Роль и место учителей в модернизации педагогического процесса школы. Особенности психологического климата в инновационной школе




Тема: Проектирование программ управления персоналом образовательного учреждения в условиях инновационного процесса

1. Подготовка учителей к переменам в педагогическом процессе школы.

2. Причины конфликтности инновационных изменений и роль психологического климата в инновационной школе.

3.Технология проектирования программы развития коллектива, вступающего в инновационный процесс.

4.Система стимулирования инновационного творчества педагогов.

Роль и место учителей в модернизации педагогического процесса школы. Особенности психологического климата в инновационной школе

В связи с происходящими социально-экономическими преобразованиями в российском обществе предъявляются наиболее высокие требования не только к целостности организации педагогического процесса, использованию и внедрению передовых инновационных технологий, но и выявляются эффективные пути коррекции личности самого педагога. Учитель должен обладать инновационным стилем мышления, быть гибким, способным к творческой и профессиональной деятельности, самоопределению и саморазвитию.

От уровня коммуникативной культуры, психологической грамотности, системы отношений педагогов зависит уровень социально-психологического климата в педагогическом коллективе.

Формирование благоприятного социально-психологического климата педагогического коллектива является одним из важнейших условий успешного внедрения инновационных систем обучения, повышения готовности педагогов к активной реализации их педагогической практики.

Приходится констатировать противоречие между потребностью педагогической практики в интенсивной инновационной деятельности педагогов и недостаточной готовностью многих руководителей образовательных учреждений к руководству инновационными изменениями, необходимости мыслить и действовать по- новому и недостаточной сформированностью у педагогов определенных качеств.

Социально-психологический климат, на наш взгляд, связан с групповым сознанием и отражает взаимоотношения внутри социальной группы в условиях целенаправленной деятельности. Климат-это продукт всей системы социальных отношений общества и специфики той или иной профессиональной системы (в данном случае - педагогической). Связь климата с сознанием носит не непосредственный характер, а многократно опосредованный.

Социально-психологический климат оказывает влияние на субъективное благополучие личности через совершенно определенные связующие компоненты: отношение к труду, отношение к другим людям, отношение к жизни. Критериями же самого социально-психологического климата, по нашему мнению, являются удовлетворенность трудом, степень сплоченности, дисциплинированность, единство членов коллектива как целого, взаимная ответственность.

Социально-психологический климат в педагогическом коллективе является одним из условий профессионального и личностного роста педагога.

Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива колледжа, а также его способность выявлять актуальные проблемы образования, находить и реализовать эффективные способы их решения.

К критериям личностно-коммуникативной готовности педагога к ведению инновационной деятельности относятся:

- высокая мотивация к саморазвитию и ведению инновационной деятельности;

- заинтересованность педагогов друг в друге в профессиональном плане (потребность в профессионально-ориентированном общении);

- личностно-ориентированный подход к обучающимся и коллегам по педагогической работе (эмпатия, партнерские отношения).

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях - важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь высокого уровня педагогического мастерства.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что социально-психологический климат в педагогическом коллективе тесно взаимосвязан с инновационной готовностью, так как развитие психологической готовности к инновационной педагогической деятельности проходит эффективнее при создании развивающей среды, в которой реализуется субъект - субъектный подход к организации педагогического взаимодействия, диалогическое общение, создана атмосфера доброжелательности и доверительности, учитывается неповторимость и уникальность жизненного опыта каждого педагога, организуется, направляется и стимулируется процесс самопознания своей творческой индивидуальности и используются эффективные педагогические технологии.

Т. И. Шамова указывает, что педагогический коллектив, вступающий в инновационный процесс, как правило, проходит следующие стадии: робость – кликушество – стабилизация – сотрудничество – зрелость. [ ].

Настороженным отношением к новому, неуверенностью в целесообразности и успешности его внедрения в практику своей работы характеризуется стадия «инновационной робости». В этой стадии члены коллектива сдержанны в оценках инновации, не обладают необходимой для данной инновационной деятельности компетентностью.

Стадия «инновационного кликушества » связана с первыми успехами в освоении нового. Стремление быстрей заявить о своих достижениях, неглубокий анализ, поверхностные оценки, преобладание формальной новизны, чрезмерное увлечение внешними проявлениями инновационной деятельности являются характерными проявлениями участников инновационного процесса. Качество инновационных проектов при их тиражировании, многократном воспроизведении на этой стадии снижается.

На стадии «инновационной стабилизации » новое глубоко осмысливается, интериоризируется, многократное воспроизведение приводит не к снижению, а к повышению качества.

Стадия «инновационного сотрудничества » в педагогическом коллективе – это стадия, на которой в образовательном учреждении складывается особая инновационная среда, включающая единое информационно-педагогическое пространство, благоприятный социально-психологический климат, систему управленческой поддержки и стимулирования инновационной деятельности педагогов и т. д.

На этой стадии в целенаправленный поиск и освоение нового включается весь педагогический коллектив, инновационный процесс охватывает родителей, представителей общественности.

Стадия «инновационной зрелости» коллектива – это стадия, на которой в образовательном учреждении сформирована инновационная среда. Непрерывно протекающий инновационный процесс обеспечивает постоянное развитие учреждения, совершенствование осуществляемого в ней учебно-воспитательного процесса.

Педагогический коллектив, достигший инновационной зрелости, обладает высокой адаптивностью, способностью к групповой самоорганизации и саморегуляции.

Чтобы успешно управлять инновационными процессами, необходимо осуществить переход от субъект-объектного типа отношений внутри коллектива (распределение и закрепление функций целеполагания, проектирования только за администрацией, а исполнение - только за педагогами) к субъект-субъектному, предполагающему совместное целеполагание и проектирование преобразовательных действий, реализацию и рефлексию осуществленной деятельности [ ] (Сидоров В.С.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: