https://www.humanities.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование».
6. https://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Русский язык для всех».
7. https://www.gramma.ru – Культура письменной речи.
8. https://www.slovari.ru – Словари русского языка.
Словарь специальных терминов[1]
Алогизм (гр.) – 1) нелогичность, несовместимость с требованиями логики; 2) смысловой скачок в речи, попытка доказательства в обход связности и последовательности изложения; может использоваться как стилистический прием.
Антитезис (гр.) – суждение, которое можно противопоставить тезису, доказательство истинности тезиса является опровержением антитезиса и наоборот.
Аттическое красноречие – одно из направлений в ораторском искусстве Древней Греции. Отличалось изысканностью и умеренностью стиля и больше адресовалось к разуму, чем к чувствам людей. Отличалось сильной аргументацией.
Беседа – разговор, обмен мнениями; вопросно-ответная форма изложения темы.
Виды красноречия – типы устного публичного выступления. Это – лекции, доклады, речи. Доклад (отчетный, научный). Речи: политические, агитационные, митинговые. Наряду с социально-политическим и академическим красноречием различают также дипломатическое, судебное, социально-бытовое и церковное красноречие.
Дебаты (фр.) – прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании.
Диалог (гр.) – форма античной риторики, зачинателем которой считался Сократ (древнегреческий философ), наиболее распространенный вид обучения и воспитания в древнегреческих лицеях. Диалог в наше время самостоятельный вид публичной беседы, спора за «круглым столом».
Дилемма (гр.) – 1) логическое умозаключение, одна из посылок которого – условная, а другая – разделительная; 2) необходимость выбора из двух (обычно нежелательных) возможностей.
|
Дискуссия (лат.) – обсуждение какого-либо спорного вопроса на собрании, в печати, и беседе с целью поиска истины; спор.
Диспут (лат.) – (досл. рассуждать, спорить) – публичный спор на научную или общественно важную тему.
Довод – (доводы или аргументы) – посылки, которые используются в качестве основания.
Доказательство – мыслительный процесс, в ходе которого обосновывается достаточность основания для суждения, истинность которого не является самоочевидной. У любого доказательства различают три части: 1) тезис – суждение, подлежащее доказательству; 2) основание – посылки, которые используются для доказательства; 3) аргументация – логическая связь между посылками для выведения тезиса из основания.
Индукция (лат.) – логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.
Интервьюирование (англ.) – 1) проведение беседы, опрос кого-либо с целью опубликования полученных сведений; 2) в социологических исследованиях – процесс сбора первичного материала с помощью интервью.
Интонация (лат.) – характер произношения, существенный элемент выразительности ораторского слова. Бывает восклицательной, вопросительной, повествовательной, шутливой, восторженной. Достигается повышением или понижением голоса, изменением темпа речи и образует словестнозвучащий ритмический строй. Интонация заметно повышает эмоциональность и заразительность ораторской речи.
Ирония (гр.) – тонкое насмешливое замечание (характеристика), высказанное оратором в процессе речи. Один из эффективных приемов для оживления выступления заострения мысли. Ирония бывает мягкой, добродушной, с издевкой и т.д. уместна для повышения содержательной эмоциональности публичной речи.
|
Концессия (лат.) – использование доводов или выражений оппонента в споре для опровержения его же доводов.
Коммуникабельность – способность к общению, общительность.
Коммуникационная сеть – совокупность каналов коммуникаций, имеющая место в конкретном коммуникационном пространстве и в конкретной коммуникационной среде.
Коммуникационный менеджмент – специализированный вид профессиональной управленческой деятельности (например, коммуникационный менеджмент в сфере деятельности по связи с общественностью) по обеспечению надежного функционирования коммуникационных процессов в пространстве и времени; системообразующий (по отношению объекта и предмета) механизм коммуникационного функционирования социальных структур, регионов, государств, планетарного сообщества. В то же время это и интеллектуальный менеджмент, в котором использует самая современная, по сути дела «думающая», электронная техника, нередко превосходящая аналитические возможности человека.
Коммуникация – в широком смысле - обмен информацией между индивидами посредством общей системы символов; осуществляется вербальными и невербальными средствами.
Коммуникационное исследование – исследование, направленное на нахождение универсальных параметров описания процессов коммуникации, приложимых к процессам и процедурам всех коммуникаций без исключения и являющихся атрибутами любой коммуникации в принципе, обеспечивая не только восприятие содержания коммуникации адресатами, но и воздействуя на них определенным образом и в определенном – нужном автору-адресанту – направлении.
|
Красноречие – красная речь – это заразительная речь, эффективность речи определяется ее искренностью. «Красноречие есть искусство о всякой материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению» (Ломоносов).
Логика речи – смысловая стройность, ясность и строго мотивированная последовательность развертывания ораторской мысли посредством звучащего слова. Умелое владение законами мышления и его формами, которое находит отражение в понятиях, суждениях, аргументации публичного выступления.
Оратор – 1) лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия (у античных народов), 2) лицо, произносящее речь, лицо, выступающее, говорящее в собрании…,3) человек красноречивый, обладающий даром произносить речи. Оратор как термин теории ораторского искусства – любой человек, произносящий публичную речь.
Ораторское искусство – сумма знаний, умений и навыков по подготовке и произнесению речи с конкретной целью – оказать воздействие на ум, чувства и волю слушателей – убедить, научить, воспитать.
Парадокс (гр. неожиданный, странный) – 1) умение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу, 2) формально-логическое противоречие, которое возникает в содержательной теории множеств и формальной логике при сохранении логической правильности хода рассуждений, 3) неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям.
Паралогизм (гр.) – ложное умозаключение, логическая ошибка, совершаемая непреднамеренно, являющаяся результатом нарушения законов и правил логики.
Полемика (гр.) – спор с целью отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.
Риторика (гр.) – наука о теории ораторского искусства, свод правил ораторского искусства, учебная дисциплина. Аристотель определял риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета.
Риторический вопрос – ораторский прием: утверждение в форме вопроса, вопрошение речи, порой оставляемое самим же говорящим без ответа, но рассчитанное на возбуждение внимания аудитории, вопрошение, посвящающее какую-то существенную подробность, активизирующее речь. Риторический вопрос – одна из форм диалогизации речи.
Сарказм (гр.) – язвительная насмешка, наиболее резкий по характеру вид иронии – гнев, один из древнейших элементов ораторского искусства, а в наше время – прежде всего общественно-политического красноречия. Едко-насмешливое замечание – это форма суровой критики, публичного изобличения и осуждения.
Силлогизм (гр.) – умозаключение, состоящее из двух суждений (посылок), из которых следует третье суждение (вывод).
Софизм (гр.) – ложное по сути умозаключение, формально кажущееся правильным, основанное на преднамеренном сознательном нарушении правил логики.
Софистика – применение в споре или в доказательствах софизмов, словесное ухищрение, вводящее в заблуждение.
Эристика (гр. досл. спорящий) – искусство вести спор, полемику. Эристика в ораторском искусстве означает изящество речи, совершенство внешнего облика поведения и победу в споре.
Этика (гр.) – в ораторском искусстве изучает и объясняет этико-нравственные основы и цели красноречия, совокупность нравственных принципов и норм (правил), которыми должен руководствоваться в ораторской деятельности любой человек, причастный к ней.
[1] См. Комарова Л.В. Технологии делового общения в управленческой деятельности: учеб. пособ. М.: Рагс, 2006. С. 142-145; Коммуникационный менеджмент: учеб. пособ. / Под ред. В.М. Шепеля. М.: Гардарики, 2004. С. 336-337.