Факторы, влияющие на успешное разрешение конфликта.




Выделяют следующие факторы, влияющие на успешность разрешения конфликта:

· Время. Выбор правильного момента для разрешения конфликта играет важную роль. Кроме того, необходимо дать сторонам время на обдумывание оптимального решения, выяснение взаимных позиции интересов, что также может оказать влияние на развитие конфликта в позитивном русле. Если время на разрешение конфликта сокращается, это неизбежно ведет к агрессии, стремлению разрешить конфликт максимально быстрым способом.

· Третья сторона. Если в конфликте задействованы нейтральные лица, например, адвокаты, мировые судьи, медиаторы, то они могут помочь сторонам разрешить конфликт с учетом их взаимных интересов и потребностей. Так, ряд исследователей подтверждает положительное влияние третьих лиц на развитие конфликта и их разрешение.

· Своевременность. Стороны должны своевременно разрешить конфликт, пока он не достиг предела и не перерос в жесткую стадию. Например, война должна быть разрешена на стадии подготовки к ней, иначе будет причинён значительный ущерб государствам, измеряемый человеческими жизнями и огромным материальным ущербом. Логика данного фактора проста: чем меньше противоречий, тем больше возможности для мирного урегулирования конфликта.

· Равновесие. Стороны должны быть равны по возможности, например, иметь равные доли вложений, равные статусы и авторитет и так далее. Только в этом случае они ищут мирное решение проблемы. Конфликт более конструктивно можно разрешить тогда, когда нет какой-либо зависимости. Например, достаточно трудно разрешать конфликты между подчинёнными и начальником. Кроме того, равные по возможностям стороны в большей степени ищут мирный путь разрешения.

· Культура. Спорящие стороны должны обладать определенным уровнем воспитания, культуры и этики, высокими деловыми и моральными качествами. Но в этом случае конфликт протечёт более мягко и не насильственно, что немаловажно.

· Единство целей. Если стороны имеют примерно одинаковые цели, то и разрешение конфликта между ними пройдёт более мягко, так как на основе общих целей они смогут выработать единое решение.

· Опыт. Если у одной стороны имеется опыт по разрешению подобных конфликтов, она может применить его и в другом подобном случае, а также сообщить оппоненту о том, каким способом он разрешил конфликт ранее. Полученная информация может привести стороны к необходимости разрешить настоящий конфликт точно таким же способом.

 

 

Составьте таблицу.

Наименование конфликтной личности Характеристика конфликтной личности Эффективные приемы преодоления трудностей общения с конфликтной личностью  
1. Ригидный Подозрителен. Прямолинеен и негибок. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Конфликтная личность ригидного типа с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не считаясь с их мнением. Выражение недоброжелательности со стороны окружающих воспринимает как обиду. Не критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимой или действительной проявлениям несправедливости. Для ригидного типа важна глубина понимания проблемы – поэтому вступайте в диалог с такими людьми, только вооружившись глубокими знаниями о сути обсуждаемого вопроса. В разговоре уделяйте внимание сложившимся стереотипам – «так принято», «этим пользовались еще предки», «проверено веками». Будьте искренними и не старайтесь обмануть – потом доказать чистоту своих помыслов будет практически нереально.
2. Неуправляемый Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Такая конфликтная личность отличается плохо предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно. Может не обращать внимания на общепринятые нормы общения. Характеризуется неуправляемый тип конфликтной личности высоким уровнем притязаний. Несамокритичен. В своих неудачах или неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать деятельность, последовательно претворять планы в жизнь. У такой конфликтной личности недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Наиболее сложным в конфликтном взаимодействии считается неуправляемый тип. Что от него ожидать, не могут знать даже самые близкие люди, поэтому, вступая в разногласия с такими людьми, держите наготове весь арсенал приемов, описанных выше.
3. Сверхточный Скрупулезно относится к своей работе и обязанностям. При этом придирчиво предъявляя завышенные требования как к себе так и окружающим. Как ни странно конфликтная личность сверхточного типа обладает повышенной тревожностью и чрезмерно чувствителен к деталям. Такой человек склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. И даже может разорвать отношения с друзьями из-за кажущейся нанесённой ему обиды. Сильно переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь плохим самочувствием (бессонница, головные боли, неврозы и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях. В споре с человеком сверхточного типа, прежде всего, важна уверенность в себе и в своей идее, малейшую тревожность они чувствуют и впадают в панику. Преподносите свою точку зрения, как нечто идеальное, минусы и шероховатости прячьте. Предлагайте оппоненту, прежде чем принять окончательное решение, попробовать вашу идею или продукт, не требуя от него быстрого и категоричного ответа да или нет.
4. Демонстративный Демонстративный тип конфликтной личности всегда стремится быть в центре внимания. Любит производить хорошее впечатление на окружающих. При этом его отношение к окружающим определяется тем, как они к нему относятся. Такому человеку легко даются поверхностные конфликты. Демонстративно страдает и любуется своей стойкостью. Характеризуется данная конфликтная личность высоким уровнем притязаний и не способностью к самокритике. Конфликтная личность демонстративного типа в отличие от других легко и хорошо приспосабливается к различным ситуациям, чувствует себя комфортно в конфликтных. Рациональное поведение выражено слабо. Планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. В основном избегает кропотливой и систематической работы. Демонстративному типу важно показать, что вы им восхищаетесь, сделать пару-тройку комплиментов, внимательно выслушать. Свою точку зрения озвучивайте таким образом, чтобы сложилось впечатление, что это его идея, и вы ее только поддерживаете.
5. Бесконфликтный Неустойчивой оценкой в своих убеждениях и мнениях. Внутренне противоречив. Обладает легкой внушаемостью. Зависит от мнения окружающих. Характерна некоторая непоследовательность в поведении. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Конфликтная личность бесконфликтного типа излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Зачастую даже не задумывается над причинами и последствиями поступков как своих, так и окружающих. Как вести себя с бесконфликтным типом личности – опираться на мнение большинства и авторитетов. Показывать стремление прийти к компромиссу, договориться.

Общие правила взаимодействия:

1. Соблюдайте спокойствие при общении. Дайте ему «взорваться» и высказаться, «эвакуировать» свою агрессию, даже если его слова задевают вас. Не пытайтесь призывать его к спокойствию, просто слушайте его, говоря: «Я тебя понимаю». Конфликтный человек, не получая бурной ответной реакции оппонента, быстро теряет интерес к спору.

2. Предоставьте возможность высказаться и успокоиться. Зачастую люди не получают должного внимания, вследствие чего проявляют раздражение и сеют раздоры. Выслушав внимательно собеседника, можно избежать разногласий. После того, как он «прокричится» попытайтесь переформулировать и повторить все его претензии на тон ниже и спокойней, в более позитивном ключе.

3. Во время беседы быть осторожным в высказываниях и оценочных суждениях.

4. Конфликтные индивиды крайне придирчивы, незначительные разногласия воспринимают в штыки. Не стоит давать им повод для новых нападок.

 

Кейс-задание

Этот случай произошел на кафедре одного вуза, куда по распределению после окончания того же института была принята молодой специалист Лялина. Она быстро освоилась с должностью ассистента и почувствовала себя вполне уверенно, тем более что благодаря своему общительному характеру была знакома чуть ли не совсем институтом. Только с заведующим кафедрой Умновым установить хорошие отношения Лялина не смогла. Он явно не одобрял постоянные отлучки Лялиной, бесконечные разговоры на посторонние темы, которые она затевала с сотрудниками кафедры, ее не рабочие настроение. Поняв, что хорошего отношения Умнова ей не добиться, Лялина резко изменила свое поведение. Если раньше она хорошо ли, плохо ли, но выполняла распоряжения заведующего кафедрой, то теперь ограничивала объем своей работы тем минимумом, который был необходим, чтобы продержаться на кафедре, проявив при этом недюжинную изобретательность и неплохое знание трудового законодательства. Пользуясь привилегиями молодого специалиста, она отказывалась руководить практикой студентов, требовала пересмотра учебных планов, ссылаясь на положение о высшей школе, которое позволяло ассистенту не читать лекций, отказалась от преподавания и вела лабораторные и практические занятия.

Одним словом, Лялина откровенно провоцировала Умнова на конфликты, и он шел на них, считая ниже своего достоинства не принять вызов, тем более, что другого выхода из создавшегося положения и не видел.

Решительность и «смелость» Лялиной снискали ей популярность среди молодых специалистов даже за пределами кафедры, не говоря уже о том, что другие ассистенты явно ориентировались на Лялину. Расстановка сил складывалась не в пользу заведующего кафедрой.

После некоторых размышлений Умнов резко изменил стратегию поведения. На очередном заседании кафедры после требования Лялиной снять с нее часть учебной нагрузки, Умнов, к удивлению всех сотрудников, не только не выразил возмущение, но охотно пошел ей на встречу, сказав лишь, что поскольку эти часы все равно нужно отработать, то он возьмет на себя часть нагрузки Лялиной, а оставшиеся часы придется распределить между остальными сотрудниками кафедры.

Когда в следующий раз одной из ассистенток пришлось ехать вместо Лялиной в командировку, удивление сотрудников сменилось возмущением. Умнова обвиняли в слабохарактерности, чрезмерной терпимости, но вместе с тем недовольство высказывалось и в адрес Лялиной. Ассистентки, которые теперь читали за нее лекции и вели дополнительные практические занятия, сменили симпатию на явную недоброжелательность. Лялина растерялась, такого поворота событий она не ожидала. Все ее капризы и претензии тотчас же удовлетворились. О ней стали говорить, что она пользуется мягкостью и терпимостью Умнова, чтобы добиться особого положения на кафедре.

Былые почитатели Лялиной отвернулись от нее. Она растеряла свою популярность и приобрела врагов. Поскольку Лялина привыкла быть в центре внимания и вызывать восхищение окружающих, атмосфера недоброжелательности, сложившаяся вокруг нее на кафедре, стала казаться невыносимой. Она начала вести себя заносчиво и грубо, чем еще больше восстановила против себя коллектив.

Через некоторое время Лялина вынуждена была подать заявление об увольнении. Умнов решил выдержать характер до конца и стал уговаривать Лялину остаться, ссылаясь на то, сто не имеет права уволить молодого специалиста до истечения трехлетнего срока работы. Тогда Лялина обратилась к декану и добилась разрешения на увольнение. После ее ухода кафедра вздохнула с облегчением, и между сотрудниками и заведующим восстановились прежние отношения.

Анализ:

В начале конфликта между Лялиной и Умновым, зав. Кафедрой шел на поводу у молодого специалиста. Лялина откровенно провоцировала Умнова на конфликты, и он шел на них, считая ниже своего достоинства не принять вызов, тем более, что другого выхода из создавшегося положения и не видел, тем самым провоцируя Лялину еще больше и подрывая свой авторитет как руководителя коллективом.

В данной ситуации мы видим такую стратегию поведения как конкуренцию.

Когда Умнов понял, что он начинает терять свой авторитет в глазах своих коллег и подчиненных, ведь большая часть коллектива была уже на стороне Лялиной, зав. Кафедрой решил поменять стратегию поведения. Он понял, что нужно мыслить рационально, а не эмоционально, чтобы вернуть и сохранить в коллективе рабочий лад.

На очередном собрании, когда Лялина потребовала уменьшить нагрузку, ко всеобщему удивлению, Умнов не то что не стал возражать молодому специалисту, но и пошел ей навстречу и распределил ее нагрузку на остальных членов коллектива. Со временем недовольство у всего коллектива нарастало, и теперь те, то раньше был на стороне Лялиной, отвернулись от нее. Такого Лялина не ожидала, ведь ей важно было быть в центре внимания, иметь признание и поддержку в окружении. Такой тип личности называется демонстративным.

Лялиной пришлось написать заявление об увольнении, ведь она больше не имела признания в коллективе, и с этим она не могла смириться. После ее ухода в коллективе восстановились прежние отношения и все вздохнули с облегчением.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: