Лекция 8.
Методология науки и гносеология Нового времени.
П л а н
1. Рационализм Ренэ Декарта.
2. Сенсуализм Джона Локка.
3. Влияние гносеологии на другие разделы философского знания.
Рационализм Рене Декарта.
Возникновение физики из духа живописи "эпохи Возрождения" /название эпохи введено А.Вазари, современником Микельанджело/ привело к опытно-математическому ее оформлению. /Напомню, что опыт для живописцев и скульпторов заключался в эскизах с натуры и измерения натуры с целью правильного изображения ее пропорций. Математическое описание состояло в составлении пропорций гармонического строения тела, в теории пропорций, в теории перспективы и в теории композиции/. Этот дуализм знания немедленно сказался в методологии не только физики, но и всего последующего за ней естествознания.
Ученые Европы приняли живейшее участие в дискуссии о наиболее эффективном методе научного познания. Вопрос стоял так: Следует ли опираться на логические рассуждения в познании природы, исходя из известных предпосылок /авторитеты древних авторов и современных гениев, самоочевидные истины, проверенное обыденное знание, религиозные сведения, книги, справочные издания и пр./, или же следует опираться только на личный эмпирический опыт, все остальное подвергая сомнению. На последнем
активно, даже агрессивно, настаивали врачи /Парацельс, Везалий
и др./. Позиция медиков-эмпириков нашла быстрое понимание на
севере Европы, в Англии /Т.Мор, Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк/.
Поскольку именно в этот исторический период началось экономическое и политическое возвышение островного государства, то все, что шло из Англии, носило ореол новейшего, современного и прогрессивного. Короче говоря, ученый мир Европы под влиянием медиков и образованных англичан почти целиком склонялся к эмпирическому методу научного познания.
Совершенно неожиданную позицию в этом вопросе занял авторитетнейший ученый своего времени Ренэ Декарт /1596-1650/.
Имя Декарта Вам известно из курсов школьной физики и биологии: есть"декартовы координаты", есть понятие "количество движения" /"имрульс"/, введенное Декартом, есть Декартовский закон преломления света, учение о рефлексах Декарта. В кабинете нашего знаменитого И.П.Павлова, лаурета Нобелевской премии, стоял бюст Декарта - первого ученого, заложившего основы учения о рефлексах. Сами понятия "рефлекс" и "рефлекторная дуга" введены Декартом. Математики так же хорошо знают Декарта: им было введено понятие переменной величины, заложены основы воссоединения геометрии и алгебры /аналитеческой геометрии/.
Родился Декарт во Франции, в бедной дворянской семье. Через несколько дней после родов его мать умерла от туберкулеза. Здоровье Декарта всю жизнь оставалось слабым.
С учебой Декарту повезло: в это время по всей Европе шла реформа образования. Связано это было с теми событиями, которые впоследствии были обозначены под именем "эпохи Реформации". От католического христианства с его практикой продажи
индульгенций и властью инквизиции стало отделяться новое направление - протестантизм, в котором верующему надлежало быть связанным с Богом посредсством личной веры и самостоятельного чтения Библии,- без посредства профессиональных священнослужителей.
Реформация христианства потребовала поголовного обучения грамоте всех христиан /для чтения Библии/, и протестанты стали активно создавать школы. Католики сначала растерялись, но в скором времени монахи католического ордена иезуитов тоже стали создавать свои школы, причем с одной особенностью. Если протестанты учили детей сухо и серьезно, то иезуитские монахи создали школы, в которых стремились обучать детей занимательно и устраивать между занятиями веселые перемены. Занятия между переменами стали называться "уроками", а большие перерывы между уроками в течение года - "школьными каникулами".
В конце каждого урока ребятишки повторяли все, что выучено за урок, в конце недели - все, что выучено за неделю, а в конце года - все, что пройдено за учебный год. Школьная система образования, предложенная иезуитами, дала прекрасные результаты: дети учились с желанием, а усвоение знаний было прочным. В последствии иезуиты ввели в своих школах театральные постановки - для дальнейшего оживления учебного процесса. /Этот метод перешел сначала в Польшу, а затем на Украину и с Украины - в Россию: русский публичный театр возник из школьного театра/. Иезуитская метода школьного обучения получила в истории педагогики название классно-урочной системы Я.Коменского, который обобщил опыт германских иезуитских школ. Вы все учились в школах, организованных по этой системе.
Ренэ Декарт как раз попал в новую школу, созданную иезуитами, где и получил хорошее образование. После школы молодому и бедному дворянину очень хотелось посмотреть мир. Но денег для этого не было. Тогда Декарт завербовался в армию, и проходил службу в Голландии и Германии. Ни в каких сражениях принимать участие Декарт не желал, предпочитая быть зрителем, а не актером. Его часто видели с сонным выражением лица. Странное поведение молодого офицера было подмечено, и Декарт вынужден был подать в отставку. Он поселился в Голландии и с головой ушел в науку.
Наукой Декарт занимался тоже не без странностей. На время очередного исследования он становился затворником, прятался от друзей и скрывал свое местожительство. Набрав материал, Декарт иногда сутками не вставал с кровати, а чтобы день не мешал ему предаваться созерцанию, он занавешивал окна плотным материалом и зажигал свечу. Так лежа под одеялом с закрытыми глазами, Декарт делал свои великолепные открытия. Одно из известных высказываний французского мыслителя гласит, что от самого себя - если человек как следует пораразмыслит о том, что он уже знает,- можно узнать больше, чем от всех других людей, вместе взятых. Вот другое высказывание в том же духе: на истину натолкнется скорее отдельный человек, чем целый народ. Мне очень импонирует и такой афоризм: нет для государства большего блага, чем иметь истинного философа /при этом я, естесственно, думаю о России и немного - о себе, сам незная почему/.
В конце жизни Декарт стал общеевропейским авторитетом. Шведская королева Христина пригласила его переехать в Стокгольм, чтобы организовать Академию наук. За Декартом прибыл
военный корабль во главе с адмиралом, и философ с почетом отправился в северную державу. Но климат Швеции не пошел на пользу: в скором времени он простудился, заболел и умер.
Основными философскими сочинениями Декарта являются "Рассуждения о методе" /"Discours de la methode", 1637/, "Метафизические размышления"- под красивым латинским названием "Meditationes de prima philosophia", и "Начала философии" /"Principia Philosophiae", 1644/.
"Рассуждение о методе"- небольшой трактат, опубликованный в качестве приложения к сборнику работ по математике и физике. С этого "приложения" и начинает свою историю новая гносеология.
Декарт рассуждает изящно, легко, грациозно, восхищаясь /admiration/ "естественным светом" /lumen naturale/ дарованного ему разума. Сонное выражение лица, расслабленная поза, болезненое и хрупкое тело, но, при этом, - острая и резво струящаяся мысль, за которой сам Декарт наблюдает как бы со стороны, как зритель за актером, как мать за дитем, как воин за своим конем на выпасе.
Начинает Декарт с пустяка: науку интересует знание, причем знание должно быть новым и истинным. Чем быстрее будет прирастать знание, тем лучше. Плохо то, что новому знанию трудно быть сразу истинным, а если еще приращению нового знания задать скорость, то истинность его оставит желать лучшего.
Итак, что требуется? - Требуется м е т о д, позволяющий достаточно быстро получать новое научное знание, истинность которого всегда поддерживалась бы на высоте, а в идеале - чтобы новые истины были абсолютными и не страдали от скорости их
получения.
Если новое научное знание будет достигаться опытным путем, то каким оно будет: вероятностным или достоверным?
Опытное знание имеет дело с частными случаями, которые
основываются на данных органов чувств и определяются конкретными обстоятельствами места, времени, условий, в которых они чувственно фиксировались. Но науку интересуют не частные случаи, а общие выводы, которые можно использовать с минимумом ограничений. Общие выводы в опытном методе познания основываются на части всех возможных частных случаев, которых может быть как угодно много, но перебрать их все просто не возможно. Это значит, что общий вывод из частных случаев всегда имеет вероятностный характер. Ограниченность чувств человека /и в их количестве, и в их способностях/, невозможность учесть в с е
обстоятельства наблюдения или эксперимента и субъективное установление достаточности количества частных случаев для получения общего вывода не повышают вероятность общего вывода, но, напротив, лишь снижают ее, делая достоверное знание не достижимым.
Итак, научное знание, полученное опытным /эмпирическим/ путем, имеет вероятностный характер. Такое знание очень мало пригодно для логического вывода. Во-первых, его условно принимают за достоверное. Например, если в Германии все лебеди белые, и в Англии все лебеди белые, и в Италии все любеди белые, и в России все любеди белые, то можно сделать вывод, что все лебеди по природе белые /кто же раньше мог предполагать, что в Австралии обнаружат черных лебедей? И почему именно черных, а не пятнистых, красных или в крапинку?/. Во-вторых, если посыл-
ки дедуктивного умозаключения носят вероятностный характер, то
естоественно, что и вывод будет тоже вероятностным, причем,
вероятность умозаключения будет ниже, чем вероятность посылок.
В результате логического рассуждения выводы начнут принимать невероятный характер, потеряв всякое отношение к действительности. В-третьих, если посылки умозаключения имели ошибку или погрешность, то в процессе вывода ошибка будет только накапливаться, так что все рассуждение сведется к "работе над ошибками" - и ни о какой скорости научного продвижения к истине нельзя бедет вести и речи. - Таким примерно образом Декарт приближается к убеждению, что "опыт - лучший учитель", к чему склонялось большинство ученых его времени, является ложной формулировкой научного метода познания.
Существует ли возможность не иметь дела в научном познании с вероятностным знанием, целиком оперируя только достоверными истинами? Декарту очень хотелось бы изыскать такую возможность, если она существует.
Можно вновь обратиться к опытному познанию, выискивая в нем элементы достоверного общего вывода. Если вывод делать по частным случаям, целиком исчерпывающим класс предметов, который они характеризут, то такой вывод будет иметь достоверный хапактер. Подобный метод обобщения в логике получил название полной индукции, - в противоположность обобщению по группе частных случаев, не исчерпывающей всех предметов своего класса, называемому неполной индукцией. Итак, метод обобщения, идущий от частного к общему, называется индукцией. Индукция бывает полной и неполной. Неполная индукция дает вероятностное общее знание, полная индукция дает знание и общее, и достовер-
ное. Да вот беда: полная индукия формулируют общий вывод о
всем классе предметов после того, когда изучен каждый предмет
исследуемого класса явлений,- то еть этот вывод уже не даст
ничего нового, он принимает просто банальный вид. Это означает, что полная индукция дает знание общее, достоверное, но не новое. Смысл же науки - получать новое знание. То есть тот редкий выриант, когда опыт дает знание общее и достоверное - вариант с полной индукцией,- науку не устраивает. Так как же найти вариант такого метода, который бы давал научное знание, имеющее характер: 1/общего, 2/достоверного, и 3/нового знания?
Здоровье Декарта было слабым и, немного порассуждав, он тихонько замирал под одеялом; может быть, совсем тушил свет и отдыхал до тех пор, пока мысль сама не начинала "бить копытом".
Декарт сам любил ставить опыты, особенно по физиологии /препарироваа лягушек/, но он много занимался и математикой. В математике Декарта привлекало то обтоятельство, что теоремы всегда имеют общий и достоверный характер. Если сказано, что сумма углов треугольника на плоскости всегда сто восемьдесят градусов, то какой треугольник ни рисуй: ксосоугольный, с прямым или тупым углами, независимо от размеров,- сумма углов абсолютно не изменится. Абсолютная достоверность математического знания приводит к тому, что в процессе логического вывода новой теоремы никакая ошибка не накапливается и ничего вероятностного случайно не возникает, так что новая теорема оказвается столь же достоверной, что и доказанные ранее. Тут Декартовская мвсль оборачивается вопросом: а откуда берется новое
математическое знание?
Откуда, или из чего выводится новая теорема, формула в математике? Вообще говоря, из предыдущих теорем, а те, в свою очередь, из еще более ранних теорем. И так до каких пор? - Пока не дойдут до аксиом. Откуда же берутся аксиомы?
Ответ на этот вопрос напрашивается сам собою: из опыта. Этот опыт огромен: вся практика всего человечества подтверждает истинноть исходных математических аксиом, так что никто ни разу не наблюдал ни одного исключения. "Ну и что?",- усмехнулся бы по этому поводу Декарт. Если человек на Земле живет не вечно, а ограниченное время, следовательно на Земле прожило большое, но ограниченное число людей, которые имели дело с большим, но ограниченным числом частных случаев на пример математических аксиом. Это означает, что если математические аксиомы базируются на эмпирическом опыте - пусть даже огромного числа частных случаев, но неисчерпывающих возможностей всего опыта /например, будущего/,- то эти самые математические аксиомы в таком случае должны иметь вероятностный характер, хотя бы и бесконечно приближающими к достоверному знанию. Но тогда любая, сколь угодно малая, ошибка или погрешность в аксиомах будет накапливаться в процессе логического /математического/ вывода и рано или поздно станет явной. То есть вероятность нового математического знания должна быть меньше вероятности более ранних теорем. Но в математике такого никогда не происходит: новые выводы столь же абсолютно достоверны, что и старые. Это означает, что математические аксиомы являются абсолютно достоверными и, следовательно, они получены не из опыта.
Этот вывод, чувствуюте, уже не плохой результат "рассуж-
дения о методе", не правда ли? Если аксиомы берутся не из опыта, а логически они выведенными быть не могут - на то они и аксиомы,- то откуда они взялись, каким методом получены, на основе каких человеческих способностей? -"Ты хорошо роешь, старый крот!",- как говорят в подобных случаях европейцы.
Сейчас уместно сказать, что я Вам неслучайно подчеркивал внешние условия творческой работы Декарта: сонное выражение лица, постельный режим, затемнение комнаты и пр. Подобное состояние размышления при полном расслаблении физичесого тела и, одновременно, патетическом состоянии души /удивление перед познанием истины, благоговение, восторг, восхищение/, когда ожидают появления мысли как бы в озарении, в "естественном свете разума", - называется, как известно, медитацией. Вспомним и пифагорейское "видение в озарении", которое по гречески называется "теорией". Так вот, Декарт пришел к выводу, что исходные аксиомы математитики носят не эмпирический, а сугубо "теоретический" - в указанном смысле слова,- характер. По всей вероятности, Декарт не особенно знал смысл пифагорейской философии, да и греческий язык - тоже. Свои научные труды Декарт писал на лытыни, и одним из первых начал писать на "простонародном" языке разговорной речи, то есть на французском. Поэтому аксиомы, которые могут появиться в человеческом разуме только в озарении, Декарт назвал новым словом -"интуитивной истиной", а метод умозрительного созерцания истины назвал "интуицией". Способность к интуиции как "естественному свету" разума Декарт считал врожденной, как способности к творчеству. Поэтому и акиомы считал как бы "врожденными идеями". Сам по себе термин не удачен, и научная критика не обошла его молча-
нием. Но важна сама идея происхождения нового, общего и достоверного знания, которое и есть суть научного познания,- идея происхождения математических аксиом не из опыта, а путем интеллектуального созерцания - интуиции.
Общая схема идеального научного познания принимает у Декарта следующий вид. Новое знание должно выводиться исключительно логическим методом из того что было доказано ранее /позднее другой мыслитель, близкий Декарту по духу - Г.Лейбниц, назвал эту особенность логического развития мысли "законом достаточного основания" и присовокупил его к трем старым законам логики/. Доказанное ранее, в свою очередь, восходит к аксиомам, абсолютная достоверность которых основывается на их интуитивной самоочевидности, возникающей в творческом вдохновении гениальных математиков /а не в опыте "человечества";
вспомним: "на истину скорее натолкнется отдельньный человек,
чем целый народ"/.
Роль опыта сводится к тому, чтобы быть поводом для размышления, давать тему научному познанию. Кто своими глазами не видел ничего круглого, тот не будет пытаться вывести формулу объема шара или площади его поверхности. Но само научное знание - не из опыта: так, формула объема или поверхности шара возникает не из измерений его /что дало бы вероятностное знание, которое далее невозможно было бы использовать в процессе математитческого вывода,- на этом сломалась судьба египетской науки/, а из логического вывода на основе ранее доказанных теорем и аксиом.
Система взглядов на метод познания, в котором роль опыта сводится к поводу познания, и в которой опыт сам по себе не
является источником знания, но таким источником считается способность логического вывода на основе интуитивно-теоретических посылок /аксиом/, получила название р а ц и о н а л и з м а.
Ренэ Декарт создал одну из первых моделей гносеологии Нового времени, которая имела вид рационализма. Философия, развитая Декартом на этой основе, получила название в честь его латинского имени - Cartesius - картезианство. В отношении гносеологической проблематики картезианство и рационализм есть, естесственно, одно и то же; это понятия равнозначные.
Сенсуализм Джона Локка.
Оригинальность позиции Ренэ Декарта, ее оппозициональность медицинскому эмпиризму и английскому философскому вкусу
вызвала, естественно, критическую реакцию. Лидером в критике
картезианства стал английский философ и врач Джон Локк
/1632-1704/.
Локк родился в семье состоятельного адвоката, закончил Оксфордский университет /медицинский факультет/ и был оставлен в университете для преподавания греческого языка и риторики. Затем стал домашним врачом в семействе лорда, стал заниматься образованием его детей, втянулся через общение с лордом в политику и, наконец, пришел к философии.
Основной трактат Дж.Локка называется "Опыт о человеческом разумении" /1690/. Основное его содержание посвящено теории познания, или гносеологии, которое строится на противопоставлении Декарту.
Занимаясь воспитанием маленьких детей, Локк пытается обнаружить, какие же "врожденные идеи" им присущи. И обнаруживает:
никаких. Сознание ребенка есть, по выражению английского философа, tabula rasa, "чистая доска". Все, что на ней пишется, начинается с обычных ощущений: общупывания, оглядывания, обнюхивания, вслушивания и пр. Затем ребенок узнает от взрослых имена вещей и, оперируя именами как знаками, начинает мыслить. Правильность мышления проверяется новым обращением к чувственным данным, или опытом.
Главная трудность, стоящая перед Локком, состояла в том, чтобы дать собственное объяснение возможности достоверного знания, в частности, математических аксиом, которое было бы равносильным декартовскому. Локк проявил достаточно остроумия в решении этого вопроса.
Во-первых, Локк заявил, что ощущения никогда не обнанывают человека, а если человек ошибается, то это связано с тем, что обманывается разум по поводу ощущений. Разум, а не ощущения, является источником ошибочных мнений.
Во-вторых, Локк дал собственное обоснование, почему ощущения не обманывают человека, и в принципе не способны на это. Ощущения, по Локку, есть результат воздействия тел природы на тело человека, то есть это природный процесс, объективный и от человека независящий. Ощущения в теле человека возникают подобно отпечатку перстня на воске /пример Аристотеля/ при нажиме. То есть ощущение подобно отпечатку, слепку, отражению: и потому ощущение всегда похоже на то, чем оно вызывается. Позднее учение Локка об ощущении как достоверном отображении вещи стало так и называться -"теория отражения".
Человеческое познание начинается только тогда, когда появляются ощущения, отражающие воздействие на человека вещей
физического мира. Задача разума состоит в том, чтобы по отражению сделать заключение об оригинале, то есть на основании ощущений судить о физическом мире. На этом пути и возможны ошибки разума. Отдельные ощущения всегды истинны, но разум ошибается в их комбинации. Математические аксиомы потому абсолютно достоверны, что они основаны на чистом ощщущении, без участия разума.
Разум не является самостоятельным источником познания, он целиком зависим от данных ощущения. Как говорил Локк, "нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в ощущении". Ощущения - это как бы единственные ворота, через которые человек разумный связан с внешним миром. Процесс получения новых ощущений называется опытом. Поэтому познание вне опыта невозможно. Оно начинается с опыта и проверяется опытом. Опыт является и источником познания, и критерием истины. Способность разума ошибаться при комбинировании ощущений усугубляет необходимость опытного контроля за ходом размышления.
Теория познания, в которой ощущение рассматривается как отражение вещи, а опыт - как единственный источник первичных знаний о мире, получила название сенсуализма /от латинского sensus - чувство, ощущение/.
Сенсуализм получил широкое распространение в методологии науки и в теории педагогики. Сам Локк уделял педагогике большое внимание и был для Англии самым большим авторитетом в области образования.
3. Влияние гносеологии на другие разделы философского знания.
Гносеология или теория познания - как один из разделов философии - сформировававшись под влиянием методологии науки, стала активно влиять на формирование других разделов философии Нового времени. Уже на раннем этапе четко определились две различные европейские традиции: с одной стороны, эмпиризм /Ф.Бэкон/ и сенсуализм /Дж.Локк/, которые прочно укоренились в Англии, и, с другой стороны, рационализм /Р.Декарт/. Соответственно, развитие философской мысли шло с ориентацией либо на эмпиризм и сенсуализм, либо на рационализм.
Рационализм Декарта в глазах современников выглядел несколько чудаковатым учением. Тонкие и проницательные замечания Декарта об опыте как поводе для познания, но не как его источнике казались излишне умными. Эмпиризм и сенсуализм были проще и доступнее. "Опыт - лучший учитель", или "доверяй только тому, что сам видел, слышал, ощущал",- подобные сентенции более всего оказывались созвучными времени. Поэтому метод опытного познания, личной проверки "старых истин" или новейших "гипотез" привлекал к себе больше сторонников, особенно в массе образованных людей. Самотоятельно проведенные "опыты" становились просто модными. Ими занимались в усадьбах, в кабинетах и в монастырях. Декарт лично резал лягушек, а Бэкон, бывший генеральным прокурором Англии, лордом-хранителем Большой печати и лордом-канцлером королевства, сам набивал тушки куриц льдом, чтобы на опыте установить время возможного консервирования мясных продуктов методом замораживания. Лорд Кавендиш сделал из своего кабинета настоящую лабораторию, где годами изучал посредством "опытов" эклектрические и магнитные явления. Мода на "опыты" не только способствовала развитию естествознания,
но и оказывала влияние на формирование философских учений.
Очень показательна в данном случае философия английского мыслителя Томаса Гоббса /1588-1679/. Гоббс прожил очень длинную жизнь, более девяноста лет. Он был лично знаком с Бэконом, дружил с другом Декарта, встречался с Галилеем, был живым авторитетом для Локка. Сферой философских интересов Гоббса были онтология /"физика", "метафизика"/, логика, политология и этика.
Онтология, или учение о сущем, "о бытии". Если мир дан человеку только через ощущения, то этот мир всегда телесен и представлен совокупностью тел. Ничего, кроме тел - больших и малых,- в природе не существует. Если слову или термину не соотвествует никакое тело или телесное качество, то это слово является "фантасмой". Мир как совокупность тел называется материя. После встречи с Галилеем Гоббс уделяет внимание роли движения в телах и во всей материи. Все телесные качества- или акциденции, как раньше говорили,- есть результат движений тела. Жизнь - это тоже особое движение тела. Способность ощущать обусловлена действием одного тела на другое, результатом которого является впечатление - реакция собственного тела на внешнее воздействие. Совокупность таких реакций /рефлексов/ задает телесную основу души. Душа есть особая акциденция тела.
Человек, по Гоббсу, есть прежде всего только тело, как часть материи, часть природы,"фюсис". Душа человека есть акциденция его тела. Чтобы лучше понять человека, Гоббс вводит специальное понятие -" природа человека ". Природа человека определяется двумя условиями. Во-первых, тело человека полно движений: "усилия" /appetitt/ собственных желаний, порывы
/conatus/ в ответ на внешние воздейстаия, их взаимодействие,-
все акциденции тела регулируются ощущением удовольствия-страдания или влечения-отвращения. Во-вторых, тело человека, движимое эгоистичными аффектами, живет среди других человеческих тел, совокупность которых образует государство как искусственное тело общества. В результате у Гоббса получается так, что природа человека определяется жизнью естественного человека в условиях огромного в сравнении с ним искусственного тела - государства. Государство Гоббс образно называется старым названием кита -"Левиафан", подчеркивая его огромность и телесный характер. Так же как в живом теле существуют разные органы, выполняющие различные функции, точно так же и в искусственно созданном теле государства есть свои функции головы /управления/, рук, ног, нервов и пр.
Политология. Основой социально-политических размышлений Гоббса является понимание природы как материи - совокупности физических тел, понимание человека как естественного тела, части природы, и понимание того, что человек живет в государстве как искусственном теле. Государство - плотная, тяжелая телесная среда, обладающая мощью и силой, и таковым оно должно быть. Назначение государства Гоббс подчеркивает уже в самом названии трактата: "О политическом теле, или элементы закона морального и политического" /De corpore politico or the Elements of Law Moral and Politic/.
Естественный человек, вне государства, не зол, но эгоистичен. Всеобщий эгоизм оборачивается в совместной жизни людей всеобщим озлоблением, так что каждый человек становится злым. Возникает ситуация, когда "человек человеку - волк" /homo ho-
mini lupus est/ и начинается война всех против всех. Впоследствии другой англичанин, Чарлз Дарвин, назвал подобное состояние "борьбой за существование".
Для того, чтобы положить предел взаимному истреблению, люди объединились, чтобы заключить договор о мирном сосуществовании. Общественный договор положил начало государству и переходу людей из естественного состояния в общественное. Для государства главной целью является гражданский мир; главным недугом - гражданская война.
Для достижения собственной цели государство должно быть способным сдерживать эгоизм и индивидуализм собственных граждан - для их же пользы. Ясно, что чем больше в гражданах эгоизма, жадности, индивидуализма, тем более сильным должно быть государство. Только при этом условии сохраняется общественное состояние людей, гражданское общество, а человек остается общественным. Для усиления государственной власти власть должна суммироваться, сосредотачиваясь в одном лице или в таком органе, который действует как одно лицо. Максимально сильным государством является монархия; республика будет сильной властью только при единомыслии правителей. Говоря о монархии, Гоббс, естественно, предполагал, что монарх управляет государством на благо народа, поскольку "государство установлено не ради себя самого, а ради граждан".
Этика. По Гоббсу, ни о какой этике в естественном состоянии людей говорить не приходится; этика появляется только после установления общественного договора и благодаря жизни в государстве."Вне государства - владычество страстей, страх, бедность, мерзость, одиночество, дикость, невежество, зверство, в
государстве - владычество разума, безопасность, блаженство,
благолепие, общество, изысканность, знания, благосклонность".
Государство и является высшим этическим достижением людей. Люди-эгоисты, признавая за собой грех индивидуалилизма, отчуждают от себя часть прав, передавая их государству для установления мира и справедливости. Поэтому высшим этическим проявлением общественного человека, гражданина, является законопослушание и смирение перед общественной волей государства,"искусственного человека". Сама мера для хорошего и плохого определяется государством:"Только в государстве существует всеобщий масштаб для добродетелей и пороков. И таковым масштабом могут поэтому служить лишь законы каждого государства".
В этике Гоббса, основанной на понимании мира как материи или совокупности физичесских тел, нет места для религиозных идей об исключительности духовного начала человека. Человек живет среди физических тел и сам есть такое тело. Поэтому и мораль может быть основанной только на физической силе; такой физической силой для внедрения норм морали является государство. Государство силой подавляет зло взаимного эгоизма, и только эта искусственная мера позволяет не злому по природе человеку вести себя естественно, не вредя при этом другим. Страх перед силой государства заставляет человека не вредить другим, - в этом и состоит назначение морали. В политическом отношении религия - как идеология, признающая правомерность страха,- может использоваться государством, хотя никакого объективного содержания она, по мнению Гоббса, не имеет. Сам Гоббс тщательно соблюдал религиозные обычаи, предписываемые государством, хотя на деле был одним из последовательных сто-
ронников атеизма.
Логика. Эмпиризм и сенсуализм начали оказывать свое влияние на очень консервативную часть философского знания - логику. Фрэнсис Бэкон считал индуктивный вывод более полезным для науки, чем дедуктивный. Томас Гоббс продолжил влияние эмпиризма на логику, введя учение о знаках /позднее такое учение получило название "семиотика"/.
Если познание начинается с ощущений, то с чего начинается логика? Логика, как известно, работает с понятиями, а не с ощущениями. Следовательно, должно быть какое-то посредствующее звено между ощущением и понятием. Таким звеном и являются знаки.
Знаки бывают естественными, как, например, туча есть знак дождя и произвольными, как, например, слова какого-либо языка, которые выступают как бы метками ощущений. Бывают и знаки знаков - к ним относятся понятия. В процессе познания человек помечает ощущения, затем дает им имена и, наконец, давая имена именам, получает понятие. С понятиями можно работать "методом a priori", до обращения к опыту - когда речь идет о дедукции и синтезе. Можно работать и "методом aposteriori", после опыта - когда используется метод индукции и анализа. Учение о знаках Гоббса и его терминология позднее получили широкое распространение.
Значительное влияние методология эмпиризма оказала на образование. Еще гуманисты эпохи Возрождения опытному изучению природы придавали огромное значение. Выдвигались идеи организации загородных школ, чтобы дети могли получать знания о природе при непосредственном общении с нею под наблюдением учите-
ля. Почти за полтора столетия до Локка испанский гуманист Хуан
Луис Вивес /1492-1540/ высказывал идею, что нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в ощущениях. В своем трактате "De anima" /"О душе"/ Вивес давал обоснование новой, эмпирической психологии. Он настаивал на ведущей роли ощущений в познании, преимуществе индуктивного метода перед дедуктивным, разрабатывал идею ассоциативных связей. В области образования идеи гуманистов легко состыковывались с методологией эмпиризма и сенсуализма Нового времени. Вероятно, именно поэтому педагогические идеи Джона Локка нашли в Европе широкое распространение.
В трактате "Мысли о воспитании" Локк дал целостную систему педагогики. Будучи по университетскому образованию медиком, Локк значительную часть своего учения отводил проблемам здоровья ребенка: закаливанию организма, пище, одежде, кровати
маленького джельтмена. В данном вопросе Локк не склонен был
нежничать. В качестве будущего средства отдыха Локк рекомендовал занятия садоводством, столярные, плотницкие и токарные работы, для чего им надо учиться с детства. Одна из самых фундаментальных идей Локка состояла в том, что в деле воспитания учеба - не главное. "Вы, может быть, удивитесь, что я ставлю учение на последнем месте, особенно если я скажу вам, что придаю ему наименьшее значение..." Самым главным Локк считал восписпитание характера и добрых привычек, позволяющих мальчику расти дженльменом."Обучать мальчика нужно, но это должно быть на втором плане, только как вспомогательное средство для развития более важных качеств". Рекомендации Дж.Локка во многом легли в основу английской системы образования.
Методология рационализма, имея меньше своих сторонников, оказала не меньшее влияние на развитие философского знания. Уже трудами самого Декарта была намечена собственная онтология рационализма.
Если новое достоверное знание достигается только логическим путем, исходя из интуитивно заданных аксиом, при этом опыт задает тему исследования, но не является источником знания /то есть опыт может быть источником знания, но лучше таким источником не пользоваться/, то это означает, что разум и чувства у человека работают параллельно, не пересекаясь. Чувства связаны с телом и их область ограничена опытом как процессом телесного взаимодействия тела человека с окружающими телами природы. Что касается разума, то он связан не с телом человека, а с его "я",- чем бы оно ни было. Человек может оказаться в ситуации, в которой ему будет ничего не известно о внешнем мире и его собственном теле /например, он в больнице и тело в гипсе/,но если он осознает:"Я мыслю",- то он будет уверен в своем существовании. Это "Я", переживаемое как бытие, в более поздней гносеологии получит название "суъект познания", но введено это понятие было Декартом.
Итак, у человека есть тело, и есть его "я". "Я" мыслит логично, а тело задает ощущения. При этом мышление "я" и ощущения тела не пересекаютс