РЕФЕРАТ
Тема: «Методы и принципы организации занятий физической культурой и спортом. Круговая тренировка »
Выполнила:
Студентка 3 курса 6 группы
Педиатрического факультета
Бутинова Анастасия Николаевна
Проверил: Каштанова Инна Ивановна
Воронеж 202
Введение
В тренировочном процессе действуют различные закономерности, основанные на биологических, педагогических, психологических и логико-познавательных особенностях воспитания юных спортсменов. Эти особенности базируются на общих дидактических принципах, которые получили в области физического воспитания свое специфическое выражение. Дидактические принципы спортивной тренировки образуют единую систему, взаимосвязанную и взаимообусловленную, направленную на воспитание высококвалифицированных спортсменов.
Принцип сознательности и активности. Успешное решение задач поставленных перед юными спортсменами в процессе тренировочных занятий во многом определяется творчеством и самостоятельностью занимающихся их активностью и сознательным отношением к делу.
Принцип наглядности. Наглядность в процессе обучения и тренировки юных спортсменов обеспечивается демонстрацией различных упражнений или приемов. Показывать технико-тактические приемы следует четко, технически правильно.
Принцип доступности и индивидуализации. Определяя меру доступности спорторганизатор руководствуется программными и нормативными требованиями, а также физическим и функциональными возможностями, данными врачебного контроля, типологическими особенностями центральной нервной системы юного спортсмена.
Принцип индивидуализации помогает в каждом конкретном случае определить различные между календарным и биологическим возрастом юных спортсменов с учетом их акселерации, так как превышение посильных тренировочных нагрузок создает угрозу не только росту спортивного мастерства, но и здоровью подростков.
|
Принцип систематичности. Регулярные занятия спортом дают несравненно больший эффект, чем прерывистые или эпизодические, так как функциональные и структурные изменения в организме человека, достигнутые в процессе тренировки, обратимы, т.е. претерпевают обратное развитие в случае прекращения мышечной деятельности. Поэтому успешное совершенствование в конкретном виде спорта будет возможно только при непрерывных систематических тренировках.
Принцип прогрессирования. Постепенное повышение требований на фоне прочно закрепленных навыков и умений отражает общую тенденцию учебно-тренировочного процесса. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить по мере закрепления формируемых навыков и приспособлений к физическим нагрузкам.
Принцип прочности знаний. Это принцип предполагает прочное овладение умениями и навыками при напряжении всех познавательных сил, в частности воображения, памяти, активного логического мышления.
Методы обучения как инструментарий спорторганизатора требуют постоянного совершенствования. Объяснительно-иллюстративный метод;
1. Репродуктивный (воспроизводящий) метод;
2. Метод проблемного изложения.
3. Частично-поисковый метод;
4. Исследовательский метод;
5. Метод расчлененного упражнения;
6. Идеомоторный метод.
|
Упражнения для круговой тренировки
Круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму занятий физическими упражнениями, направленными в основном на комплексное развитие двигательных качеств. Одна из важнейших особенностей этой формы занятий - четкое нормирование физической нагрузки и в то же время строгая индивидуализация ее.
Название упражнения | Техника выполнения | Количество повторов |
Пульсирующий присед с разворотом | Примите положения приседа. Живот подтянут, бедра параллельны полу, стопы прямые, колени смотрят вперед и не выходят вперед носка. Выпрямите спину, корпус немного наклонен вперед, руки сложены вместе. Начните выполнять пульсирующий вариант приседания, при этом разворачивайте колени широко в сторону на одной пульсации и возвращайте их в положении прямо на другой пульсации. Не выпрямляйтесь на протяжении всего упражнения, таз расположен низко, бедра и ягодицы находятся в постоянном напряжении. Выполняйте упражнение амплитудно, расставляя широко колени в стороны. | 30 пульсирующих движений (30 секунд) |
Ходьба в планку | Встаньте прямо, руки вдоль туловища, ноги немного расставлены. Опустите корпус вниз и положите ладони на пол, стараясь не скруглять спину. Начните переставлять руки вперед, шаг за шагом переходя в позицию планки. Задержитесь в позиции планки на секунду и вернитесь в исходное положение. Старайтесь выполнять это упражнение в динамичном темпе. | 7 повторений (30 секунд) |
Выпады назад в полуприседе | Примите положение полуприседа: таз отведен назад, бедра чуть выше параллели с полом. Руки согните в локтях, сложите их перед собой примерно параллельно полу. Сохраняя положение полуприседа, начните попеременно делать широкий шаг назад, опираясь на носки. Переносите вес на заднюю ногу, опускайтесь еще ниже в приседе при отведении ног назад. Не выпрямляйте ноги, сохраняйте положение полуприседа на протяжении всего упражнения. | 24 повторения (по 12 повторений на каждую сторону) или 30 секунд. |
Велосипед на предплечьях | Сядьте на коврик, опустите туловище немного назад так, чтобы опереться на предплечья. Поднимите ноги над полом и начните попеременно подтягивать колени к животу. Не поднимайте ноги высоко над полом: чем ниже ноги, тем большую нагрузку получают мышцы пресса. Держите живот подтянутым на протяжении всего упражнения. Не сутульте спину и не тяните плечи к ушам. | 40 повторений (по 20 повторений на каждую сторону) или 30 секунд. |
Ягодичный мостик | Лягте на спину, ноги согните в коленях, руки вытяните вдоль тела. Стопы опираются на пятки – это поможет лучше проработать ягодичные мышцы. На выдохе поднимите таз максимально вверх, пока колени, бедра, живот и грудь не образуют прямую линию. Вес переносите на пятки, сильно сжимайте мышцы ягодиц и держите пресс напряженным, чтобы не давать нагрузку на спину во время выполнения упражнения. Задержитесь в положении мостика на секунду, прежде чем вернуться в исходное положение. | 20 повторений или 30 секунд. |
Боковой выпад с подтягиванием колена | Встаньте прямо, руки сложите вместе возле груди. Сделайте шаг правой ногой в сторону как можно шире. Перенесите вес на правую ногу и согните ее в колене до параллели бедра с полом, колено не выходит вперед носка (для этого отводите таз назад). Левая нога полностью выпрямленная. Задержитесь в боковом выпаде на доли секунды. Оттолкнитесь правой ногой от пола и, стараясь не касаться ногой пола, подтяните правое колено к левому локтю. Вернитесь в исходное положение и повторите то же самое на другую левую ногу. | 20 повторений (по 10 повторений на каждую сторону) или 30 секунд. |
Обратная планка с подтягиванием колена | Примите положение обратной планки. Для этого сядьте на пол, ноги вытянуты перед собой, ладони упираются в пол чуть позади спины. Оттолкнитесь руками от пола и поднимите таз вверх, напрягая мышцы живота и ягодиц. Раскрывайте грудной отдел, тело образует прямую линию от головы до стоп. Из положения обратной планки подтягивайте попеременно правое и левое колено к животу. Корпус не провисает и остается вытянутым в одну линию на протяжении всего упражнения. По возможности выполняйте это упражнение у зеркала, чтобы следить за правильным положением тела. | 20 повторений (по 10 повторений на каждую сторону) или 30 секунд. |
«Складка» | Упражнение на мышцы пресса. Лежа на полу, старайтесь одновременно поднять верхнюю часть тела и ноги кверху, соединив их в верхней точке. Подъем делаем на выдохе. | 20 повторений или по 30 секунд |
Альпинист | Исходное положение лежа на полу, затем поднимитесь с упором на руки и носки ног. По очереди приближайте согнутые колени к туловищу. | 20 повторений или по 30 секунд |
Боковой мостик | Исходное положение лежа на полу на боку. Одной рукой, согнутой в локте, опираемся на пол, другую ставим себе на талию. Выполняем подъем тела вверх, за счет мышц пресса. При выполнении упражнения не раскачивайтесь. Движение делайте за счет работы мышц. | По 30 секунд на каждую сторону |
|
Заключение
Метод круговой тренировки ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений спортсменами и контролем за ее воздействием на систему организма.
Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям.
Список литературы
1. Вильчковский Э.С. Что есть что? Еще раз о круговой тренировке. // Физкультура в школе 1971, №7
2. Жужиков В.Г. Наиболее приемлемый. Об организации занятий по экстенсивно-интервальному методу круговой тренировки. // Физкультура в школе 1971 №11
3. Волков, В.М. Тренировка и восстановительные процессы: учебное пособие / B. М. Волков; Смоленский гос. ин-т физ. культуры. - Смоленск: [б.и.], 1990г.
4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ.культ. - М., 1991.