Часть 1. Общие положения
Пункт 1. Правила процедуры
1. Настоящие Правила процедуры Совета Безопасности (СБ) Модели ООН (далее – «Правила процедуры», «Правила») утверждаются до начала Модели ООН. Правила процедуры могут быть изменены только Секретариатом Модели ООН.
2. В случае расхождения Правил процедуры Модели ООН с официальными Правилами процедуры Совета Безопасности ООН, в рамках Модели ООН высшую силу имеют данные Правила.
Пункт 2. Язык
Рабочим языком моделируемого Совета Безопасности является русский язык. При желании Делегата в качестве рабочего языка им может использоваться английский язык.
Пункт 3. Делегации
1. Каждая страна может быть представлена одним Делегатом. Делегаты имеют право выступать и голосовать по всем вопросам.
2. Наблюдатели, приглашенные Председателем на заседание (представители международных межправительственных и неправительственных организаций, делегаты стран, заинтересованных и компетентных в вопросах повестки дня Совета Безопасности и т.д.) имеют право участвовать в заседаниях СБ и обладают всеми правами Делегатов, за исключением права голоса при решении любых вопросов, в т.ч. процедурных.
3. В течение всех дней работы Совета Безопасности Делегаты должны соблюдать строгий дресс-код.
Пункт 4. Председатель
1. Председатель ведет заседания, руководствуясь правилами процедуры, и стремится обеспечить эффективную работу органа. Председатель открывает и закрывает каждое пленарное заседание, проводит в начале каждого заседания перекличку, составляет список ораторов на основе заявленного желания выступить, может вносить предложения об ограничении времени для выступления, о закрытии списка ораторов по данному вопросу, предоставляет слово, ставит вопросы на голосование, объявляет результаты голосования.
Председатель должен сохранять беспристрастность и объективность.
2. Председатель имеет право давать рекомендации Делегатам по вопросам, касающимся ведения заседания, с целью обеспечения эффективной работы органа.
3. Толкование Правил Процедуры Председателем имеет преимущество.
|
Пункт 5. Секретариат
1. В обязанности Секретарей входит:
a) Осуществление содействия Председателю и поддержание деятельности Комитета в целом;
b) Принятие, исправление и распространение документов в соответствии с принятыми решениями;
c) Выполнение другой работы для обеспечения эффективной работы СБ.
2. Секретариат даёт заключение о соответствии требованиям к оформлению резолюции, нормам международного права и принятым решениям ООН всех подаваемых проектов резолюции и поправок к проекту резолюции. В случае необходимости секретариат имеет право обратиться за помощью к экспертам.
Пункт 6. Эксперт
Эксперт имеет право давать рекомендации Представителям по существенным вопросам, находящимся на повестке дня СБ. Любой из делегатов в ходе прений может с разрешения Председателя запросить разъяснения Эксперта по таким вопросам, после чего слово может быть предоставлено Эксперту по решению Председателя.
Пункт 7. Повестка дня
Повестка дня утверждается Секретариатом до начала конференции и не может быть изменена.
Часть 2. Ведение заседания
Пункт 8. Кворум
1. Председатель может объявить заседание открытым и разрешить проведение прений, если в зале присутствуют не менее 9 делегаций стран-членов СБ, включая делегации 5 постоянных членов СБ.
|
2. СБ может принимать решения, только если в зале присутствуют не менее 9 делегаций СБ, включая делегации 5 постоянных членов СБ.
3. В целях установления наличия кворума Председатель в начале каждого этапа заседания проводит перекличку в алфавитном порядке русского языка. Делегат должен поднять табличку и уведомить Председателя о том, что он присутствует. В случае, если делегация хочет принимать участие в голосовании по вопросам, связанным с повесткой дня, Делегат, в ответ на вопрос «Присутствует ли делегация Y?» уведомляет Председателя фразой «Делегация Y присутствует и голосует». Если Делегат не желает принимать участие в голосовании по вопросам повестки дня, он уведомляет Председателя фразой «Делегация Y присутствует». При этом, все Делегаты, вне зависимости от их желания, обязаны голосовать по процедурным вопросам.
Пункт 9. Список ораторов
1. Во время заседания применяются правила формальных прений (дебатов под председательством), если СБ не принял другого решения. После объявления начала прений Председатель объявляет открытой запись для выступающих и составляет список ораторов.
2. Любой Делегат, а также Наблюдатель или член делегации приглашённой страны может быть добавлен в список ораторов. Для этого он должен уведомить Председателя о своём желании либо письменно, либо путём поднятия таблички.
3. В случае, если невозможно определить, кто из Делегатов поднял табличку первым, Председатель сам определяет очередность таких выступлений, руководствуясь принципом равенства и стремлением улучшить работу органа.
|
4. Делегат, уже включенный в список ораторов, не может быть добавлен в него
снова до момента окончания своего выступления.
Пункт 10. Выступления
1. Представитель не может выступать, если Председатель не предоставил ему слово.
2. Время выступления Делегата составляет не более 5 минут. Любой Делегат в любой момент заседания, но не во время выступления, может внести предложение об изменении времени, предоставленного оратору на выступление. Данное предложение выносится на голосование и является процедурным.
3. Делегат, которому Председателем было предоставлено слово, может уступить (передать) остающееся время Делегату другой страны либо приглашенному Представителю.
4. В случае, если Делегат выступает без разрешения Председателя, превышает лимит времени, если его заявления не соответствуют обсуждаемой теме или являются противоречащими ценностям Организации Объединённых Наций и противоречат концепции первостепенности мирного урегулирования любого конфликта, Председатель Совета Безопасности вправе остановить выступление Делегата. В случае неоднократных нарушений правил, описанных в данной статье, Председатель может вынести на процедурное голосование вопрос о лишении Делегата права выступления на отдельно обговариваемый промежуток времени.
5. Дискуссии между Делегатами, равно как и между приглашёнными Представителями, во время заседания Комитета запрещены.
Пункт 11. Вопросы к оратору
1. После выступления Делегата Делегаты других стран имеют право задавать ему вопросы, но не более двух. Время, в течение которого задаются вопросы и даются ответы на них, не засчитывается в общее время выступления оратора. Оратор имеет право не отвечать на вопросы, а равно с разрешения Председателя передать право ответить на них любому другому Делегату. Заявления и комментарии Делегатов, не относящиеся к существу вопроса, недопустимы.
Пункт 12. Вопрос личной привилегии
В любой момент заседания (за исключением голосования) каждый Делегат может выступить по вопросу личной привилегии, если он испытывает неудобство, связанное с условиями работы (плохо слышно, видно, слишком душно и др.). После того как Председатель предоставит ему слово, Делегат должен объяснить причину обращения.
Пункт 13. Вопрос по ведению заседания («Вопросы процедуры», «Процедурные вопросы»)
1. В любой момент заседания (но не время выступления и/или голосования) каждый Представитель может поднять вопрос по порядку ведения заседания, который немедленно решается Председателем в соответствии с настоящими Правилами.
2. Представитель, выступающий по порядку ведения заседания, не может говорить по существу повестки дня.
Пункт 14. Право на ответ
1. Каждый Делегат может воспользоваться правом на ответ в случае, если репутации его государства был нанесен ущерб в ходе выступления. Вопрос о предоставлении права на ответ немедленно решается Председателем. Решение Председателя не может быть оспорено. В случае, если Делегату предоставляется право на ответ, у него есть право выступить в течение 1 минуты.
2. Право на ответ в качестве реакции на право на ответ не предусмотрено регламентом ведения заседания.
3. Делегат, выступающий на основании предоставленного права на ответ, не может говорить по существу повестки дня заседания.