1. Этапы работы над художественным произведением.
2. Методические приемы, используемые на этапе первичного синтеза.
3. Литературоведческие и творческие приемы анализа художественного произведения.
1. Современная методика чтения выделяет три этапа работы над художественным текстом: первичный синтез → анализ → вторичный синтез.
Первичный синтез:
а) подготовка к первичному восприятию;
б) установка на целенаправленное восприятие текста;
в) первичное восприятие;
г) эмоционально-оценочная беседа.
Основные задачи первичного синтеза: ознакомление учащихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста; выяснение эмоционального воздействия произведения.
Ведущей деятельностью учеников под руководством учителя является анализ:
а) устанавливаются причинно-следственные связи в развитии сюжета;
б) выясняются мотивы поведения действующих лиц и черты их характера (почему так поступили и как это их характеризует);
в) проводится анализ изобразительных средств в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценкой мотивов поведения героев.
На этапе вторичного синтеза:
а) обобщаются существенные черты действующих лиц;
б) сопоставляются герои, и дается оценка их поступкам;
в) выясняется идейная направленность произведения;
г) дается оценка художественного произведения как источника познания окружающей действительности и как произведения искусства (что узнали нового, чему оно учит, как автору удалось ярко и увлекательно передать читателю свои мысли и чувства).
Примечание: указанные этапы не являются аналогом структуры урока чтения, т.к. над одним произведением работа может проходить в течение нескольких уроков, и каждый из них будет иметь свои учебные цели.
|
Первичному восприятию художественного произведения должна предшествовать подготовительная работа, а после вторичного синтеза – проведение работ творческого характера (установление связи с жизненным опытом и уточнение знаний учащихся об окружающей действительности)
2. Первичный синтез
1) Задачи подготовительной работы
– расширить представления учащихся о явлениях и событиях, изображаемых в произведении, сообщить новые сведения и тем самым обеспечить сознательное восприятие текста;
- познакомить с жизнью писателя, вызвать интерес к писателю как человеку, к его творчеству;
- подготовить детей к эмоциональному восприятию произведения;
- раскрыть лексическое значение слов, без понимания смысла которых усвоение содержания будет затруднено.
Вопрос о целесообразности проведения подготовительной работы решается учителем, исходя из содержания произведения и уровня развития учащихся, т.к. не каждое произведение требует подготовительной работы.
Методические приемы, используемые при подготовке учащихся к чтению литературного произведения:
1) «Рассказ о писателе»
Рассказ ученикам младшего школьного возраста о писателе проводится при решении следующих задач:
1) вызвать у ребенка интерес к книгам писателя;
2) расширить кругозор ребенка, вводя в него имена тех, кто так или иначе заботился о детях, думал об их воспитании и развитии;
3) воспитать у детей уважение к писательскому труду, раскрыв его сложность и показав возможности влиять на читателей;
|
4) воспитывать любовь к литературе как искусству слова;
5) вызвать интерес к писательскому творчеству и желание попробовать себя в литературном творчестве.
Знание элементов биографии писателя на этом этапе обучения прежде всего играет роль стимула к чтению его книг. Изучение произведения — толчок, вызывающий у ребенка желание познакомиться с автором поближе, а знакомство, в свою очередь, рождает интерес к другим книгам писателя. Знакомить детей с полной биографией писателя в начальной школе не имеет смысла, так как в этом случае рассказ сведется только к перечислению дат и событий, которые еще неактуальны для ребенка, которые он не в силах осмыслить и включить в копилку собственного опыта. Важно, чтобы ученик знал, где и в какое время жил и работал тот или иной писатель, что это было за время; чем он интересовался, что любил, почему адресовал свои произведения детям. Рассказ учителя о писателе не может сводиться к формальной передача информации, состоящей из дат рождения, учения и смерти и общих слов о любви к Родине, природе, музыке и т.п. Первая встреча школьника с новым для него человеком должна запомниться ему, поразить его, вызвать у него положительные эмоции, может быть, даже потрясение — тогда можно говорить о том, что встреча состоялась, что ребенок захочет прочитать то, что написал такой интересный человек.
При подготовке рассказа о писателе важно знать, что о нем уже известно ученикам, чтобы не повторяясь, расширять круг знаний о писателе, о его творчестве.
|
Рассказ о писателе целесообразно сопровождать наглядностью — его портретами, видами мест, где он жил или бывал, не формализуя прием, лишь показывая детям фотографии и репродукции, а работать с этими изображениями. Если учитель собирает продемонстрировать ученикам портрет писателя, то следует четко представлять, для чего он это будет делать: полезно привлечь внимание ребенка к чертам характера человека, которые обязательно отражены на его портрете или фотографии.
Можно познакомить детей с тем, как отзывались о писателе или его произведениях уже знакомые им авторы.
Не обязательно, чтобы каждая встреча с писателем и его произведением начиналась с рассказа учителя. Можно спрашивать детей о том, что они знают, помнят из прошлых уроков, выстраивая новую встречу иначе, чем предыдущую, заостряя внимание на книгах, а не на личности автора.
2) Выставка книг
Суть приема заключается в визуальном и кинестетическом знакомстве детей с книгами писателя, что, в свою очередь, вызывает к ним интерес школьников и создает мотивацию на чтение произведения.
Выставка книг может быть монографической, когда представлены книги одного писателя, или тематической, знакомящей:
1) с книгами разных авторов на одну тему (природа, детство, приключения, война и т.п.);
2) с литературными произведениями одного жанра (например, книги сказок, сборники лирической или игровой поэзии, книги с рассказами);
3) с книгами, созданными в одну историческую эпоху.
Организация выставки книг, подбор экспонатов для нее определяются целями работы:
1) познакомить учеников с писателем и его книгами;
2) продемонстрировать детям разнообразие или многообразие произведений писателя;
3) проверить знания детей;
4) заинтересовать книгой, вызвать желание ее прочитать;
5) показать актуальность темы или жанра.
Рассмотрим организацию работы с книжной выставкой в зависимости от цели.
1. Если основная цель — познакомить детей с писателем и его книгами, то на выставке должны быть представлены главные произведения автора. Учитель останавливает внимание детей на названии книги, рассматривает ее вместе с учениками, аннотирует ее.
2. Если важно проверить, знают ли дети авторов книг, то на выставке книги экспонируется в раскрытом виде: по фрагментам текса и иллюстрациям ученики определяют имя писателя. Знают ли дети книги писателя, можно проверить, поместив на выставке книги разных авторов, предварительно закрыв их фамилии: по названиям дети должны выбрать те, которые написаны одним и тем же писателем, и назвать его имя.
3. Если цель — заинтересовать детей конкретным произведением писателя, то на выставке могут быть представлены разные издания одного и того же произведения: книги будут одновременно похожи и не похожи одна на другую. Рассматривая их, дети могут строить предположения об их содержании, задумываться над тем, почему они по-разному оформлены, и т.п. Все это способ активизации детского интереса к книге, ее содержанию.
Тематические выставки наглядно демонстрируют ученикам актуальность темы или жанра и ведут к вопросу о сходстве и различиях произведений разных авторов, или сходных по теме, или созданных в одном жанре.
3) Рассказ учителя о создании произведения
Этот прием в начальной школе используется редко, только в том случае, если история создания произведения действительно необычна и может привлечь внимание ребенка к книге. Включая в урок эту информацию, важно показать, как реальные события влияют на творчество писателя и как они преломляются в художественном произведении, пройдя сквозь призму авторского сознания. Этому способствует чтение отрывков из дневника писателя, воспоминаний его современников. Главное, чтобы чтение мемуарных источников вызвало у учеников эмоциональный отклик. Иногда следует несколько адаптировать язык мемуаров (возможен их пересказ), чтобы не вызвать у детей затруднений в их понимании.
Часто на уроке рассказ о писателе и рассказ о создании произведения, с которым предстоит познакомиться ученикам, объединяются.
4) Заочная экскурсия
Заочная экскурсия — прием, сочетающий рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала: фотографий, репродукций, видеофрагментов, аудиозаписей. В современных условиях заочная экскурсия может быть представлена как слайд-шоу с помощью компьютерных технологий.
Прием направлен на эмоциональное, активное знакомство детей с социальными условиями жизни, с бытом, обычаями, культурой того времени, в которое происходит действие в произведении, но в условиях школьного класса.
У заочной экскурсии несколько взаимосвязанных целей — информативная, эмоциональная, эстетическая.
Оставаясь в классе, ребенок отправляется в путешествие, в котором узнает нечто новое, эмоционально переживает, оказываясь, словно очевидцем каких-то событий или явлений, и испытывает эстетические переживания, знакомясь с явлениями культуры и искусства. Поэтому важно подобрать материал, который вызовет у младших школьников сильный эмоциональный отклик, поможет детям создать точное представление об эпохе, о стране, городе, людях и т.п.
Ведущая роль в любой экскурсии принадлежит экскурсоводу, в заочной экскурсии им становится учитель. В последнем классе начальной школы к подготовке и проведению заочных экскурсий можно привлекать сильных учеников (чтение текстовых фрагментов, пересказ).
Заочная экскурсия не может быть монологической, она обязательно переходит в беседу и строится поэтапно: монолог учителя — беседа с учениками — вновь монолог — вновь беседа. Завершается экскурсия обменом впечатлений от нее и повторением учениками полученной ими информации.
2) Первичное знакомство с содержанием произведения
Традиционно выразительное чтение произведения целиком учителем или подготовленным учеником. Лирические произведения можно читать на фоне музыки, усиливающей эмоциональное восприятие. Сказку учитель должен рассказывать, демонстрируя персонажей с помощью картинок или кукол. При чтении лирических стихотворений можно использовать прием разночтения или чтение наизусть.
3) Эмоционально-оценочная беседа
Цель: выявление эмоционального отклика на прочитанное, проверка понимания детьми общего смысла произведения; заинтересованность учащихся в анализе текста.
- Какой момент рассказа вам понравился? Почему?
- Какую картину вы наиболее ярко представляли, слушая рассказ?
- Кто из героев вам особенно понравился. Что вас привлекло в это человеке?
- Когда вам было особенно грустно, радостно, смешно, страшно и т.п.?
3. Анализ литературного произведения и его приемы
Анализ произведения играет важную роль на уроках литературы в начальной школы.
Приемы анализа литературного произведения разнообразны и многочисленны. Функции приемов не однозначны, а диалектически сложны. Многие приемы анализа усиливают эмоциональные реакции учеников, однако главное назначение приемов анализа — понятийное освоение текста, приближение читателя к авторской мысли в единстве образного и логического ее начала.
Приемы анализа можно разделить на две группы — литературоведческие и творческие. Литературоведческие приемы еще называют приемами первого плана, или приемами, способствующими прояснению авторской позиции, или открытыми приемами анализа. В этих приемах аналитическая деятельность выходит на первый план, что подчеркнуто названиями и содержанием операций: анализ композиции, анализ стиля, анализ образов персонажей, сопоставительный анализ образов или других художественных элементов произведения. Рассмотрим каждый из этих приемов подробнее.
Анализ композиции как методический прием
Этот прием помогает ученикам увидеть авторское отношение к изображаемому и осмыслить авторскую позицию. Выявление фабулы и сюжета, выделение эпизодов при составлении плана, сопоставление эпизодов, соотнесение друг с другом различных элементов текста с осмыслением их роли в произведении, сравнение образов персонажей, установление связей между пейзажем и образом персонажа, портретом и авторским отношением к персонажу, связей между пейзажем, портретом и общим течением текста — основные виды деятельности учеников при анализе композиции.
Анализ композиции в начальной школе будет лишь частично охватывать материал произведения (принцип избирательности анализа). Внимание к отдельным элементам композиции (заглавие, фабула, пейзаж, интерьер), усвоение учениками общей структуры произведения приводят к необходимости таких «методических приемов» (так их называла М. А. Рыбникова, точнее было бы говорить о видах деятельности, которые помогают осознать роль композиции), как составление плана, мысленная перестановка эпизодов, восстановление пропущенных звеньев в тексте, сжатый или творческий пересказ.
Анализ художественного произведения ведется по логически законченным частям. Части эти определяет учитель, исходя из содержания и структуры произведения. Каждая часть читается вслух вызванным учеником, другие дети следят за чтением по книге.
Задача учителя — найти вместе с учащимися черты целостности в каждой части произведения и органичную связь части с целым.
Анализ событий в их последовательности близок младшим школьникам, проявляющим интерес к действию, и не представляет для них трудности, тем более что большинство произведений в книгах для чтения невелики по объему и просты по композиции. При проведении этого приема анализа в работе над эпизодом необходимо стремиться к тому, чтобы в воображении читателей возможно конкретнее, полнее, ярче была воспроизведена картина, изображенная писателем. Плодотворен бывает анализ, который начинается с кульминационной сцены, где затронуты главные вопросы, волнующие писателя. Большое значение для понимания содержания текста имеют также начало (экспозиция и завязка) и конец (развязка), так как они наиболее полно выражают тему и идею художественного произведения. Именно над этими эпизодами следует проводить специальную работу на уроках литературного чтения в рамках целостного анализа развития действия.
Анализ стиля как методический прием
Стиль — это единство художественных приемов, характерное для отдельного произведения или всего творчества писателя. Стиль обеспечивает прочную связь содержания и формы произведения
Художественное слово в произведении играет двойную роль: во-первых, оно помогает писателю изобразить художественный мир, сделать его зримым и чувственным; во-вторых, выразить к нему свое отношение. Авторское отношение к изображаемому прежде всего проявляется в выборе слова-образа. Поэтому изучение стиля произведения становится ключом для конкретизации образов и уяснения авторского отношения к ним.
Стилистический анализ в полном объеме недоступен младшему школьнику, однако использование отдельных видов стилистического анализа при изучении конкретного произведения оказывается достаточно продуктивным. Перечислим виды деятельности, реализующие прием стилистического анализа:
1.Подбор синонимов с целью уточнения оттенков значения слов и осознания авторского выбора. Этот прием расширяет лексический запас слов школьника, знакомит с контекстуальными синонимами, с возможностью передать оттенки значений и соотнести оттенок значения с ситуацией, созданной автором.
2.Нахождение и оправдание сравнений, эпитетов, метафор и других тропов. Эта работа начинается не с введения теоретических понятий, а с оправдания слова-образа. Теоретические выводы заканчивают практическую, творческую работу учащихся. Они приучаются обращать внимание на художественные детали. Эта работа способствует развитию воображения, так как требует соотнесения точки зрения автора с читательской, разгадывания авторской метафоры. Младший школьник учится наблюдать, видеть связи между предметами и явлениями окружающего мира, причем не только очевидные, но и периферийные, далекие.
3.Нахождение и оправдание глаголов действия. Обилие глаголов в тексте создает экспрессию, интенсивное движение, передает текучесть, изменяемость окружающего мира или человека. Выстраивание глаголов в цепочку позволяет отчетливее представить то, что совершается и как совершается, благодаря оттенкам значения и экспрессивно-эмоциональной окрашенности лексики.
4.Стилистический эксперимент (термин А. А. Пешковского). Этот прием заключается в намеренном искажении авторского текста (пропуск эпитетов, сравнений или других изобразительно-выразительных средств языка). Ученики вставляют в искаженный текст слова, которые кажутся им наиболее подходящими, а затем сравнивают с оригиналом, пытаясь понять, почему писателю понадобилось именно это слово-образ. В роли стилистического эксперимента может выступить и сопоставление авторских редакций одного и того же текста, например первой и окончательной. Ученики должны понять, почему автор выбрал последний вариант, что изменилось при этом в эмоциональной палитре текста и в его смысле. Таким образом, мы постепенно приучаем учащихся быть внимательными к художественному слову, формируем умение видеть изобразительно-выразительные средства языка и осмыслять их роль в произведении.
5.Узнавание автора по стилю. Этот вид деятельности может проходить в форме игры. Учащимся зачитываются фрагменты из произведений разных авторов, а они должны узнать, кто и что написал, и объяснить свое решение. Такие упражнения развивают у ребенка чувство стиля, хотя для учеников начальной школы этот вид деятельности сложен из-за недостатка у них читательского опыта.
6.Сопоставление стилистических пластов, характерных для речи персонажей, с авторским повествованием. Игры «Узнай героя», «Кто так говорит?».
Анализ образов персонажей как методический
прием
Для анализа системы образов характерно пристальное внимание к характеру персонажа, к мотивам и последствиям его поступков. Осознать характер персонажа — одна из главных задач читателя. Осмысление содержания образа персонажа и его функции в произведении предполагает анализ его составляющих: портрета героя (описания внешности), речи, его поступков, внутреннего мира, взаимоотношений с другими персонажами, т.е. его характера. Такой анализ позволяет выявить роль образа в постижении авторской позиции, идеи произведения и сформировать свое собственное к нему отношение. В основе анализа образа персонажа — анализ композиции и стиля. Эти виды литературоведческого анализа никогда не являются самоцелью при изучении литературы в школе — они выполняют вспомогательную функцию в осознании образа персонажа и образа автора, их точек зрения.
В литературоведческих научных источниках различаются близкие по своему значению понятия: персонаж, герой и действующее лицо.
Различение терминов «герой» и «персонаж», «действующее лицо» для учеников начальной школы сложно и достаточно условно — в школьной практике мы часто пользуемся ими как синонимами.
К характеристике персонажа относятся его поступки и черты характера, которые раскрываются в поступках; речь героя (лексика, манера говорить, тембр голоса), мысли и чувства, воплощенные в речи и в поступках, а также описанные автором. Из мыслей, чувств, речи, поступков складывается «контекст героя».
Работа над осознанием образа персонажа не проводится спонтанно, а подчинена строгой логике. Выделим ее этапы. Этапы работы над образом персонажа:
1.Эмоциональное частично-мотивированное восприятие — выявление читательских впечатлений и оценок, вызванных образом персонажа.
2.Аналитическое восприятие:
- выделение основных черт характера персонажа с помощью анализа текста;
- выявление авторского отношения к персонажу;
- выделение типичного и индивидуального в образе персонажа.
3. Целостное восприятие образа:
- коррекция первых впечатлений и оценок;
- выявление роли персонажа в структуре произведения (сопряжение с авторской идеей).
В методическом арсенале учителя большое разнообразие видов деятельности, в
которых реализуется прием анализа образов персонажей:
- выявление поступков героя (план);
- выявление мотивов, обстоятельств, последствий поступков героя;
- анализ портрета героя;
- анализ речевой характеристики героя;
- сопоставление размышлений, переживаний героя с его поступками с целью целостного воссоздания его образа;
- выявление отношения героя к природе, сравнение пейзажа с внешним и внутренним состоянием героя;
- расшифровка мимики, жестов, интонаций героя с целью выявления его внутреннего состояния;
- составление «партитуры» чувств, переживаний героя и сопоставление динамики его эмоций с обстоятельствами действий и поступками, которые он совершает;
- устное словесное рисование: портреты героя в разные моменты его действий и состояний; описание сцен, в которых принимает участие герой;
- выявление отношения героя к другим персонажам и других персонажей к герою;
- сравнение поведения, мыслей и чувств героя с поведением, мыслями и чувствами других персонажей;
- выявление авторского отношения к герою: нахождение авторских ремарок, в которых содержатся прямые оценки героя или его поступков, нахождение косвенных приемов выражения авторского отношения к герою, составление плана для выявления изменений в отношении к герою читателя и других персонажей;
- составление плана-рассказа о герое;
- выразительное чтение по ролям;
- составление рассказа от лица героя или о герое от имени какого-либо персонажа с целью осмысления его характера и идеи произведения.
Анализ образа персонажа всегда проводится в сопоставлении его с другими образами произведения: персонажами, пейзажами и т.д., — а не изолированно. Сосредоточение внимания только на одном образе вне системы, в которую он включен, приводит к формализации отношения читателя к герою, искажению восприятия, как образа персонажа, так и произведения как художественного целого.
На уроке невозможно подробно проанализировать образы всех персонажей даже небольшого по объему произведения, поэтому учителю важно научиться выделять центральные образы персонажей в системе образов произведения и определять степень подробности анализа каждого из них, исходя из общих целей урока и возможностей своих учеников.
В произведении встречаются не только образы персонажей, но и образы окружающего мира.
Роль пейзажа в эпическом произведении двояка. Он способствует созданию общего настроения (когда дан самостоятельно, отдельно от мыслей и переживаний действующих лиц) или уточняет характеристику персонажа (если передан автором в восприятии героя).
Описание интерьера также помогает глубже понять уклад жизни, характерный для действующих лиц. Но, безусловно, в начальной школе на первом плане всегда остаются образы персонажей.
Сопоставление литературных произведений как методический прием (данного произведения с другим произведением писателя, произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов)
Этот прием может применяться в различных целях, но главная — это выявление особенностей мировоззрения и стиля того или иного писателя. Если сравниваются произведения разных авторов, то подчеркивается, что при общей описываемой ситуации точка зрения на нее у разных авторов может быть разная. В начальной школе мы не выявляем причины этих различий, а только учим школьников замечать их.
На уроке мы можем сравнивать образы героев, пейзажи, отдельные ситуации, композицию произведения, стилистические приемы.
Выбор произведений для сопоставления зависит от целей работы и подчинен ряду условий. Рассмотрим эти условия в зависимости от учебных целей.
1. Цель — показать, что авторские намерения могут быть скрыты в композиции литературного произведения на уровне построения сюжета.
Условия:
- произведения должны быть схожими по тематике, проблематике и сюжету;
- произведения должны отличаться друг от друга по архитектонике (расположению сюжетных элементов относительно друг друга);
- композиционные особенности произведений должны играть ведущую роль в создании читательских впечатлений и вызывать различные читательские реакции на схожие между собой события.
Например, «Страшный рассказ» Е.И.Чарушина и «Живая шляпа» Н. Н. Носова отвечают сформулированным условиям. Оба рассказа основаны на загадке, с которой сталкиваются персонажи — маленькие мальчики. Герои не знают, кто скрывается под шляпой (Носов) и кто производит ночью шум (Чарушин). Преодоление страха — общая тема этих произведений. Однако сюжеты рассказов организованы по-разному. Носов выстраивает рассказ таким образом, что точки зрения читателя и героев не совпадают: мальчики не знают, почему шляпа двигается, а читатель знает, что под шляпой котенок.
Развязка в рассказах почти одинакова: герои узнают истину: под шляпой — котенок Васька, а шумел в доме ежик.
Даже пунктирный анализ композиции этих рассказов позволяет увидеть, что авторские намерения изначально отличаются друг от друга: Чарушину важно, чтобы читатели вместе с героями пережили неприятные моменты, испытали страх, задумались над тем, почему мальчики не смогли его победить; Носов сосредоточивает внимание читателя не на страхе, а именно на том, как его герои этот страх преодолевают.
2. Цель — показать, что один и тот же элемент сюжета (портрет, пейзаж) может выполнять разные функции в зависимости от авторских намерений.
Условия:
- в обоих произведениях должен присутствовать либо портрет, либо пейзаж;
- функции сравниваемых элементов в произведениях не должны полностью совпадать.
3. Цель — показать, что при внешнем сходстве отдельных элементов произведения они могут нести разную эмоциональную и смысловую нагрузку за счет выбора автором средств речевой выразительности.
Условие — пейзажи в разных произведениях должны быть сходны по объекту изображения (место, время суток, время года и т.п.).
4. Цель – показать, что произведения, близкие по теме, но созданные в разных жанрах, существенно отличаются друг от друга, что выбор материала и художественных средств определяется жанром.
Условие – произведения должны быть близки по тематике, эмоциональной палитре, но относиться к разным литературным жанрам.
Сопоставление литературного произведения с иллюстрациями к нему
Суть приема заключается в сопоставлении словесного образа с его интерпретацией художником в виде иллюстрации к тексту литературного произведения. При такой сложной аналитической деятельности младшие школьники получают представление о точке зрения другого человека на описанную писателем ситуацию и ее участников. Таким образом, в сознании ребенка сталкиваются собственное видение эпизода с видением художника. Это столкновение является толчком для создания проблемной ситуации на уроке и подталкивает учащихся к анализу текста для прояснения собственных впечатлений и представлений. Взаимодействие читательской деятельности (конкретизация и осмысление образов) со зрительской деятельностью (восприятие и осмысление образов, созданных художником) в процессе сопоставительного анализа становится средством повышения качества восприятия художественного текста.
Рассматривание иллюстраций является одним из ведущих приемов на этапе обучения чтению. Именно здесь нужно подготовить учащихся к общению с иллюстрацией как с художественным произведением, так как младшие школьники начинают соотносить иллюстрацию с авторским описанием и повествованием.
На этапе изучения литературных произведений этот прием важен и как самостоятельный, и как подготовительный к более сложным видам работы.
Очевидно, что иллюстрация становится на уроке средством литературного развития младших школьников, а значит, выполняет определенные функции. Назовем важнейшие из них:
—вызвать интерес у зрителя к ситуации и/или персонажам;
—вызвать эмоциональный отклик у зрителя;
—привлечь внимание к важным деталям этой ситуации;
—передать точку зрения на происходящее либо автора, либо рассказчика, либо одного из персонажей — участников эпизода.
Поэтому при выборе иллюстрации для анализа в классе учитель должен руководствоваться следующими требованиями.
1. Иллюстрация должна отвечать эстетическому принципу, т.е. быть полноценным произведением изобразительного искусства. Следует заметить, что далеко не все иллюстрации в хрестоматиях по литературе для начальной школы отвечают этому принципу. Учитель может сам подобрать репродукцию или принести книгу, в которой есть необходимый для урока изобразительный ряд, или воспользоваться современными информационными технологиями и работать с произведениями изобразительного искусства с помощью компьютера и мультимедийного проектора.
2. Иллюстрация должна обеспечить выполнение принципа целенаправленности анализа, т.е. действительно предоставлять возможность читателю размышлять о чувствах, переживаниях героев, о конфликте между героями, о точке зрения героя на ситуацию.
3. Иллюстрация должна быть выполнена к эпизоду или ситуации, которые вызывают яркие читательские эмоции, т.е. при подборе иллюстрации учителю необходимо учитывать эмоциональные читательские реакции.
4. Все ученики должны иметь возможность внимательно рассмотреть иллюстрацию, в процессе анализа картина всегда должна находиться перед учеником.
Прием сопоставительного анализа эпизода и иллюстрации к нему направлен на активизацию внимания учеников и способствует развитию читательского воображения и формированию следующих умений:
- видеть изобразительно-выразительные средства языка и осознавать их роль в тексте;
- анализировать композицию эпизода, образы персонажей;
- видеть приемы выражения авторского отношения к героям и понимать его;
- сравнивать свою точку зрения с точкой зрения другого читателя (в данном случае — художника) и точкой зрения автора;
- понимать специфику языков разных видов искусства и уметь общаться с произведениями искусства.
Прием осваивается постепенно, по мере овладения учащимися аналитическими и творческими умениями работа усложняется: на уроке можно анализировать обложки к книгам, сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же эпизоду, выбирать из многочисленных иллюстраций те, которые выполнены одним художником, мотивировать выбор наиболее удачной, с точки зрения учащегося, иллюстрации, анализировать произведения изобразительного искусства (не иллюстрации) и решать, могут ли они использоваться для оформления книги с текстом данного литературного произведения и т.п.
Разбор каждой части осуществляется по трем уровням: фактическому, идейному и уровню собственного отношения к читаемому. Самый распространенный вид работы на этапе анализа – постановка вопросов к прочитанной части.
Ошибочным следует признать такой порядок работы, когда учитель сначала задает по всему тексту вопросы, выявляющие факты произведения, затем вопросы на подтекст и, наконец, вопросы на уяснение собственного отношения к читаемому. По каждой части произведения должны быть заданы вопросы всех трех уровней сразу после ее прочтения; только после этого читается и анализируется следующая часть.
Кроме постановки вопросов, в ходе анализа могут быть использованы и другие виды работ, такие, как выборочное чтение, постановка вопросов самими учащимися.
Выборочное чтение – это чтение части текста в соответствии с заданием или вопросом. Выборочное чтение может быть различной степени сложности:
а) на воспроизведение текста:
«Прочитайте, как ведут себя птицы осенью»;
б) поиск нескольких небольших частей в тексте, связанных тематически.
У: - Прочитай, как Дед Мазай спасал зайцев.
в) выборочное чтение, в основе которого лежит подбор материала с целью доказательства какого-либо выбора.
У: - Как на протяжении рассказа «Акула» менялось поведение отца мальчика?