Именно поэтому наш творческий коллектив сторонников воссоздания и современного использования исторического пути через Уральские горы ГОСУДАРЕВА ДОРОГА («БАБИНОВСКАЯ») в своей многолетней поисково-экспедиционной практике и анализе реального состояния легендарной дороги[5] акцентировал своё внимание, в первую очередь, на популяризацию идеи воссоздания легендарной «Бабиновской» дороги –дороги, создавшей Россию[6].
Нас поддержали в этом ученые – изобретатели уникального транспорта их Новосибирска (См. раздел АЭСТ – «прорыв» в Будущее). Так родилась УРАЛО-СИБИРСКАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА.
В перспективе мы ставили цель – воплотить в реальность мечты ученых-провидцев, русских мыслителей В. П. Семенова-Тян-Шанского и А. Е. Вандама (Едрихина). Им принадлежит разработка уникальной модели геополитического контроля над Россией-Евразией – теории «от моря до моря», позволяющая с позиций национальных интересов адекватно оценивать геополитическое положение России и намечать стратегические направления её политической, экономической и культурной активности.
Семенов-Тян-Шанский Вениамин Петрович, (1870-1942), сын знаменитого путешественника, внес большой вклад в формирование политической географии России. Он обосновал базовые особенности русской системы геополитического контроля в Евразии, как устойчивой в своем развитии территории, двумя концами упирающаяся в омывающие ее на окраинах моря. Предложенная им концепция мирового геополитического управления явилась альтернативой концепции «жизненного пространства» Ф. Ратцеля и теории «Хартленда» X. Маккиндера. Особое внимание Семенов-Тян-Шанский В. П. уделял в своей концепции широтному развитию Европы и Азии как единому целому. Он рекомендовал применять к азиатским «анклавам развития» отношение «не только терпимое, но и любовно поощрительное к возникающим там культурным и промышленным начинаниям».
Вандам Алексей Ефимович (Едрихин), (1867-1933), генерал-майор, военный разведчик, участник I мировой войны, считал, что управление системой «от моря до моря» должно происходить не только по горизонтали – с запада на восток, но и по вертикали – с севера на юг. Именно так исторически осуществлялось освоение пространства русскими в Евразии.
«Бабиновская» дорога: забытый артефакт или мобилизационный призыв?
Итак. Мобилизационный «рывок», как особый путь развития нашего государства, в конце ХVI века, выразился в мощнейшем движении русских первопроходцев «Встречь Солнца» к Тихому океану. То был тяжелый период испытаний, так похожий на «день сегодняшний». Вопрос тогда, как и сейчас, стоял остро: «Быть или не быть?» А именно, нам угрожала: немецко-литовско-польская экспансия с запада; турецкая с юга; Финляндско-Шведское королевство, господствующее над Балтикой с северо-запада. Военные расходы и неоправданно жесткая внутренняя политика привели к расстройству всей экономики Московского государства. Вот тогда, народная инициатива, устремившаяся на Восток и встретившая со стороны государства поддержку, превращает Святую Русь в многонациональную Российскую империю. «Бабиновская» дорога, – отрезок от Соликамска до Верхотурья всего лишь в 273 версты… и Москва… – «получает» свой «Северный Шелковый Путь»!!! А Верхотурье на полтора века – контроль над суверенитетом и «государевыми» богатствами!!! Закономерный вопрос: «А может ли послужить старинная дорога, создавшая Россию в ХVI-ХVII веках, примером для нового «взлёта» нашего Отечества»?
Уральская мечта.
Твёрдо уверены, что «ДА»! Ныне Россия готова к технологическому «рывку» – об этом заявил недавно президент Владимир Путин на «Технопроме-2018» в Новосибирске. Этому посвящены его «майские указы». А на сессии Валдайского форум в октябре этого года он прямо указал на «Уральскую мечту»: «Ещё один перспективный маршрут – «Арктика – Сибирь – Азия». Его смысл в том, чтобы через Восточную Сибирь – центр Евразии – соединить транспортными магистралями порты Северного морского пути с портами Тихого и Индийского океанов… [7] »
Автор настоящей статьи, будучи сотрудником сектора научно-технического прогресса и-та Экономики УрО РАН под руководством Ильи Соломоновича Иоффе, был одним из свидетелей разработки тематики освоения Северного морского пути[8]. Ученые института успешно продолжали традиционно заниматься данной тематикой, конкретным результатом которой явилась идея – Уральского трансконтинентального Арктико-Индийского пояса развития[9].
Таким образом, Евразийско-Азиатская, трансконтинентальная сухопутно-широтная, коммуникация – «Бабиновская» дорога, в совокупности с Уральско-меридиональным, Арктико-Индийским поясом развития в перспективе может стать предметным наполнением реализации «Уральской мечты».
Рис 6. Широтный и меридиональный «пояса развития»