Тема №4: «Выполнение работ первого технического обслуживания гусеничных тракторов в соответствии с порядком и правилами, изложенными в инструкционно-технологической карте.»
Цель: Научить студентов приемам проведения технического ухода за колесными и гусеничными тракторами.
Организационные указания: При проведении занятия по ежесменному техобслуживанию, особое внимание нужно уделить следующим вопросам: подготовке машин и места к занятиям, планирующей и инструкционной документации, организации работы и инструктажу на различных этапах занятия, технике безопасности.
Последовательность выполнения задания | Технические условия и указания к выполнению задания |
Осмотреть и обмыть трактор Заменить масло в системе смазки двигателя и корпусе топливного насоса Провести обслуживание центробежного масляного фильтра Слить отстой: из фильтра тонкой очистки топлива из топливных баков Провести обслуживание аккумуляторной батареи Очистить центральную трубу воздухоочистителя и промыть корпус с фильтрующими элементами. Проверить и при необходимости отрегулировать: зазор между клапанами и коромыслами свободный ход педали муфты сцепления. ход тормозных педалей сходимость передних колес давление воздуха в шинах свободный ход рулевого колеса. осевой зазор подшипников передних колес Проверить уровень масла: в корпусе трансмиссии. в корпусе гидроусилителя рулевого управления. в баке раздельно-агрегатной гидросистемы. в корпусе редуктора пускового двигателя. Смазать: втулки поворотных цапф ступицу педали сцепления Промыть фильтрующий элемент воздухоочистителя пускового двигателя Проверить крепления деталей и узлов трактора | Обратить внимание на чистоту промывки ребер и межреберного пространства цилиндров и головок двигателя Масло из картера сливают, когда дизель прогрет. Чистое масло заливают, предварительно очистив ротор центробежного фильтра. Масло из корпуса топливного насоса сливается через сливное отверстие, залить свежее до появления его из контрольного отверстия Отвернуть гайку крепления колпака фильтра и снять его. Между крышкой ротора и чашкой корпуса фильтра вставить отвертку, застопорить ротор и, вращая вручную специальную гайку стакана ротора, осторожно снять стакан. Удалить деревянным скребком слой отложений с внутренней стенки стакана ротора слить топливо из фильтра, заменить фильтрующий элемент отстой сливается через краник топливного бака Батарею осматривают, очищают от пыли и грязи. Пролитый на поверхность батареи электролит удаляют чистой ветошью. Проверяют исправность банок, плотность крепления и контактов. Очищают от окислов клеммы и штыри, прочищают вентиляционные отверстия в пробках. Проверяют уровень электролита (10-15 мм) (при необходимости долить дистилированую воду).проверить плотность электролита (1,25-1,17 г/см3). Смазать неконтактные части клемм и наконечников проводов техническим вазелином. Заменить масло в поддоне, промыть фильтрующий элемент, очистить проходы воздуха, тщательно уплотнить все соединения обеспечить доступ к крышке головки. Проверить затяжку гаек крепления валика коромысел. Установить поршень первого цилиндра в положение, соответствующее концу такта сжатия. Отпустив контргайку регулировочного винта на коромысле клапана и, ввертывая винт, установить при помощи щупа требуемый зазор между бойком коромысла и торцом клапана. Надежно затянуть контргайку и снова проверить щупом зазор. Зазоры рекомендуется регулировать в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндра дизеля(1-3-4-2). По окончании регулировки клапанов первого цилиндра повернуть коленчатый вал в направлении часовой стрелки на половину оборота и приступить к установке зазора в следующих цилиндрах Отсоединить тягу тормозка от рычага. Освободить педаль от воздействия пружины, для чего завернуть упорный болт в кронштейне и отпустить болты, крепящие его к корпусу коробки передач, для возможности перемещения кронштейна. Изменяя длину тяги, установить свободный ход подушки педали в пределах 40-45мм. Повернуть кронштейн против часовой стрелки вокруг оси до упора в болт и снова закрепить кронштейн к корпусу коробки передач. Выворачивая упорный болт из кронштейна, вернуть педаль в исходное положение полный ход должен быть одинаков у каждой педали и равнятся 70-90 мм. В процессе эксплуатации из-за износа накладок допускается увеличение хода педалей до 110 мм. Ход педалей менее 70 мм приводит к усиленному износу накладок и перегреву тормозов. Ход педалей регулируют в таком порядке: отворачивают контргайки болтов и разворачивают болты в регулировочные вилки настолько, чтобы ход педалей соответствовал рекомендуемым нормам. Затем затягивают контргайки трактор устанавливают на ровной площадке в положение,соответствующее прямолинейному движению, и штангой с мерной линейкой замеряют расстояние между задними внутренними закраинами ободов колес на высоте центров. Штанга устанавливается горизонтально, а точки ее касания к ободам отмечаются мелом. Затем трактор перекатывают вперед до проворачивания колес на 180 градусов (примерно 1,5м), чтобы отмеченные точки на ободах оказались спереди на той же высоте, и замер повторяют. Расстояние между отмеченными точками на ободах сзади (L1) должно быть больше, чем спереди (L2), на 4мм. Если сходимость окажется большей, то рулевые тяги необходимо укоротить, а если меньше - удлинить одинаково с каждой стороны. давление воздуха в шинах направляющих колес тракторов составляет 0,10…0,27 МПа, ведущих 0,08…0,20 МПа. Подкачать шину с пониженным давлением. свободный ход рулевого колеса при повороте направляющих колес стоящего на твердом грунте трактора с работающим дизелем должен быть не более 30 градусов. В случае превышения указанного значения следует проверить и при необходимости отрегулировать шарнирные соединения рулевых тяг, подтянуть до отказа гайки сошников и поворотных рычагов.Если этого недостаточно, нужно отрегулировать зазор в сцеплении, сектор- червяк затяжку гайки червяка. поддомкратив колесо, снять колпак, расшплинтовать и отпустить на одну прорезь гайку.Толкнув колесо, рукой проверить на сколько свободно оно вращается. В случае тугого вращения, нужно выявить и устранить неисправности (заедание манжет, поломки подшипников). Затянуть гайку так, колесо проворачивалось с трудом. При затягивании гайки нажимать на ключ плавно, без рывков. Одновременно с затяжкой гайки следует проворачивать колесо. Отвернуть гайку так, ближайшая прорезь на ней совпадала с отверстием под шплинт в полуоси.Повернуть колесо сильным толчком руки – оно должно свободно вращаться. Если колесо проворачивается туго, отпустить гайку еще на одну прорезь Проверить уровень масла и при необходимости долить до появления его из контрольного отверстия Проверить уровень масла и при необходимости долить до верней метки масломера Проверить уровень масла по маслоизмерительному стержню и при необходимости долить Проверить уровень масла и при необходимости долить до уровня контрольного отверстия очистить от пыли и грязи масленки и сделать шприцем 10-12 нагнетаний очистить от пыли и грязи масленку и сделать шприцем 3-4 нагнетания Снимают колпак воздухоочистителя и ограничитель, снимают и промывают в дизельном топливе фильтрующий элемент, смачивают его маслом. Затем собирают и устанавливают воздухоочиститель. Проверяют крепление ступиц задних колес, лонжеронов к переднему брусу и корпусу сцепления, корпуса коробки передач двигателя. При необходимости подтягивают. |
|
|
|
Контрольные вопросы
1. Что понимается под системой технического обслуживания и ремонта тракторов в сельском хозяйстве?
2. Дайте определение следующим терминам: «техническое обслуживание!»; «текущий ремонт»; «капитальный ремонт».
3. Назовите виды и периодичность технического обслуживания.
4. Назовите методы ремонта тракторов.
5. Назовите методы капитального ремонта тракторов.