомендаций.
34. На втором этапе рассчитывается рекомендуемая нормативная численность по следующей формуле:
Чсот = Нуп + (∑Нч + Нком) × Kриск × Kнев × Kуд (1),
где:
Чсот – численность сотрудников службы охраны труда у работодателя, чел;
Нуп – норма управляемости, чел;
∑Нч – суммарная рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда на выполнение всех трудовых функций, указанных в пунктах 30.1 – 30.8, в том числе участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, чел;
Нком – рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда на нахождение в командировках, чел.;
Kриск – коэффициент уровня риска работодателя;
Kнев –коэффициент невыходов, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п.;
Kуд –коэффициент удаленности.
35. Сначала рассчитывается суммарная рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда (∑Н) на выполнение всех трудовых функций согласно разделу 4 настоящих Рекомендаций в соответствии с существующими критериями (нормофакторами), а именно:
среднесписочной численности работников у работодателя;
численности работников, занятых на работах с вредными условиями труда;
количества самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя;
среднемесячной численности вновь принятых работников.
Далее по таблицам 1-5 раздела 4 определяется рекомендуемая нормативная численность по указанным в таблицах функциям и суммируется. По функции 30.6 раздела 4 настоящих Рекомендаций рекомендуемая нормативная численность рассчитывается путем деления нормы времени на участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев (по видам случаев) на фактический фонд рабочего времени одного работника, равный 1972 часам.
В случае, если Службу или специалиста по охране труда возлагаются (возложены) работодателем дополнительные трудовые функции, не входящие в непосредственные трудовые обязанности, в том числе определенные профессиональным стандартом специалиста в области охраны труда или иным нормативным правовым актом, суммарная рекомендуемая нормативная численность Службы, рассчитанная по таблицам 1-5 раздела 4, увеличивается на единицу.
Расчет нормативной численности по функции 30.6 раздела 4, командировкам и дополнительным функциям производится по формуле:
Нком | = | Тр | ((2), | ||
Фн |
где:
Нком – норматив численности, чел./час;
Тр – фактическая трудоемкость функции/действия, определяемая методом прямого нормирования (по командировкам рассчитывается как количество календарных дней нахождения специалистов по охране труда в командировках в среднем за предыдущий год, умноженное на 8 часов), чел. час;
Фн – фактический фонд (норма) рабочего времени одного работника в год (1972 часа), час.
36. Полученная в соответствии с пунктом 35 суммарная нормативная численность работников по всем трудовым функциям согласно формуле (1) умножается на перечисленные коэффициенты:
коэффициент уровня риска организации (Kриск);
коэффициент невыходов, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (Kнев);
коэффициент удаленности (Kуд).
36.1. Расчет коэффициента уровня риска организации (Kриск).
В соответствии с пунктом 15 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. № 1230 «Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»[6] плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, проводится выездная проверка с периодичностью один раз в 2 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, проводится выездная проверка с периодичностью один раз в 3 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, проводится выездная проверка с периодичностью не чаще чем один раз в 5 лет;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, проводится выездная проверка с периодичностью не чаще чем один раз в 6 лет.
Коэффициенты риска рассчитаны в таблице 6 с учетом трудозатрат на сопровождение проверок специалистом по охране труда и фондом рабочего времени работника.
Таблица 6
Категория уровня риска организации | Частота плановых проверок | Kриск |
Категория высокого риска | 1 раз в 2 года | 1,05 |
Категория значительного риска | 1 раз в 3 года | 1,03 |
Категория среднего риска | 1 раз в 5 лет | 1,02 |
Категория умеренного риска | 1 раз в 6 лет | 1,01 |
Категория низкого риска | Плановые проверки не проводятся | 1,0 |
36.2. Расчет коэффициента невыходов, учитывающего планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (Kнев).
Коэффициент невыходов Kнев определяется по формуле:
Кнев | = 1 + | % планируемых невыходов | (3) | ||
100 |
36.3. Определение коэффициента удаленности (Kуд).
Коэффициент удаленности структурных подразделений на территории одной организации (Kуд) составляет в зависимости от расстояния между структурными подразделениями:
от 0,5 км до 1,5 км – Kуд = 1,2,
от 1,5 км до 30 км – Kуд = 1,4,
от 30 км до 50 км – Куд = 1,6,
более 50 км – Куд = 2.
37. Далее определяется норма управляемости (количество руководителей и их заместителей) в зависимости от полученной суммарной нормативной численности работников по всем трудовым функциям, определяемой в соответствии с пунктами 34 - 36 Рекомендаций.
Норма управляемости Нуп. Определяется по таблице 7.
Таблица 7
Рекомендуемаянормативная численность сотрудников службы охраны труда, чел. | Норма управляемости (численность руководителей и их заместителей), чел. |
До 3 | 0[7] |
4 – 9 | 1[8] |
10 – 15 | |
16 – 26 | |
27 – 42 | |
43 – 55 | |
свыше 56 |
38. Итоговая рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда у работодателя определяется путем суммирования нормы управляемости, определяемой в соответствии с пунктом 37 Рекомендаций, с полученной суммарной нормативной численностью работников по всем трудовым функциям, определяемой в соответствии с пунктами 34 – 36 Рекомендаций.
39. При определении итоговой рекомендуемой нормативной численности работников службы охраны труда у работодателя округление полученного значения производится в порядке, указанном в таблице 8. Данные нормативы численности определяют рекомендуемое количество штатных ставок службы охраны труда у работодателя. При определении фактической штатной численности работников службы охраны труда полученное значение итоговой рекомендуемой нормативной численности работников службы охраны труда у работодателя дополнительно округляется до целого числа.
Таблица 8
№ п/п | Рассчитанная рекомендуемая численность | Правила округления |
менее 0,13 | Отбрасываются (0) | |
0,13 – 0,37 | Округляются до 0,25 | |
0,38-0,62 | Округляются до 0,5 | |
0,63 – 0,87 | Округляются до 0,75 | |
свыше 0,87 | Округляются до 1,0 |
Приложение № 1
к Рекомендациям по структуре
службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от ___________________ 2022 г. № ______