Современное образование должно формировать новую систему знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть современные ключевые компетенции.
Используемые элементы мониторинга: уровня учебных достижений класса по предмету и в целом по всем предметам по четвертям и за год, процент успеваемости, процент качества знаний, уровень обученности (проводимый мониторинг осуществляется по данным статистического отчёта классных руководителей и учителей предметников).
Мониторин позволяет определить уровень знаний обучающихся класса, увидеть характер динамики показателей, определить рейтинг класса на параллели и во всей школе, выявить процент обучающихся, имеющих проблемы по конкретному предмету (например, процент обучающихся, имеющих тройку только по одному предмету). Но такой мониторинг уровня обученности не позволяет увидеть динамику развития каждого обучающегося и оценить динамику изменений отдельного обучающегося в массовой школе.
Система диагностики и контроля освоения образовательных программ является неотъемлемой частью образовательного процесса. В условиях отсутствия апробированного и стандартизированного инструментария для диагностики и контроля образовательных достижений, необходимо обеспечить учебные заведения соответствующим научно-методическим руководством для объективного и надежного сбора информации. Решение данных проблем требует разработки и внедрения современных технологий диагностики и контроля для выявления факторов, влияющих на достижение качества.
Управления школой-это создание системы управления через повышения качества образования, через внедрение в практику новых организационных и финансово - экономических механизмов, через использование информационных и коммуникационных технологий в управленческий процесс. Необходимо переосмысление технологий управленческой деятельности, модернизация традиционных подходов к управлению образовательным учреждением.
|
Этимологически слово «аудит» происходит от audit от лат. auditus –слушающий [….c.5] Трофимова Понятие «аудит» сформировалось первоначально в Великобритании в финансовой сфере. И теперь осваивается, как в свое время термины «технология», «проект», «мозговой штурм» и др., в методике и педагогике.
Качество образования предполагает определение: качества результатов деятельности образовательного учреждения качества процессов, реализуемых в образовательном учреждении качество системы (качества условий, созданных в образовательном учреждении).
Объективными показателями качества являются результаты внешней
оценки:
- успешность участия обучающихся в олимпиадах различного уровня;
- сдача выпускниками единого государственного экзамена;
- поступление выпускников на бюджетные места в высшие учебные заведения и успешное их обучение.
С целью получения объективной информации о состоянии качества образования, степени соответствия образовательных результатов требованиям, о причинах, влияющих на уровень соответствия, в гимназии создана внутренняя система оценки качества образования.
Оценка качества образования осуществляется посредством:
- чётко выстроенной системы внутришкольного контроля;
|
-профессиональной экспертизы качества образования, проводимой администрацией совместно с информационно-аналитической службой;
- общественной оценки качества образования.
Образовательный аудит -это форма диагностики и контроля, который помогает получить достоверную информацию об уровне учебных достижений на любом этапе обучения. Аудит является, с одной стороны, средством мгновенного улучшения качества и снижения затрат на его обеспечение, с другой стороны, инструментом доказательства соответствия достигнутого качества установленным требованиям.
Неотъемлемыми атрибутами аудита являются безупречная честность, независимость, соответствующая профессиональная подготовка и использование современных контрольно–оценочных средств и процедур.
Объективные, достоверные, теоретически обоснованные измерения и оценки результатов обучения могут дать преподавателю информацию о ходе учебного процесса, учебных достижениях каждого обучаемого, выявить влияние тех или иных факторов на процесс обучения и его результаты.
Аудит, как процедура независимой оценки деятельности учебной организации (преподавателей, студентов), позволяет сделать процесс диагностики и контроля более объективным, так как проверяемые сами заинтересованы в получении достоверных результатов. Это позволяет им проанализировать степень отклонения полученных результатов от эталонных.
Аудит проводится в целях установления соответствия состояния образовательного процесса и результата принятым критериям качества.
Мониторинг – деятельность, включающая измерение, анализ и улучшение качества проверяемого объекта: процесса, продукции, документации, элементов производственной системы и системы управления качеством. Результаты мониторинга используются для оценки результативности действий по обеспечению, корректировке, предупреждению или улучшению качества […Соц. Сл...c.681].
|
Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития.
Образовательный мониторинг - система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.
Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о состоянии тех или иных объектов и структур.
Однако потребность общества в объективной информации способствовала расширению мониторинга. Это понятие стали использовать в педагогике, рассматривающей мониторинг с двух позиций: как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе и как средство получения информации в процессе проведения научного исследования или организации контроля (набор методик оценки).
Контрольные вопросы и задания
1. Для чего нужны программы контроля за качеством образования.
2. Раскройте содержание понятия «качество образования».
3. Какими документами определяются критерии оценки качества образования.
4.Какие вопросы предусматриваются программой управления качеством образовани я в образовательном учреждении.
5.Раскройте технологиюмониторинг и аудита в условиях образовательного учреждения.
Литература
1.Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013г.№286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от11.06.2014г.№657 «Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования»
3. Бахмутский А.Е. Мониторинг школьного образования: проблемы и решения. СПб.: КАРО, 2007. 2.
4.Данилина Е.И., Савочкина Т.С. Проектирование системы оценки качества образовательных процессов. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 10-1. – С. 75-77;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5931
5. Субетто А.И. Качество образования: проблемы оценки и мониторинга:/Завуч. -2004.№5-с.3-4.