Одной из самых сложных задач обучения персонала является обучение учителей при внедрении новшеств.
Если инициатива в использовании новшеств исходит от самого учителя, то, как правило, проблем с его обучением не возникает. Он активно занимается самообразованием, читает специальную литературу, посещает уроки коллег, работающих по новым технологиям, находит возможность пройти обучение на специальных курсы, ведет самостоятельные разработки. Когда инициатива исходит не от учителей, а от руководителей школы, необходимо организованное обучение. Оно выполняет задачи мотивации и подготовки учителей к освоению новшеств.
Что учитель должен знать о новых технологиях? Точнее, что учитель должен понимать, чтобы успешно применять эти технологии в практической деятельности
Прежде всего, назначение технологий: истории их создания, проблемы, которые могут быть решены с их помощью, и результаты, которые могут быть получены. Кроме этого, учитель должен знать, на какую научную теорию данные образовательные технологии опираются, какими основаниями руководствовались их авторы при разработке. Это поможет учителю правильно оценивать значение каждого отдельного метода или приема и в дальнейшем осуществлять самостоятельную деятельность. Например, в основе программированного обучения лежит теория поэтапного формирования умственных действий Н.В.Талызиной, а в основе концепции развивающего обучения-теория развития личности В.В.Давыдова.
Знания о новых технологиях не должны ограничиваться вопросами о методах работы самого учителя. В процессе обучения – два деятеля, два субъекта: учитель и обучающийся. Кроме знания содержания, новых методов и приемов преподавания, учитель должен знать, каким новым методам учебной деятельности (групповой работе, самоконтролю, использованию компьютера и др.) он должен будет обучить школьников.
|
Что учитель должен уметь применить на практике?
В процессе обучения должны быть приобретены не только знания. сформировано общее представление о технологиях, но выработаны первоначальные профессиональные умения.
Учитель приобретает свободу и может применять знания тогда, когда у него достаточно умений, чтобы спланировать не один урок по заданному образцу, а самостоятельно выстроить весь учебный процесс. Это означает, что основными профессиональными умениями для работы учителя в новых технологиях являются проектировочные –умение планировать обучение на год и четверть, разрабатывать планы проведения уроков. Успешность применения нового зависит не просто от того, способен или нет учитель применять на практике определенный метод, а в большей степени от того, насколько правильно он его применяет в определенном контексте: на каком этапе обучения, при решении конкретной учебной задачи, в работе с конкретными обучающимися. Развитие профессиональных умений должно осуществляться именно в этом направлении.
Обучение новому нельзя считать полным, если учитель сам не умеет оценить результаты используемого новшества, проанализировать свою деятельность и выявить скрытые причины недостатков. Наличие проектировочных и аналитических умений делают педагога субъектом, без них он будет способен лишь скопировать чужой опыт.
|
Что учитель должен уметь разрабатывать для перехода на новую технологию.
Новизна технологии определяется не только временем её создания, но и тем, насколько она отличается от традиционного обучения. Чем значительней эти отличия, тем больше элементов традиционного обучения будет нуждаться в замене. Новые технологии требуют новых дидактических средств для осуществления учебного процесса: содержания заданий, наглядных пособий, раздаточного материала и др. Деятельность по их созданию сама по себе является для учителя развивающей: в ней происходит его обучение, проникновение в сущность новых методов. Однако, самостоятельно выполнить эту работу способны только достаточно компетентны и заинтересованные учителя. Разработке новых дидактических средств, как и всему другому, учителя надо учить.
Процесс подготовки учителя к инновационной деятельности в рамках курса «Инновационный поиск учителя», будучи составляющей целостного педагогического процесса, строится на модульной основе, предусматривающей создание нового, его оценку и освоение. Для достижения запланированных результатов целесообразно спроектировать работу по трем модулям: «Учитель нового типа», «Развивающаяся школа и инновационный процесс», «Я – учитель-инноватор».
Самообразование учителя с ориентацией на инновационную. деятельность в каждом модуле базируется на принятии цели самоподготовки, содержания педагогических знаний, обеспечивающих информационную базу модуля, реализации себя как субъекта инновационного процесса, оценке и самооценке достигнутого результата в соответствии с принятой целью.
Взаимосвязь самообразовательной деятельности педагога с процессом подготовки к инновационной деятельности при работе в рамках модульного курса «Инновационный поиск учителя» оказывается эффективной, если строится на добровольной основе, имеет гуманистическую направленность, предполагает творческое сотрудничество педагогов, обогащает и корректирует мотивы самообразования и профессионального роста учителя, вызывает чувство удовлетворенности процессом продвижения и достигнутыми результатами.