Раскройте современную проблематику нейропсихологии




Нейропсихологическое исследование процессов мышления.

 

Нейропсихологический анализ мыслительных процессов, основанный на разработанной А.Р. Лурия и Л.С. Выготским концепции системного строения высших психических функций, выявляет сложную структуру мышления, в частности включающую такие компоненты (операции), как:

анализ условий проблемной ситуации или задачи,

вычленение значимых и незначимых, недостающих, общих признаков,

сравнение, классификация, обобщение и исключение,

понимание причинно–следственных отношений,

формирование навыков логического мышления и комбинаторики,

контроль промежуточных и конечного результата и др.

Важнейшими этапами (фазами) мыслительной деятельности являются (Лурия, 2004):

предварительная ориентировка в условиях задачи (часто причиной трудностей ребенка является именно непонимание вопроса задачи, или недостаточное внимание к нему);

создание схемы (плана) ее решения. Оно поможет ребенку организовать и структурировать свою мыслительную деятельность, целенаправленно выполнять предложенное задание;

выделение способов решения, то есть отбор тех уже освоенных знаний и умений, которые необходимы для решения данной конкретной задачи;

сличение результата с исходным намерением или условием задачи с тем, чтобы избежать «глупых» ошибок по невнимательности.

 

Исследование мышления при патологических состояниях мозга является одной из самыхсложных проблем клинической психологии.

Место, которое занимает исследование процессов мышления, неодинаково в различных областях клинической медицины. В психиатрической клинике, ставящей перед собой задачу изучения общих форм изменения сознания человека, исследование мышления занимает центральное место и имеет характер психологического описания различных форм его нарушения.

Как и показывают исследования (Выготский, леонтьев, запорожец, …),такой сложный процесс формируется в длительном развитии ребенка. На первых порах он носит развернутый наглядно-действенный характер и опирается на ряд внешних материальных или материализованных средств. На следующей ступени он может выполняться в плане развернутой громкой речи. Лишь на последней ступени, по мере развития внутренней речи, он постепенно свертывается и принимает тот характер сокращенного «умственного» действия, который отличает интеллектуальные процессы взрослого человека.

Естественно поэтому, что приемы исследования мышления должны быть построены так, чтобы характер нарушения интеллектуалной деятельности мог быть доступен для детального анализа. Только при этих условях исследование мышления может быть использовано для целей топической диагностики поражения.

Исследование мышления, которое применяется нейропсихологией, может иметь характре анализа контруктивной деятельности больного; оно может спользовать анализ понимания сюжетных картин или текстовых отрывкой; наконец, оно может впоспользоваться анализом процесса решения задач, в котором все особенности интеллектуальной деятельности выражены в особенно четком виде и которые представляют особою удобные для исследования модели интеллектуального акта.

Во всех этих случаях исследующий мышление должен обращать особое внимание не столько на результатрешения той или иной задачи, сколько на анализ того, как протекает процесс мышления и в чем состоят те затруднения, которые исытывает больной при решении задачи.

 

Раскройте современную проблематику нейропсихологии

1)проблема факторного нейропсихологического анализа - модифицированный вариант проблемы локализации, какой фактор связан с работой той или иной мозговой структуры;

Проблема локализации – основная проблема, она связана с выявление и классификацие зон и областей мозга, отвечающих за отдельные стороны психических функциональных систем. Квалификация всех зон мозга с токи зрения и их участия в протекании психических процессов.

2)проблема нейропсихологических методов – Лурия разработал систему нейропсихологических методик (схема нейропсихологического обследования), в этом наборе заданий встречаются по несколько заданий, относящихся к той или иной функции. Методики подбирались специально. Каждую психическую функцию надо исследовать с разных сторон, надо использовать разные методики, направленные на разные стороны функции.

Проблема метода, с помощью каких метолов можно исследовать психические фунции Лурия разработал нейропсихологическую методику их изучениия больных – набор текстов, зрительных, речевых, двигательных и построена она такм образом, чтобы исследовать разные психические функции. Но они не адекватны новым данным.

3)проблема возрастных и нозологических (учение о болезнях, позволяющее решать основную…Болезнь – это сложная преимущественно – приспособительная реакция организма) особенностей использования нейропсихологических методов обследования - проблема возраста, в котором можно применять нейропсихологические методы. Нижняя граница – необходим контакт при проведении, нижняя граница – 5-6 лет, когда ребёнок становится способным действовать по инструкции.

Проблема объекта. Первоначальным обхектом нейропсихологии были больные с локальными поражениями мозга. Но последние исследования показали, что нейропсихологические методы применимы для исследования совершенно, казалось бы здоровых людей, детей, людей в возрасте эволющии. Изучаюстя мозговые структуры.

Проблема роли каждого полушария в осуществлении высших психических функций. Характер взаимодействия между полушариями.

Левое: вербальное, оценка времени, аналитическое, последовательное, абстрактное; Правое: невербальное, оценка пространства, синтетическое, одновременное, конкретное.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: