Практическое занятие №1. Коммуникативный процесс в менеджменте




КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

Деловые коммуникации

(Практикум)

 

Учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Предназначен для студентов ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ РАНХиГС, обучающихся по специальности 080507.65 - Менеджмент организаций». Квалификация: специалист (второе высшее).

Ростов-на-Дону


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………….  
Учебно-тематический план………………………………………………………  
Программа курса…………………………………………………………………  
Вопросы для подготовки к зачету ………………………………………………  
Управленческие ситуации для тренинга технологий делового общения……..  
Литература  
Словарь специальных терминов ………………………  

Введение

Мировое рыночное пространство, развитие демократических институтов гражданского общества, освоение современных технологических средств общения актуализируют роль деловых коммуникаций как необходимого механизма регулирования экономики, социальной среды, политической деятельности.

Особенность управленческой деятельности состоит в непрерывном процессе делового общения ее участников. Технологии делового общения являются современным средством профессионального мастерства менеджера, оптимизацией и повышением эффективности его деятельности.

Целью изучения учебной дисциплины является дальнейшее развитие у студентов знаний и навыков делового общения, эффективного использования коммуникационных технологий в управленческой деятельности.

Для достижения этого поставлены следующие задачи:

- усвоить необходимые общие знания о коммуникационном процессе;

- сформировать у студентов умение анализировать коммуникации как фактор эффективности менеджмента;

- развить навыки эффективного использования техник делового общения в процессе повседневной управленческой деятельности;

- освоить основные коммуникационные технологии, необходимые менеджеру для эффективного управления.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- понятия «общение», «коммуникация», «деловая коммуникация», «коммуникационный процесс»;

- виды и функции общения;

- формы и виды деловой коммуникации;

- вербальные и невербальные средства коммуникации;

- язык жестов в деловом общении;

- правила и полезные способы взаимодействия для успешной коммуникации;

- приемы и виды активного слушания;

- особенности деловой коммуникации в различных национальных культурах.

Уметь:

- давать характеристику деловому общению, официально – деловому стилю речи;

- различать вербальные и невербальные средства коммуникации;

- преодолевать речевые барьеры при общении;

- задавать вопросы, правильно отвечать на некорректные вопросы;

- использовать приемы активного слушания;

- эффективно взаимодействовать в коллективе по принятию коллегиальных решений;

Демонстрировать способность и готовность к:

- владению основными методами таких форм деловой коммуникации, как деловая беседа, переговоры, презентации, дискуссии и т.д.;

- владению знаниями об имидже делового человека;

- навыкам грамотно и профессионально вести телефонный разговор, деловую переписку, деловые переговоры.

 

Учебно-тематический план курса

 

Наименование раздела дисциплины Лекции Практи- ческие Лабора- торные Семи- нары СРС
  Деловые коммуникации как фактор эффективности менеджмента          
  Коммуникативный процесс в менеджменте          
  Технологии делового общения. Тренинг          
  Деловые переговоры. Ролевые упражнения          
  Всего 68 часов          

Программа курса

 

Лекция. Деловые коммуникации как фактор эффективности менеджмента

Коммуникации как объект управления. Понятие коммуникаций управления. Модель коммуникационного процесса: формулировка идеи, кодирование информации и формулирование сообщения, выбор канала связи и передача, декодирование и восприятие информации, интерпретация информации и формулирование ответа, передача ответа. Характеристики коммуникационных сетей. Роль обратной связи. Инновационные коммуникации.

Межличностные коммуникации: сущность, структура, основные задачи и условия делового общения. Функции: инструментальная, интегративная, самовыражения, социализации, экспрессивная. Техники делового общения: само презентация, восприятия, убеждения, внушения, активного слушания, обмена информацией. Коммуникативные барьеры и их преодоление. Принципы делового общения: создание условий, полномочий ответственности, поощрения и наказания, рационального использования рабочего времени. Умение делового общения: владеть собой, познать собеседника, слушать и слушать, вступать в процесс общения, управлять им и психологически верно завершить деловое общение.

Переговоры как метод управления деловых связей, координации совместных действий, решения проблем и разрешения конкретных ситуаций. Типы и этапы ведения деловых переговоров. Модели проведения и техники переговоров.

 

Практическое занятие №1. Коммуникативный процесс в менеджменте

 

Задание 1. Используя графически выполненную структуру фирмы, организации, где Вы работаете, заимствуя структуру из учебного пособия, или придуманную Вами на основании цифровых обозначений субъектов и объектов управления, смоделируйте коммуникации, дав их характеристику по следующим видам: вертикальные, горизонтальные, прямые, обратные, восходящие, нисходящие, устно, письменные, формальные, неформальные и т.п.

 

Задание 2. Выберите из представленного перечня коммуникаций 5 наиболее эффективных в одной из указанных преподавателем сфер управления. Аргументируйте свой выбор.

Перечень коммуникаций:

Ознакомление с указами, постановлениями, распоряжениями исполнительной власти, подведение итогов, оценка деятельности, обращение, собеседование при найме на работу, доведение до сведения распорядка работы, пресс-конференция, постановка задач, заседание коллегии, помощь в повышении квалификации, объявления, замечания, премирование, обсуждения, доклады по кадрово-социальным вопросам и об экономическом положении, осмотры предприятия, ведение производственной хроники, первичное ознакомление сотрудников с предприятием, составление и использование производственных справочников, брифинг, обсуждение и переговоры в рамках производственного совета, составление коллективного договора, собрания производственного коллектива, обсуждение служебных обязанностей, использование диктофонной техники, обсуждение дисциплинарных проступков, анализ производственной документации, вводные курсы, предоставление рекомендаций, индивидуальные беседы, специальные доклады, общение по телефону, составление и использование справочников о фирме, листовок, различного рода формуляров, организация досуга, обсуждение деятельности руководства, теледебаты, обучение руководящих кадров, информирование руководства, составление производственных отчетов, использование наглядных средств, рекламные листки, селекторное совещание, информационные сообщения по фирме, выпуск коллективной газеты, вручение юбилейных адресов, проведение конференции совместно с покупателями и партнерами, взаимодействие с профсоюзами, краткие сообщения и отчеты, использование радио и телесвязи, анализ производственных показателей, личная переписка, личная беседа, отчет, использование плакатов и диаграмм, аттестационное собеседование, рапорты, использование селекторной связи, справка контрольного управления, работа комиссии по технике безопасности, работа кружков качества, организация приемного времени, беседы с увольняющимися, премиальные обеды, слухи, ознакомление с результатами работы комиссии.

 

Задание 3. Используя представленную ниже информацию, определите 10 факторов позитивно и 10 – негативно влияющих на качество и эффективность функционирования коммуникаций. Прокомментируйте свой выбор.

Факторы функционирования коммуникаций:

Усложнение коммуникационных сетей, неформализованные контакты, высокая интенсивность, качество коммуникационных сетей, способность к моделированию межличностных особенностей собеседника, речевая коммуникация, недопонимание, эмпатия, неумение слушать, искренность, отставание слова от мысли, надежность, неформальность, пространственность организации, предвзятость, реакция, конструктивность, желательный ответ, сиюминутная критика, информация, домыслы, выдумки, тревоги, падение трудовой мотивации, умение слушать, расширение полномочий, коммуникативные барьеры: социальные, этнокультурные; психологические: невербальные моменты, конструктивность, неоправданность, специфичность, плохая коммуникабельность; пересмотр трудовых функций, оперативность информации, неблагоприятный психологический климат, замкнутость, дополнительные программы, поддержки, решительность, вздорность, позитивное отношение, открытость, слабая память, отсутствие обратной связи, неудовлетворенность в признании, стереотип восприятия, аморальность, текучесть, контроль руководства, изобретательность, надежность, готовность к восприятию, застенчивость, назойливость, несовместимость, лень, зло, беспомощность, эмоциональность, оборонительность, ожесточенность, самоуверенность, запуганность, неполнота восприятия, восторженность, семантика.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Горфинкель В.Я. Коммуникации и корпоративная культура управления: учеб. пособ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. C.4-16.

2. Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб.: Питер, 2000. С. 530-558.

3. Комарова Л.В. Технологии делового общения в управленческой деятельности: учеб. пособ. М.: РАГС, 2006. С.6-21.

4. Коммуникационный менеджмент: учеб. пособ. /Под общ. ред.

В.М. Шекеля. М.: Гардарики, 2004. С.29-50.

5. Менеджмент: учебник для вузов /Под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С.229-244.

6. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента /Пер. с англ. 2-е. изд. М.: Дело, 2001. С. 163-193.

7. Огарков Н.А. Управление организацией. М.: Экономика, 2006. С. 346-357.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: