Управление дошкольным образованием




Оглавление

1. Германия-------------------------------------------------------------------------3

2. Франция--------------------------------------------------------------------------9

3. Великобритания----------------------------------------------------------------13

4. Испания--------------------------------------------------------------------------19

5. Италия----------------------------------------------------------------------------20

6. Дания-----------------------------------------------------------------------------24

7. Болгария-------------------------------------------------------------------------27

8. Венгрия--------------------------------------------------------------------------31

9. Нидерланды-------------------------------------------------------------------- 36

10. Кипр------------------------------------------------------------------------------39

11. Чехия-----------------------------------------------------------------------------42

Система дошкольного образования в Европе.

Германия.

Возникновение детских садов

Первые учреждения для маленьких детей в Германии появились еще в начале XIX в. Их главная функция состояла в присмотре за детьми промышленных рабочих, пока те находились на работе. Родителей не интересовало внедрение образования в программу по уходу за детьми. В то же время в детских садах для детей буржуазии осуществлялась подготовка детей к школе.

Новые институты, созданные Ф. Фребелем в 1840 г. и названные Kindergarten (детский сад), изначально ориентировались на педагогические аспекты воспитания и этим очень сильно отличались от ранее существовавших. По идее Ф. Фребеля, детские сады должны дополнять воспитание, получаемое детьми в семьях, и способствовать умственному, эмоциональному, творческому и общественному развитию детей. Деятельность детских садов продолжалась до 1933 г., пока благотворительные социальные организации, поддерживающие детские сады, не были захвачены Национальным социалистическим социальным органом Volkswolilfahrt. Во времена Третьего рейха женщинам было запрещено выходить на работу, и многие детские сады прекратили свое существование. Когда же вновь потребовалась женская рабочая сила, особенно в оружейной индустрии, система детских садов вновь стала развиваться.

Дошкольное образование после Второй мировой войны

По окончании Второй мировой войны в ФРГ и ГДР стали развиваться различные дошкольные образовательные системы. Создание дошкольных учреждений в Восточной Германии началось в 1945 г., где они рассматривались как подготовительные учреждения. Уже в 1965 г. они были включены в систему образования. При введении закона о праве всех детей на место в детском саду, в ГДР было предоставлено место каждому ребенку в возрасте от трех до шести лет. Желающие родители могли оставить ребенка на целый день в детском саду, оплата которого не превышала стоимость обеда в середине дня. Остальные расходы финансировались из государственного бюджета. Функции работников детских садов были определены в законе единой социалистической образовательной системы. Таким образом, дошкольное образование было передано в ведение системы народного просвещения и впервые в истории страны стало ступенью образовательного процесса.

В ФРГ в 1960-х гг. также живо обсуждался вопрос дошкольного образования и перехода детей к начальному образованию. Решалось, как можно улучшить возможности поступления в школу детей из неблагополучных семей, и будет ли полезным ввести обязательное начальное образование с пяти, а не с шести лет. При поддержке научных учреждений были организованы развивающие программы по проведению пилотных проектов. Оживленное обсуждение проблемы привлекло внимание общественности к данным вопросам, и с этого времени началось развитие системы дошкольного образования.

Послевоенная педагогика в Западной и Восточной Германии строилась на принципах отрицавших гитлеровскую идеологию, что и определило основные подходы к организации дошкольного воспитания.

Данный период характеризуется интенсивной политикой оказания помощи молодым семьям. Так, в ФРГ большое внимание уделялось обеспечению права родителей на воспитание детей в семье. Поэтому в дошкольном образовании ФРГ государство не вмешивалось в воспитание. Особое внимание уделялось самосознанию детей, созданию раскрепощенной обстановки, подбору мебели и отрицались воспитание коллективизма, ограничение детской индивидуальности, работа по единой программе, что было характерно для дошкольного образования в ГДР.

В то же время дошкольное образование в ФРГ не избежало критики за недостаточное внимание к гигиене, безопасности детей, пассивность воспитателей в педагогическом процессе, панибратское отношение детей со взрослыми.

Современное состояние дошкольного образования

После объединения Германии было отдано предпочтение системе образования ФРГ. В связи с этим в бывшей Восточной Германии наблюдался избыток подготовленных работников, а в детских садах Западной Германии — недостаток грамотных воспитателей. Урегулирование этого вопроса осуществлялось путем выплаты педагогам ГДР компенсации за отказ от педагогической деятельности.

Управление дошкольным образованием

Управление образованием в Германии осуществляется земельными правительствами, что, однако, не исключает общего руководства со стороны центра: Министерство образования разрабатывает концепцию образовательной политики, выделяет средства на расширение системы. Действия федеральных органов и земель в области образования согласованы с точки зрения продолжительности обучения, каникул, учебных программ, взаимного признания дипломов.

Ответственность за отдельные детские сады лежит на управляющих органах (например, церквях, социальных организациях, местных властях, родительских ассоциациях и т.д.).

В каждой федеральной земле принят свой закон об образовании, однако все они разработаны на основе общего закона. Программы обучения, учебники утверждаются на уровне земельных правительств, причем по каждому предмету одновременно существует несколько одобренных соответствующим министерством учебников, и право выбора остается за педагогом. Тем самым достигается многовариантность образования.

Опубликованный в 1970 г. важнейший правительственный документ «Структурный план системы образования» предполагал расширение системы элементарного воспитания[*] и перевод его на государственное обеспечение. И хотя структурный план был направлен на улучшение финансового положения детских садов, повышение уровня профессиональной подготовки педагогического персонала, изменение форм и содержания дошкольного образования как единой унифицированной системы не получилось.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: