РАЗДЕЛ 3. Система городского самоуправления и судебных органов в городах Германии




 

В Германии местность, где строили город, обозначали особым знаком, под названием Weichbild (weich, лат. vicus – «поселение», bild – «знак, образ»). Он представлял собою крест с мечом или перчаткой и колонну Роланда. Вот как описано его происхождение в «Саксонском вайхбильде»: «Тогда он (король) подтвердил им права и предложил им руку. Тогда один купец взял его за руку и снял перчатку с его правой руки. Тогда ему был дан судебный мир Петра ради Господа Бога и с королевским крестом. Это тоже грамота: где больше строят города или рынки, там устанавливают крест на рыночной площади, чтобы было видно, что это городской мир, и вешают королевскую перчатку, чтобы было видно, что там королевский мир и что это воля короля» [6, с.383]. Словом Weichbild потом стали называть городское самоуправление и право в саксонских областях. В конце концов это название стало использоваться в применении к Магдебургскому городскому праву и находящимся под его влиянием. Аналоги его в аллеманских землях назывались Marktrecht – «рыночное право», а в баварских и австрийских – Burgfrieden – «городской мир». В правовых документах того времени ясно отражена борьба за судебную власть, во-первых, между городом и феодалом, а во-вторых, – между городской аристократией и плебсом. В результате многие источники права носили характер судебников. В их числе можно назвать «Саксонский вайхбильд», записанный в 60-х гг. XIII века и «Право, сообщённое шеффенами в Магдебурге городу Герлицу в 1304 году».

Итак, борьба за власть между старыми богатыми семьями (Geschlechter) и плебеями вокруг участия в городских советах. Последние раньше появляются в новообразованных городах, например в Любеке (1188), Гамбурге (1190). Новый город требовал для себя административного органа, и князья, возможно, под влиянием Италии (о чём свидетельствует и одно из названий этих советов – consules) тут же при появлении дают ему совет – Rat, или Consilium. При этом в старых городах советы появляются позже, например, в Кёльне – в 1242 году, в Магдебурге – в 1244, в Ахене – в 1272. Можно, конечно, вслед за А.К. Дживелеговым говорить, что «в старых городах потребность центрального органа городского самоуправления была не так настоятельна даже тогда, когда горожане успели уже добиться самостоятельности» [2, с.162]. Но вероятнее, что созданию советов ратманов противились представители альтернативных советов шеффенов. Институт шеффенов – это не общегерманское явление, например, в баварских, верхнерейнских городах, Шпейере, Аугсбурге их нет вовсе. В Саксонии шеффены встречаются лишь в Магдебурге и Галле, в Верхней Германии – в Ульме и Франкфурте. Суд шеффенов пришёл от франков и представлял собой независимый от городского совета, но действующий в силу корпоративных прав общины суд. Шеффены избирались из богатых горожан, рыцарей пожизненно, но должности не передавались по наследству. Коллегия состояла из нескольких заседателей (например, по «Саксонскому вайхбильду – из 11) и председателя. Последнего назначал феодал или же избирали сами горожане (например, если община выкупала у него соответствующее право). Совет ратманов больше устраивал горожан уже хотя бы потому, что его членов, включая председателя, избирали каждый год. Это давало возможность контролировать его деятельность более эффективно. Но и совет ратманов сначала находился под контролем патрициата. Например, в Кёльне так называемый цех богачей – Richerzeche появился ещё до создания совета. Подобные учреждения существовали в Дортмунде (Рейнольдовская гильдия), Люнебурге (Теодоровская гильдия) и других городах. B XIV – XV вв. плебеи-ремесленники выбороли во многих областях Германии себе право на участие в самоуправлении. Но отнюдь не везде. В городах, где торговля играла более важную роль, чем промышленность, например, в Нюрнберге и Франкфурте, патриции продолжали оставаться во главе.

Советы шеффенов и ратманов разнятся также историей происхождения. Если институт шеффенов появился сразу после реформ 770-780 гг., сменив собой институт общинного суда (до Карла Великого у франков в судебном заседании обязан был участвовать каждый взрослый член общины), то совет ратманов пришёл на смену городскому вече (Conventus civium), когда, с ростом городов оно стало уже неудобным в использовании. Какое-то время он сосуществовал с вече, постепенно сводя его функции на нет. Так, в Стендале вече просуществовало до XIV века, но созывали его уже не для решения вопросов, а для объявления решений совета. В этом же веке городской совет полностью захватывает законодательную, исполнительную, а иногда и судебную власть. Когда городские советы уже сложились, появляется должность бюргермейстера. Первоначально он не перехватывает полномочия совета, но позже к нему переходят городская печать, ключи от ворот и т.п. Бюргермейстеров могло быть несколько, их полномочия в разных городах были различны. Часто члены совета создавали комиссии, заведующие военными делами, укреплениями, мерами и весом и т.д. иногда совет исполнял свои функции и в общих собраниях.

Итак, город представлял собой особый субъект правоотношений потому, что обладал самоуправлением и особыми учреждениями. Эти учреждения имели, в зависимости от конкретных условий, такие разнообразные функции, что подчас представляется сложным выделить нечто общее, характерное для всех. Эти учреждения, городские советы, пришли на смену всеобщему вече и переняли от него все законодательные, исполнительные и судебные функции. Внутри них велась борьба между ставленниками феодалов, аристократических родов и ремесленнического плебса за власть, в том числе судебную. Это отражено в известных документах по средневековому городскому праву, которые представляют собой чаще всего судебники, регламентирующие взаимоотношения горожан между собой и с окружающими.

 


ВЫВОДЫ

 

В IX – XIII вв. в Европе проходил бурный процесс образования и самоопределения средневековых городов. Среди факторов, повлиявших на появление городов, можно назвать позднеримские правовые институты, продолжившие своё существование в городах романизированных областей Европы, равно как и вотчинное право, внёсшее свои особенности в становление городов Северной, Северо-Западной и Центральной Европы. Города вырастали на руинах римских поселений, в местах ярмарок, в том числе международных, ютились под стенами укреплённых бургов. Города стали прибежищем для искателей свободы (в городских правовых документах часто есть статьи о положении беглых крепостных в городе). С их развитием и торгово-ремесленной специализацией происходил всё больший разрыв с деревней, которая постепенно также достигла экономической специализации, получила излишек продукта и смогла участвовать в обмене. Города боролись, притом чаще всего успешно, против притязаний сеньоров, которым они были первоначально подчинены. Кроме того, происходила борьба за власть среди самих жителей, представлявших разные имущественные слои общества. В Германии эта борьба вылилась в противостояние патрициата и плебса за контроль советов ратманов и шеффенов, которые были выборные, но первый подлежал ежегодной смене, а второй – нет. Различие условий, повлиявших на развитие того или иного города, приводит к поразительному разнообразию результатов всех этих бурных процессов, позднее получивших название «коммунального движения». Тем не менее можно найти нечто общее для средневековых городов – это личная свобода горожан и отсутствие либо малое количество повинностей в пользу феодалов, что представляет не совсем обычное положение вещей в тогдашней Европе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: