Интерпретации социальных ролей и их влияние на развитие личности




При различных подходах к интерпретации социальные роли определяются как:

1) фиксация определенного положения;

2) функция, нормативно одобренный образец поведения;

3) общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности определяется общественной оценкой (одобрение, осуждение и т. д.);

4) обобщенный способ выполнения определенной социальной функции;

7) существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида;

8) система специфических ожиданий, собственная модель своего поведения;

9) открытое, наблюдаемое поведение индивида;

10) представление о предписанном шаблоне поведения;

11) предписанные (характерные) действия;

12) набор норм.

Т. Шибутани полагал, что упорядоченность повседневной жизни обусловливается последовательностью выполнения человеком тех или иных социальных ролей, которые связаны с правами и обязанностями.

Обязанность – это то, что человек вынужден делать, исходя из социальной роли, вне зависимости от его желания.

Обязанности всегда сопровождаются правами. Дисбаланс между правами и обязанностями может свидетельствовать о том, что социальная роль не совсем усвоена.

Любая роль имеет структуру:

1. Модель поведения человека со стороны общества.

2. Система представления человека как он должен вести себя.

3. Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

Социальная роль имеет два аспекта изучения:

Ролевое ожидание и ролевое исполнение.

Ролевое ожидание - это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая сданным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус.

Ролевое исполнение (поведение) - это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус)

Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более он приспособлен к жизни.

Процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Развивающаяся личность вносит в исполнение социальной роли индивидуальное своеобразие.

Д. А. Леонтьев выделил два аспекта освоения социальной роли: технический и смысловой.

1Технический аспект включает в себя восприятие сущности роли (через механизм подражания).

2Смысловой – связан с отношением человека к собственной роли.

Возникают три проблемы усвоения социальной роли:

проблема трудности усвоения роли,

Проблема неприятия роли,

проблема нарушения меры в ее усвоении.

Роль может быть средством достижения определенной цели, а может и сама стать целью, конечным результатом, к которому стремится субъект. Овладение широким спектром социальных ролей является наиболее адаптивным для человека, поскольку способствует его развитию.

Ролевые конфликты

Ролевой конфликт – ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями.

Ролевой конфликт - ситуация, при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей. Ролевой конфликт возникает тогда, когда человек играет несколько ролей, и когда требования к одной роли противоречат требованиям к другой роли.

Ролевые конфликты, по мнению исследователей, отрицательно влияют на осуществление взаимодействия, поэтому социальные психологи пытаются выработать какие-то общие концепции, обосновывающие пути устранения ролевых конфликтов.

Как правило, ожидаемое и действительное в жизни не совпадают.

В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт.

1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.

2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутриролевого конфликта очень опасно для Личности.

 

Многообразие исполняемых личностью социальных ролей порождает ее внутренние конфликты, которые вызываются рядом конкретных ролей и приобретают различную социальную и психологическую форму.

Конфликт ролей непосредственно выступает как борьба мотивов.

За каждым из этих мотивов стоит представление о желательном, одобряемом образце выполнения тех или иных социальных функций.

Верх в этом конфликте ролей берет та, которая в данной ситуации весомее для индивида.

Другими словами, роли как и статусы иерархизированы, (Иера́рхия — порядок подчинённости низших звеньев к высшим, организация их в структуру типа «дерево»; принцип управления в централизованных структурах.) причём эта иерархия ролей является результатом существования норм и предпочтений, принятых в данном обществе.

Однако при этом каждый индивид все же сам выстраивает свою собственную пирамиду предпочтений.

Одна из таких концепций – теория ролевой напряженности У. Гуда.

Сходный подход можно обнаружить и в работах Н. Гросса, У. Мэйсона.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: