1. Ответив на тест №1 «Какой вы собеседник» (см. Приложения), исходя из его результатов определите направления совершенствования ваших навыков делового общения.
2. Проанализировав конкретную управленческую ситуацию для тренинга делового общения (см. Приложения) определите свои подходы и технологию общения как руководителя для разрешения проблемы.
Рекомендуемая литература:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов/Д.: МарТ, 2001. С. 21-31, 117-128.
2. Комарова Л.В. Технологии делового общения в управленческой деятельности: учеб. пособ. М.: РАГС, 2006. С. 50-88.
3. Персональный менеджмент. Тесты и конкретные ситуации: учеб. пособ. /Под общ. Ред. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 109-117.
4. Уткин Э.А. Этика бизнеса: учеб. для вузов. М.: Зерцало, 1998. С. 250-251.
Практическое занятие №3. Деловые переговоры
Задание1. Как лучше работать с хозяйственным партнером, клиентом? Этот вопрос стоит перед каждым менеджером. Здесь можно использовать следующие подходы:
1. Попробовать создать доверительную атмосферу при переговорах, используя обороты речи партнера.
2. Попросить партнера более подробно рассказать о проблеме. Это будет способствовать более четкому определению позиций сторон.
3. Помочь партнеру глубже вникнуть в ситуацию, делая по ходу беседы краткие, запоминающиеся общения-заключения.
4. Ориентировать партнера на творческое рассуждение, чтобы проблема получила более разностороннее освещение.
5. Убедить партнера, что откладывать решение в сложившийся ситуации невыгодно. Это позволит определить реальность намерений партнера о сотрудничестве с вами.
6. Изложить собственное решение проблемы, но в ряду других возможных. Тогда клиент выберет решение самостоятельно, но скорее всего предложенное вами.
|
Постарайтесь оценить:
1. Какой из отмеченных вами подходов, на ваш взгляд, наиболее эффективен?
2. Какие еще подходы в деловых переговорах, способствующие их успеху, вы могли бы предложить?
Задание 2. В деловом разговоре, при переговорах важно учесть психологический склад, внутренний мир, темперамент, настроение собеседника. Начиная беседу, вы должны разработать ее модель. Вот группа контрольных вопросов для вас:
1. Какую главную цель я ставлю для себя в переговорах?
2. Могу ли я обойтись без этой беседы?
3. Готов ли к обсуждению предлагаемой темы мой собеседник?
4. Уверен ли я в благополучном (для меня) исходе разговора?
5. Уверен ли в том же мой собеседник?
6. Что я должен уяснить для себя?
7. Какой исход устроит (или не устроит) меня, его, обоих?
8. Какие приемы воздействия на собеседника я использую в разговоре?
9. Какие вопросы я буду задавать?
10. Какие вопросы может задать мне собеседник?
Задание 3. Ролевое упражнение «Развитие навыков ведения переговоров»
Исходя из цели переговоров, представления о собеседнике по информации преподавателя, разработайте модель беседы.
В соответствии с управленческой ситуацией (см. Приложение) проведите с партнером переговоры в течение 10 минут. По их завершению проанализируйте результаты и тактику ведения переговоров, обсудите удачные подходы и пути исправления допущенных ошибок.
Рекомендуемая литература:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов/Д.: МарТ, 2001. С. 100-134.
|
2. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 277.
3. Персональный менеджмент. Тесты и конкретные ситуации: учеб. пособ. /Под общ. Ред. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 123-125.
4. Уткин Э.А. Этика бизнеса: учеб. для вузов. М.: Зерцало, 1998. С. 194-195.
Вопросы для подготовки к зачету
1. Деловые коммуникации как фактор эффективности менеджмента
2. Коммуникации в системе управления: понятие, виды, уровни
3. Модели коммуникационного процесса
4. Требования к коммуникатору
5. Информационно-коммуникационные технологии
6. Инновационные коммуникации
7. Виды коммуникационных сетей и их характеристики
8. Межличностные деловые коммуникации: сущность и структура
9. Основные задачи, условия и функции делового общения
10. Техники делового общения
11. Принципы делового общения
12. Влияние обратной связи в деловом общении
13. Факторы эффективности в межличностных коммуникаций
14. Командные коммуникации
15. Неформальные коммуникации
16. Коммуникативные барьеры
17. Пути преодоления коммуникативных барьеров
18. Коммуникативный аспект делового совещания
19. Коммуникативные особенности собрания коллектива
20. Деловые переговоры: типы и этапы проведения
21. Модели и техники проведения деловых переговоров
22. Прием посетителей и телефонные и переговоры как деловые коммуникации
23. Деловое общение в конфликтных ситуациях
24. Деловые коммуникации как фактор формирования имиджа руководителя
25. Особенности публичных коммуникаций
26. Этика делового общения
27. Особенности коммуникаций в государственной и муниципальной службе
Управленческие ситуации для тренинга технологий делового общения