Бытие в античной философии




МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

(ФГБОУ ВО СПбГУ ГА)

Красноярский филиал Университета гражданской авиации

 

 

Реферат по дисциплине

“ОСНОВЫФИЛОСОФИИ”

На тему: Философское учение о бытие. Виды бытия.

 

 

Выполнил: студент группы Д32

Губкин.В.А

 

Проверил: преподаватель

Кафедры ОГСЭД ЕлизовА.Г.

 

Красноярск 2020.г

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………….3-4 стр

2. Что такое бытие ……………………………………………………….5-6 стр

3. Диалектика бытия и небытия…………………………………….....7-11 стр

4. Бытие в античной философии…………....………...........................12-13 стр

5. Бытие в средневековой философии ………………………………..14-15 стр

6. Бытие в философии Нового времени ……………………….................16 стр

7. Бытие и сознание…………….………………………………………17-19 стр

8. Бытие человека…………………………………………………..……20-21стр

9. Виды бытия……………………………..............................................22-26 стр

10. Атрибуты бытия……………………………………………………...27-37 стр

11. Заключение…………………………………………………………...….38 стр

12. Используемой литературы……………………………………………....39 стр

 

 

 


Введение

В философии есть разделы, посвященные определенному кругу проблем. Философское учение о бытии принято называть онтологией. Онтология включает в себя такие вопросы, как происхождение мира, его универсальные связи, основные характеристики и законы. Как возник наш мир, каковы его характеристики, по каким законам он развивается и куда направлено его развитие — все это вопросы онтологии.

Философское осмысление мира в онтологии осуществляется с помощью категорий как предельно общих понятий. Важно учитывать, что философские категории не являются неизменными, застывшими понятиями, в ходе процесса общественного познания их содержание развивается. Многие философские категории взаимообусловлены.

Самыми общими понятиями онтологии и философии являются категории «бытие» и «небытие». Все, что существует, составляет бытие.

То, чего не существует, относится к небытию. В философской литературе в качестве синонимов понятия «бытие» часто употребляются понятия «существование», «мир», «космос», «действительность», «реальность». Синонимами понятия «небытие» служат понятия «несуществование», «ничто».

Все существующее в мире имеет одну общую черту — оно есть, оно существует: галактики и планеты, растения, животные и люди, общество и культура. В то же время все существующее имеет разные способы и формы существования. В этом заключается философский принцип многообразия мира.

Философия стремится выяснить вопрос о существовании как мира, так и человека. Поэтому она нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека и сознания — категории бытия. Философы исходили из того, что такая идея позволяет мысленно объединить самые различные предметы и явления мира лишь по одному признаку — их существованию: природа и общество, люди и их действия, мысли и чувства существуют и образуют целостное единство мира.

 


 

Что такое бытие

Слово «Бытие» образовано от глагола «быть», присутствующего абсолютно во всех европейских языках, включая древние – греческий и латынь. Таким образом «бытие» – это существование вещи, то, как вещь существует. Однако не любое существование есть «бытие», бытие – это наиболее существенное в вещи, то, что делает вещь именно данной вещью и позволяет отличить ее от других вещей. Другими словами, можно сказать, что бытие вещи (или как часто выражается философский жаргон – «вещь в ее бытии») – это ее сущность. Не случайно в латыни слова быть, бытие (esse) и сущность (essence) – однокоренные. Таким образом, через противопоставление наиболее существенного (бытия, сущности) и несущественного в вещи мы приходим к ключевому для проблематики бытия противопоставлению – бытийственного и случайного, сущностного и несущностного. Впервые проблематику бытия в философию ввел Парменид, главный представитель Элейской школы. Парменид различал два мира: «мир истины» и «мир мнения». В мире мнения (докса) мы видим множество различных вещей, наблюдаем хаотичное движение, метаморфозы. Но все это не имеет отношение к истине, говорит Парменид, ибо в мире истины – то есть в самой сокровенной сути – бытие едино, бездвижно, пребывает в покое. В действительности, Парменид показывает нам очень важную вещь, без которой совершенно невозможно себе представить современной науки: суть процесса может весьма существенно отличаться от его внешней, наблюдаемой нами формы, то, что нам кажется, отнюдь не обязательно соответствует тому, что на самом деле есть. В качестве примера: каждому из нас ежедневно кажется, что солнце вращается вокруг Земли – это ведь абсолютно очевидный факт. Тем не менее, мы знаем, что вращение солнца вокруг Земли – лишь кажи- 140 мость, в действительности (в сущности или попросту – в бытии) все обстоит с точностью до наоборот – Земля вращается вокруг солнца, и мы вместе с ней. Итак, подытоживая, мы можем дать два определения понятию бытия: во-первых, бытие – это все, что существует, все, что есть. То есть это объективно существующая реальность во всем ее многообразии. Во-вторых, бытие – это особая сторона объективной реальности, а именно – существование, тождественное сущности. Эти два значения можно различать по их употреблению: когда мы говорим, например, что «онтология – это наука о бытии», бытие здесь употребляется в 1-м значении. Когда же мы говорим, «каково бытие этой вещи» – это второе значение, сущность вещи.
Диалектика бытия и небытия

О бытии имеет смысл говорить тогда и только тогда, когда дело касается чего-то конкретного, т.е. бытием может обладать только что-то, нечто. О таком нечто еще можно сказать сущее, оно имеет место быть здесь и теперь, наличествует сейчас, в настоящее время.

Небытие же в любом языке отождествляется с ничто и никаким образом не может быть помыслимо. Иначе говоря, небытие отрицает бытие, и именно в этом смысле употребляется термин небытие, когда вещь, тело, явление, сознание (т.е. то, что может существовать) перестают быть самими собой, и о них говорят, что они ушли в небытие.

Однако в строгом философском смысле это не совсем так. Между бытием и небытием существует диалектическая взаимосвязь.

Во-первых, согласно современным представлениям о мире наша Вселенная появилась из вакуума, что делает его особым состоянием материи. Вакуум оказывается не самым бедным, а самым богатым типом физической реальности, представляя своего рода потенциальное бытие, ибо в нем содержатся все возможные частицы и состояния, но в то же время актуально в нем ничего нет.

Во-вторых, в небытие уходит объективное существование того, что было, но если о нем тем не менее говорится, а, следовательно, оно определенным образом мыслится как нечто конкретное, то это что-то опять-таки существует, но уже в сознании и, следовательно, сохраняет свое второе бытие, оставаясь в этом случае копией первоначального объекта, в виде идеального образа.

На всем протяжении развития философии наблюдаются различные подходы к истолкованию проблемы единства мира.

Впервые вопрос о единстве мира поставили античные мыслители Фалес, Демокрит и др. Поскольку их взгляды на мир, материю носили наивный характер, они не сумели полностью решить этот вопрос. Для них характерны догадки о том, что единство мира - в его материальности. Проблема единства мира по-своему решалась и другими античными мыслителями, которые исходили из признания основы единства мира в существовании первичных абсолютных идей, или ощущений человека. Последовательность в признании единого начала - материи или духа - называется философским монизмом.

Противоположностью монизма является дуализм. Дуалисты считали, что существуют два равноправных начала, две независимые друг от друга субстанции: материя и дух.

Виднейшим представителем дуализма был французский философ и математик XVI в. Р. Декарт.

В этот же период материалистическую линию в решении вопроса о единстве мира проводили представители метафизического материализма Ф. Бекон, Т. Гоббс, Б. Спиноза, французские материалисты XVIII века.

Глубже, чем другие материалисты, подошли к решению проблемы единства мира русские философы середины XIX века. Опираясь на достижения философии, а также на новые успехи естествознания, они пытались взглянуть на мир как на процесс развития. По Чернышевскому, природа представляет собой не что иное, как разнородную материю с многообразными качествами. Он утверждал, что органические и неорганические "комбинации элементов" образуют единство и что органические элементы возникают из неорганических. Однако, идеалистически рассматривая сущность общественных явлений, русские революционные демократы не смогли до конца последовательно разрешить проблему материального единства мира.

Проблему единства мира с материалистических позиций решали Маркс и Энгельс, опиравшиеся на достижения естественных и общественных наук. Они отвергли метафизическое представление о непроходимой пропасти между живой и неживой материей, обосновав положение о возникновении жизни из неорганической материи, дав определение жизни как способа существования белковых тел, являющихся ее материальными носителями.

Марксизм при рассмотрении вопроса о единстве мира исходит из того, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и что движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени.

Материальное единство мира как диалектическое единство многообразия проявляется двояко.

Во-первых, как своеобразная дискретность строения объективной действительности. Наличие в ней качественно различных, отграниченных друг от друга вещей, явлений, процессов, систем.

Во-вторых, как иерархические отношения между системами разной степени сложности, организованности, выражающиеся во "включении" менее сложных систем в более сложные. Несводимости специфических закономерностей последних к первым.

Диалектико-материалистическое положение о материальном единстве мира соответствует развитию естествознания того периода. Открытие электромагнитных волн и светового давления свидетельствует о материальности электромагнитного поля и о наличии массы света, который представляет собой, как оказалось, электромагнитные волны определенной длины. Открытие клетки показало единство в строении всего живого при всем многообразии его видов. Важными открытиями в этом отношении являются открытие закона сохранения и превращения энергии и создание эволюционной теории происхождения видов Дарвиным.

Овладение методом спектрального анализа позволило установить, что Солнце и другие звезды, звездные ассоциации и планеты имеют в своем составе те же химические элементы, что и Земля. Многообразие химических элементов раскрывается периодической системой элементов Д.И. Менделеева.

Особенно знаменательными были открытия в физике на рубеже XIX-XX вв., показавшие сложную структуру атома. Обогатились представления об основных формах движения. Эти открытия отвергают субстратно-вещественную модель мира, авторы которой пытались свести всю материю во Вселенной к некоей "праматерии". Такой первоматерией всех вещей английский физик Праут считал, например, атом водорода.

Кроме субстратно - вещественной модели единства мира, существует функциональная модель, согласно которой каждая малая частица во Вселенной связана с другой, сколь угодно удаленной от нее. Вселенная функционирует как единый механизм, в котором каждое явление строго необходимо и занимает вполне определенное место в общей цепи событий. Взятая изолированно от других, эта модель упрощает действительность.

В наибольшей степени действительности соответствует атрибутивная теория единства мира. В этой теории предполагается единство всех видов материи и форм движения. Здесь имеется в виду единство атрибутов материи, ее законов. Это единство проявляется и в единстве законов сохранения.

Единство мира находит свое отражение, например, в математике, которая раскрывает некоторые общие связи в окружающем мире. Так, например, решения уравнений общей теории относительности, основанные на различных допущениях, дают модели, математически описывающие Вселенную. Какая из этих моделей наиболее точно описывает мир, выяснится в ходе дальнейшего развития физики и астрофизики.

Сознание человека не хочет мириться с тем, что существует нечто, недоступное пониманию. Оно создает аналоги этих характеристик, выступающих в качестве атрибутов Бытия. На место холода ставится температура, на место тяжести - масса. В отличие от первых, вторые характеристики связаны с деятельностью человека. Они могут быть поняты и изучены. Эту форму Бытия Хайдеггер назвал Man (человеческое Бытие).

В последнее время неклассические трактовки Бытия начинают приобретать все больший вес в гуманитарных науках. Особенно это относится к социологии и экономике. На место прежних "объективных", независимых от мнения и сознания людей линейных законов приходят законы вероятностные, наступление действия которых оказывается связанным со статистическими закономерностями. Уже не естественные науки с их линейным детерминизмом (обязательные причинно-следственные связи) диктуют правила гуманитарным, а наоборот.

 

 

Бытие в античной философии

Как самостоятельное понятие бытие возникает в ранне греческой философии, в учении элеатов. Парменид формулирует тезисы, ставшие одной из постоянных парадигм западноевропейского онтологического мышления: бытие есть вечное и неизменное единство; противостоящее ему подвижное многообразие является небытием; бытие есть полнота всех качеств, сливающихся в высшей определенности и утрачивающих частную определимость; одно и то же -- мышление и бытие. Уже в самом своем историческом начале категория бытия воспринимается как спорный и парадоксальный конструкт. С одной стороны, она явилась естественным результатом попыток первых греческих философов найти универсальный принцип организации эмпирических явлений, который устанавливался бы мышлением, а не опытом (ср. «логос» Гераклита, «число» пифагорейцев), и как таковая, эта категория принимается всей последующей античной философией, уравновешиваясь лишь тем, что предметом мысли становится не «чистое» бытие, а качественно определенные начала бытия («корни» Эмпедокла, «семена» Анаксагора, «атомы» Демокрита); этот компромисс позволял объяснить связь бытия с конкретными предметами, умопостигаемого -- с чувственным восприятием. С другой стороны, категория бытия критикуется софистами (Горгий) как пустое понятие, допускающее отождествление со своей противоположностью, с небытием, а также натурфилософами -- как противоречащее обыденному и научному сознанию (апории Зенона).

Бытие, по Платону, -- это совокупность умопостигаемых форм или сущностей -- «идей» -- отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон проводит границу не только между бытием и становлением, но и между бытием и «безначальным началом» бытия, которое Платон называет также «благом». В онтологии неоплатоников это различение изображается как две последовательные ипостаси «единого» (сверхбытие) и «ума» (бытие). Важной особенностью платоновского понимания бытия явилась связь его с категорией истины. Истина есть результат восхождения к истинно сущему, т. е. к видам бытия.

В философии Аристотеля, следующего в основном платонизму, появляется ряд специфических сдвигов в понимании бытия: отрицание бытия как высшего родового понятия, отождествление его с субстанциальной сущностью единичной вещи, попытка расчленить различные смыслы употребления слова «есть». Однако задачей «первой философии» остается, как и у Платона, усмотрение бытия как такового.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: