Задание 2: Какие образы возникают у Вас при чтении первого отрывка? Сформулируйте свой вывод на основании прочитанного отрывка (укажите роль педагога).




Тема: Учитель-информатор, учитель-собеседник, учитель-комментатор.

Задание 1: Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль текста. Какую роль играет в этом тесте 1 предложение? (укажите роль педагога)

Ответ:

Тема текста - своеобразие мастерства С.Т. Аксакова.

Основная мысль текста заключается в том, что познание ребенком окружающего мира посредством слова находит отражение в системе используемых речевых средств.

Первое предложение отражает основную тему дальнейшего повествования, то есть является ключевым «вопросом», на который дается «ответ». Роль педагога – учитель-информатор.

Размышления к использованию региональной лексики в произведениях С. Т. Аксакова

Своеобразие мастерства С. Т. Аксакова заключается в том, что образы, созданные им, кажутся «почти действительнее самой действительности» (Ф. М. Достоевский). Язык писателя обладает той простотой, которая свойственна лишь мастеру.  Способы использования региональной лексики в произведении С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова — внука» осознаются в процессе осознания и понимания окружающего мира Сережей Багровым. Материальный мир, который ощущает и пытается осознать герой, прослеживается в его восклицании «Сколько новых предметов, сколько новых слов!», свидетельствующем о процессе постижения ребенком мира посредством слова.

Те фразы, которые еще не знакомы нашему герою, но на которые и автор хотел бы обратить внимание читателя, выделены авторским курсивом. Они-то (эти слова) поражают героя свежестью, меткостью смыслового выражения, являются свидетельством богатства русского языка: «Румяная Матреша имела чудесный голос и была запевалой.  Отношение С. Т. Аксакова к народной речи сродни В. И. Далю, который рекомендовал изучать и усваивать русскую речь народа… Введение в текст новых для героя слов сопровождается детальным описанием предмета или явления, с которым мальчик сталкивается впервые. Причем ис-­
пользование перифраз и других способов отражает наивно-непосредственное мировосприятие ребенка.

Толкование новых для героя слов через более понятное, уже известное выглядит следующим образом. «Белые, чистые пески с грядами разноцветной гальки, то есть камешков, широко расстилались перед нами ». Но возможны пояснительные конструкции или авторский комментарий. Например: «По всему водяному пространству, особенно посреди Волги, играли беляки: так называются всплески воды, когда гребни валов, достигнув крайней высоты, вдруг обрушиваются в брызги и белую пену».

Таким образом, познание ребенком окружающего мира посредством слова находит отражение в системе используемых речевых средств.

Задание 2: Какие образы возникают у Вас при чтении первого отрывка? Сформулируйте свой вывод на основании прочитанного отрывка (укажите роль педагога).

Ответ: При чтении первого отрывка текста у меня возникают образы русской природы, также образ умного, наивного ребенка, который очень любознателен, тонко чувствующий и понимающий природу. Роль педагога в этом отрывке не только учитель-информатор, но и учитель-собеседник.

 

Другая важная особенность произведений С. Т. Аксакова заключается в этнографической достоверности повествования. Знакомство героя с неизвестными ему сторонами деревенской жизни отражено в использовании диалектных слов, создающих местный колорит, вносит в повествование особую экспрессию, ощущение свежести и яркости изображаемого. Для повествования употребление диалектизмов — и память о детстве, которую он бережно и благородно хранит, и свидетельство искренней, преданной, горячей любви к родной природе, родным местам, народному языку, это и возможность передать «свежим» словом суть предмета, запомнившегося навсегда.

Писатель создает поэтический мир семьи, показывает ребенка в окружении матери, сестры, отца на фоне российской природы. Рождаются образы Матери-природы, Человека-сына. И вот она сама природа!  … Мы проехали мимо пруда: на грязных и отлогих берегах его еще виднелись ледяные закрайки; стадо уток плавало посредине. Я просил отца застрелить уточку, но отец отвечал, что «уточки далеко и что никакое ружье до них не достанет». Лукавит отец, как-то непонятно ведут себя взрослые.

А в природе все может случиться: то много бликов и отражений, то может прошуметь ливень с грозой и окончиться солнечной улыбкой; может наплыть облако и обернуться радугой… В «Детских годах Багрова-внука» две различные стихии: ручьи слез и воды — чем-то родственны друг другу. Вот и образ отца, который «очень любил всякие воды, особенно ключевые».

Следы недавно сбывшей воды везде были приметны: сухие прутья, солома, облепленная илом и землей, уже высохшая от солнца, висели клочьями на зеленых кустах; стволы огромных деревьев высоко от корней были плотно как будто обмазаны также высохшею тиной и песком…

С. Т. Аксаков использует языковые средства говоров, которые расширяют кругозор как героя, так и читателя. Яровые хлеба: овсы, полбы и пшеницы… (полба — южн. злак. растение между ячменем и пшеницей). Диалектизмы выделяются кавычками, курсивом, имеются сноски. Прежнее русло Демы называлось старицей. Лексическим диалектизмам отведена строго определенная цель: они являются косвенным указанием на место действия, служат реалистическому описанию (знакомят с бытом: нары, светец, куделя, лучина, обычаями местных жителей: водосвятие, сорочины).

Особую роль играют этнографические диалектизмы — слова, называющие вещи, предметы, явления, характерные для быта, хозяйства и не имеющие параллелей в литературном языке: колода, ларь, позумент и др. Ряд таких слов имеет близкие параллели в литературном языке, однако полная замена диалектизмов нежелательна, поскольку теряется экспрессивность речи.

Под региональной лексикой следует понимать лексику, характеризующую территориальные страты XIX века — диалект и просторечие. Это особенно важно для изучения особенностей русского языка XIX века Оренбургской губернии, как территории говоров позднего заселения. Не случайно русские народные говоры являются источником фольклора и фольклорной лексики, глубоко поэтичной по своей природе. Под воздействием литературного языка на базе диалектов возникают другие промежуточные образования (городские, региональные и областные, обиходно-разговорные формы языка). Границы между этими образованиями весьма зыбки, текучи и неустойчивы.

Таким образом, жизнь и быт крестьян, их профес­сионально-промысловая деятельность, описание быта и образа жизни героев произведений С. Т. Аксакова переданы живым народным языком, отражающим определенный уровень культуры, поскольку язык — воплощение культуры.

Задание 3: Какие образы возникают у Вас при чтении второго отрывка? Составьте вопросный план по второму отрывку (4-5 вопросов) или составьте диалог (учитель-ученик).

Ответ: основной образ, который у меня возникает при прочтении второго отрывка- деревенская, тихая, умеренная жизнь, родные просторы, семья, в которой все заботятся друг о друге.

Вопросный план:

1. В чем заключается особенность произведений С.Т. Аксакова?

2. Какие языковые средства говоров использует автор?

3. Какую роль играют этнографические диалектизмы?

4. Что следует понимать под региональной лексикой?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: