Право подачи заявления в государственные органы.




Каждому предоставляется право направлять обращения в государственные органы, а последние обязаны рассмотреть их и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным. Данное право можно реализовать через закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан» от 06.06.96 года. Однако данный законодательный акт не в полной мере регулирует эту область общественных отношений. Например, не конкретизирована ответственность чиновников за нарушение положений закона.

«Каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.»[21] Правом на обращение обладает любой человек независимо от возраста.

Право на обращение закреплено не только за гражданами, но и за общественными организациями, в частности, творческими союзами, а так же учреждениями, предприятиями и должностными лицами в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов. Конституционно закреплено право на коллективные обращения, когда затрагиваются законные интересы группы лиц.

Обращения граждан имеют значение как способ укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, который необходим для решения вопросов общественной жизни, а также является важным средством защиты прав и свобод граждан. Впервые в основном законе это право было закреплено в Конституции СССР 1977г. Учитывая, что в ст. 40 действующей Конституции речь идет о праве на обращение любого лица, а не только гражданина Беларуси, оно гарантируется и иностранным гражданам, а также лицам без гражданства.

Подача обращений в государственные органы и органы местного самоуправления, подразумевает под собой понятия «жалоба», «предложение» и «заявление».

Действующее законодательство дает определения понятий «жалоба», «предложение», «заявление».

v Предложение – один из видов обращений гражданина в государственные органы, органы местного самоуправления, в адрес администраций предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц. Предложение вносится тогда, когда гражданин считает, что реализация предложения улучшит порядок дел в государстве, на соответствующей территории, деятельность органа, предприятия, учреждения, организации, общественного объединения[22]. Внесение предложения не связано с нарушением прав граждан, в нем обычно ставится вопрос о необходимости решения конкретной технической, научной, творческой, юридической проблемы.

v Заявление – один из видов обращения гражданина в государственный орган или орган местного самоуправления, общественные организации с просьбой о реализации принадлежащего ему права, предусмотренного Конституцией или текущим законодательством (право на получение пенсии, на очередной отпуск, на обмен жилой площади, на выдачу документа); обращение с выражением мнения (в том числе и несогласия) по принятому решению, касающемуся других лиц, общественно значимых вопросов в опосредованной форме – также и лично гражданина (например, изменение расписания транспорта, переименование улицы и др.); обращение с сообщением о фактах, требующих реакции соответствующих органов и должностных лиц (например, о совершении правонарушения, о непорядках в каком-либо учреждении и т.п.)[23].

v Жалоба – один из видов обращения гражданина в государственные органы, органы местного самоуправления, в адрес администраций предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц. Жалоба подается тогда, когда ее автор считает, что его право, интересы нарушены состоявшимся решением, действием самого адресата жалобы или иного органа, должностного лица, по отношению к которому адресат жалобы занимает положение вышестоящей инстанции. Цель жалобы – добиться принятия решения, действия, которыми восстанавливались бы нарушенное право, законные интересы гражданина[24]. В отличие от предложений жалобы подаются в инстанции, вышестоящие по отношению к тем, действия которых обжалуются. Закон запрещает направлять жалобы граждан тем органам, на действия которых направлена эта жалоба. Наряду с административным порядком рассмотрения жалоб на незаконные действия должностных лиц и органов государства существует судебный порядок обжалования таких действий.

Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности. Они различаются по своей юридической направленности и влекут разные правовые последствия. Термин «обращение » носит собирательный характер.

Нормативным актами предусмотрено право граждан (юридических лиц) осуществлять обращения в письменной и устной форме, а за соответствующими лицами закреплена обязанность эти обращения принимать в порядки и сроки, установленные законодательством. Письменное обращение должно содержать подпись гражданина с указанием фамилии, имени и отчества, данные о месте жительства или работы (учебы), изложение существа предложения или жалобы. Обращения, не содержащие таких сведений, признаются анонимными и рассмотрению не подлежат, за исключением тех, в которых содержатся сведения о преступлении.

Обращения, направленные должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых не входит решение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней передаются должностным лицам соответствующих учреждений, организаций и предприятий с уведомлением об этом граждан.

Обращения граждан подлежат регистрации и обязательному рассмотрению. Должностные лица органов, учреждений, организаций и предприятий в пределах своей компетенции обязаны всесторонне полно рассмотреть обращение, принять необходимые меры для его объективного разрешения и уведомить граждан о результатах[25].

В частности, предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. Заявления же граждан решаются в срок до одного месяца со дня его поступления, а те, которые не нуждаются в проверке, – безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня получения заявления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: