Учебно-методические комплексы (УМК) по английскому языку «Rainbow English» предназначены для учащихся 2-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы УМК для 2-4 классов: Афанасьева О.В., Михеева И.В. Комплекты для начальной школы нацелены на приобретение учащимися начальных навыков общения в устной и письменной форме на английском языке, а также на освоение правил речевого поведения. УМК «Rainbow English» выпускает издательство «Дрофа». Изучение английского языка в начальной школе рассчитано на 68 часов ежегодно, на среднем и старшем этапах отводится по 105 часов (3 часа в неделю).
Учебники «Rainbow English» для 2-4 классов включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).
Содержание учебников соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО):
· Реализует личностно-ориентированный подход в обучении (максимально раскрывает потенциал ученика).
· Предусматривает активную учебно-познавательную деятельность учеников.
· Подача материала хорошо структурирована, имеет визуальную поддержку(наличие схем, таблиц, организация страниц).
· Каждый компонент УМК имеет своевременное оформление: темы и новая лексика сопровождается качественным иллюстративным материалом.
Интегративной целью обучения английскому языку в учебных комплексах серии «Rainbow English» является формирование элементарной коммуникативной компетенции в совокупности пяти ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной, компенсаторной компетенций. Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в соответствующих его жизненному опыту ситуациях.
Цели обучения английскому языку в УМК «Rainbow English» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений:
- Коммуникативная цель является ведущей на уроках английского языка на основе учебно-методических комплексов серии «Rainbow English». Однако в процессе ее реализации осуществляется воспитание, общее и филологическое образование и личностное развитие школьников.
- Воспитательная цель. В процессе изучения языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей, представленных в содержании учебников, осуществляется духовно-нравственное воспитание младших школьников, предусматривающее принятие ими моральных норм и нравственных установок. Благодаря совместной деятельности, межличностному общению формируется эмоционально-оценочное отношение к миру, развивается культура общения.
- Образовательная цель. Использование иностранного языка как средства получения информации способствует расширению общего кругозора младших школьников, достижению образовательной цели. Наряду с общим образованием (приобретением знаний об окружающей их действительности посредством иностранного языка) младшие школьники расширяют свой филологический кругозор, знакомятся с новыми лингвистическими явлениями и понятиями.
- Развивающая цель. Процесс изучения английского языка организован таким образом, что он способствует развитию интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, которые учатся воспринимать, запоминать, осмысливать новую информацию. В процессе участия в моделированных ситуациях общения, ролевых играх у младших школьников развиваются речевые способности, личностные качества, а также творческое мышление и воображение.
Особенности линии УМК “ Rainbow English” для 2-4 классов:
1. Коммуникативно-речевое развитие учащихся на основе устного опережения;
2. Соответствие возрастным и психологическим особенностям учащихся;
3. Взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо);
4. Высокая повторяемость и избыточность учебного материала;
5. Наличие заданий по проектной деятельности.
Большое значение при работе по УМК серии «Rainbow English» имеют:
· обязательное повторение ранее изученного материала;
· постепенное нарастание сложности изучаемого материала;
· взаимосвязь и единство фонетического, орфографического, лексического, грамматического, аудитивного аспектов;
· ориентация на современный английский литературный язык в его британском варианте с привлечением определенных фактов, типичных для американского варианта английского языка;
· многообразие упражнений, развивающих творческий потенциал учащихся;
· коммуникативно-когнитивная направленность всех компонентов УМК.
Состав УМК «Rainbow English» для каждого года обучения:
Основой каждого УМК является учебник. Он имеет единообразную структуру и состоит из определенного количества блоков, или учебных ситуаций (Units), подразделенных на уроки (Steps). В свою очередь любой урок (Step) имеет две части. Первая («Учимся вместе» / «Do it Together») предполагает работу учащихся в классе, вторая («Учимся самостоятельно» / «Do it on Your Own») в основном ориентирована на закрепление пройденного материала и самостоятельное выполнение заданий дома. Учебники включают целый ряд сквозных разделов-рубрик («NOTA BENE», «Social English», «Word Building», «Idiomatic English»), в которых в сконцентрированном виде подается значимая информация о языке, культуре, истории, географии стран изучаемого языка.
Фактически каждый урок (Step) любого учебника и рабочей тетради для основной школы содержит задания, помеченные значком SFA (State Final Assessment). Их последовательное выполнение дает возможность учащимся хорошо подготовиться к ОГЭ (ГИА). Учебники и рабочие тетради для 10-11-х классов включают задания, помеченные символом NEF (National Examination Format), нацеленные на подготовку к ЕГЭ.
Состав УМК:
· учебник в 2-х частях с аудиоприложением, которое размещено на сайте издательства,
· рабочая тетрадь,
· диагностические работы,
· лексико-грамматический практикум,
· контрольные работы,
· книга для чтения (4 класс),
· книга для учителя,
· рабочая программа (2-4 классы).
Рабочая программа курса английского языка «Rainbow English» для 2-4 классов составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре образовательной программы, а также с учетом требований, изложенных в Примерной программе по иностранному языку для начальной школы.
На объединенном сайте издательств «Дрофа», «Вентана-Граф» и «Астрель» размещен архив с методическими материалами. Аудиоприложения к учебникам, рабочим тетрадям и диагностическим работам также можно скачать с сайта издательства.
Все компоненты взаимосвязаны и дополняют друг друга. Предметное содержание устной и письменной речи, формируемые коммуникативные умения, языковые средства и навыки пользования ими соответствуют образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников.
Каждый УМК состоит из традиционных компонентов: рабочей программы, книги для учащихся (учебника) в бумажном и электронном форматах, рабочей тетради, книги для учителя, звукового пособия, книги для чтения (с 4-го класса). Нововведением серии является наличие лексико-грамматических практикумов с упражнениями на тренировку и закрепление явлений языка, информация о которых была получена на занятиях. Кроме того, в комплексы входят тетради «Диагностические работы». В качестве объектов контроля в них выступают все составляющие иноязычной коммуникативной компетенции, а также предлагаются тестовые задания для контроля метапредметных результатов обучения.
Содержание обучения включает следующие компоненты:
1) сферы общения (темы, ситуации, тексты);
2) навыки и умения коммуникативной компетенции:
Виды речевой деятельности:
Говорение:
· участие в элементарных диалогах (этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении), соблюдая нормы речевого этикета, принятые в англоязычных странах;
· составление небольшого описания предмета, картинки, персонажа(по образцу);
· рассказ о себе, своей семье, друге, сказочном персонаже (по образцу).
- отсутствует краткое изложение содержания прочитанного текста.
+ краткое изложение содержания прочитанного текста.
Аудирование:
· понимание на слух речи учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально / невербально реагировать на услышанное;
· понимание основного содержания небольших сообщений, рассказов, микротекстов, микроситуаций, сказок в аудиозаписи, построенных в основном на знакомом языковом материале, с опорой на зрительную наглядность;
+ использование контекстуальной и языковой догадки при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.
+ использование зрительных опор при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.
Задания на слушание, как правило, начинают каждый урок, что способствует более быстрому включению учащихся в процесс иноязычного, коммуникативного общения на уроке.
Чтение:
· соотнесение графического образа английского слова с его звуковым образом;
· чтение вслух небольшого текста, построенного на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
· чтение про себя и понимание содержания небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале, пользуясь приемами ознакомительного и поискового чтения;
· догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Деятельностный характер УМК способствует формированию умения выражать свои мысли в соответствии с ситуацией, овладению монологической и диалогической формами речи, инициативному сотрудничеству при отборе и обсуждении информации, управлению речевым поведением. Разделы учебников «Учимся самостоятельно» приучают ставить учебные задачи, планировать свою деятельность и оценивать ее итог. Осуществить рефлексию помогают вопросы: «В каких грамматических явлениях вы допустили ошибки?», «Что могло бы вам помочь лучше справиться с заданиями по говорению? Письму?», «Приходилось ли вам при выполнении заданий обращаться за помощью к своему учителю? Родителям?», «Использовали ли вы при выполнении заданий дополнительные ресурсы - справочники, Интернет?», «Насколько вы довольны своими результатами?».
Материалы для чтения и аудирования содержат обширную лингвострановедческую информацию, которая еще более расширяется в старших классах. Школьники знакомятся:
· с государственной символикой англоязычных стран;
· с достопримечательностями Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, их географическими особенностями, флорой, фауной;
· с праздниками, традициями, обычаями англоязычных стран;
· с биографиями известных людей;
· с системой школьного и высшего образования;
· с государственным устройством Великобритании и США;
· с культурной жизнью стран изучаемого языка, их литературой, музыкой, архитектурой, кинематографом, театром, музеями, картинными галереями, а также со спортивной жизнью;
· с песнями, стихотворениями на английском языке;
· с полемикой по проблемам общепланетарного характера (процесс глобализации, экологические катастрофы, культурная экспансия т. д.).
ВЫВОД:
В методическом плане серия «Rainbow English» совмещает инновационные технологии с традиционными, проверенными временем, что создает условия для свободного общения на английском языке и его применения в той или иной деятельности, способствует формированию мотивации в овладении знаниями. У школьников на доступном для них уровне формируются системные языковые представления, расширяется лингвистический кругозор, развиваются эмоционально-чувственная сфера, креативные способности и познавательные мотивы. При этом новый социально-коммуникативный опыт приобретается в зависимости от этапа обучения посредством игры, драматизации, слушания песен, чтения текстов разных жанров и стилей, моделирования адекватных возрасту жизненных ситуаций.