Городок невелик, да славен.




АЭРОЭСТАКАДНЫЙ ТРАНСПОРТ – «ПРОРЫВ» В БУДУЩЕЕ.

Аннотация.

Статья посвящена уникальному геополитическому феномену «Бабиновской» дороге – дороге создавшей Россию. В ходе многолетнего цикла экспедиций авторы установили, что историческая дорога через Уральские горы под угрозой полной утраты. Анализ исторического опыта освоения Урала, Сибири, Арктики, Дальнего Востока и Русской Америки вместе с результатами полевых исследований легендарной дороги позволил им, в содружестве с учеными-новаторами из Новосибирска, выдвинуть Урало-Сибирскую стратегическую инициативу АЭСТ – «Прорыв» в Будущее, как условия сохранения стратегического суверенитета России.

Урал – твердыня России.

Исследователи древнейших времен считают, что Урал и Восточная Сибирь – территория особого рода, «колыбель», «прародина человечества». Следует заметить, что наименования «Урал» как самодостаточного региона ранее никогда не существовало. Оно появилось во времена В. Н. Татищева, а до этого времени территория за Камнем (так раньше назывались Уральские горы) обычно обозначалась как Югра или Сибирь.

Многие народы, культуры, государства и религии в «туманной дымке тысячелетий» брали здесь свое начало и завершали свое существование. Так Диринг-Юряхская археологическая экспедиция, обнаружила орудия и культурные останки деятельности древних сибиряков-руссов возрастом от 2,5 до 1,8 миллиона лет. Пульсационно-веерный исход из Прародины претерпели – ведийцы, иранцы, хетты, киммерийцы, скифы, кельты, готы, гунны, германцы. Паче всего – сохранившиеся религиозно-философские тексты «Махабхараты», «Вед», «Авесты», «Голубиной», «Велесовой» книг, которые в совокупности со зримыми свидетельствами средневековых картографов С. Герберштейна, Г. Меркататора, Г. Сансона, помогают в отыскании «следов» древних Цивилизации и Империи.

Урал, на поверку, играет некую таинственно-сакральную роль, несет бремя священной ответственности за самобытность Русской цивилизации и сохранение целостности нашего Отечества. Урал – хребет, твердыня, «сварной шов» России.

Урал и доныне остаётся территорией «фазового перехода» государственных образований в своё качественно новое состояние. Исторический пример тому – «превращение» Святой Руси в Российскую Империю.

 

Дорога, создавшая Россию.

Такого рода «переход» наше Отечество претерпело благодаря первой, полностью сухопутной, трансконтинентальной, «Государевой» дороги, появившейся на карте России в конце ХVI века.

В результате, Москва, за менее чем полтора-два столетия, воссоединилась с Сибирью, Арктикой, Дальним Востоком, Калифорнией и Аляской, установила торговлю с Китаем и Индией.

Рис. 1 Первый сухопутный путь из Московии в Сибирь

Так Великое княжество Московское из средневековой, национальной провинции регионального масштаба, преобразовалось в многонациональную Российскую Империю, благодаря масштабному движению русских первопроходцев «Встречь Солнца» к Тихому океану [1].

Его вполне можно сопоставить с европейской эпопеей освоения Америки веком ранее, с той лишь разницей, что пред европейскими колонистами простирались океанические просторы, нашим же соотечественникам приходилось протискиваться через «игольное ушко» старинных изумрудных гор.

Тогда, в период Великих географических открытий, проявили себя в полную силу присущие издревле русскому народу, интенции (от лат. intention, «стремление», «зов») – мощнейший потенциал, «позволивший одержать Победу 1945 года, освоить энергию атомного ядра и осуществить космическую программу, символами которой стали первый искусственный спутник Земли и полёт Юрия Гагарина. Можно указать также на победу русского оружия над «Великой армией» Наполеона в ходе Отечественной войны 1812 года. Или на присоединение Кавказа и Средней Азии. Или на строительство Транссиба в начале ХХ века, превзошедшее по своим масштабам и темпам создание трансконтинентальной железной дороги в Соединенных Штатах». [2]

День рождения России.

Эпопея «Встречь солнца» состоялась благодаря отысканию наиболее труднопреодолимого, хотя и не очень протяженного, всего в 273 версты, «чрезкаменного» участка пути из Европу в Азию через Уральские горы. Обустройство дороги по Указу последнего из рода Рюриковичей – царя Федора за весьма короткий, срок осуществил скромный посадский крестьянин из Верх-Усолки – Артемий Бабиновов с ватагой таких же, как и он крестьян.

Вновь проложенный путь в народе стал называться «Бабиновской» дорогой по имени её устроителя. Артемия Бабинова. Этот короткий участок, по сути, воссоединил всю дорогу от Москвы до Тобольска в единое целое.

В это же время, на крутом берегу реки Туре, где было некогда вогульское капище Нером-Кар, была заложена первая историческая столица Урала – Верхотурье – форпост на пути из Святой Руси в Российскую Империю. «Бабиновская» дорога или, официально, «Государев Соликамско-Верхотурский тракт» вел от Соли Камской на восток через реки Яйву и Косьву, мимо гор Косьвинский Камень и Павдинский Камень, пересекал реку Лобву и выходил к Туре. Появились ямские станции: Сурмог, Верх-Яйва, Чикман, Молчан, Верх-Косьва. И таможенные пункты: Растесский, Павдинский, Лялинский. Главное таможенное управление разместилась в Верхотурье.

От Верхотурья путь шел до Тюмени и Тобольска – летом по рекам Туре и Тоболу, зимой через Ирбит и Туринск по льду. Функционировал до 1783 года – даты официального открытия движения Кунгур-Екатеринбург-Тюмень – Московско-Сибирского тракта.

Но и после этого жизнь «первой сухопутной» дороги продлилась на десятилетия, составив период около двухсот лет. Свою эстафету «служения» она передала Московско-Сибирскому тракту, затем ТРАНСИБу и БАМу.

Рис. 2 «Бабиновская» дорога из Европы в Азию через Уральские горы

11 января 1598 года – прибытие первого обоза в Верхотурье [3]. Может статься, что это число будут считать когда-нибудь днем рождения Российской империи? Как знать?

Если такое случится, то Артемий Бабинов, «сибирской дороги вож», предстанет пред нашим взором, как своего рода «Колумб» Урала, которому удалось «возжечь», мощнейшие, таящиеся в русском народе силы «проведывания новых землиц».

«Чрезкаменные» пути ХII – ХVI в.в..

До открытия в 1598 году «Бабиновской» дороги существовало несколько «чрезкаменных» путей (военные, торговые и купеческие пути, охотничьи тропы, волоки, дороги контрабандистов и др.). Первые пути прокладывали поморы и новгородцы. Они совершали походы в 1187 г., в 1193 г. и позже. Затем приоритет в освоении земель за Уралом перешел к Московскому государству. К 70-м гг. XV века им наиболее полно была известна северная часть Уральского хребта. Опять-таки, все ранние пути были труднопреодолимыми, протяженными и отнимали много времени.

«Бабиновская» дорога была короче на две тысячи вёрст, чем пути волоком и по рекам. Она значительно экономила время в пути.

Рис. 3 Первые пути ХII – ХVI в.в. из Руси в Сибирь

Городок невелик, да славен.

Так говорили более четырехсот лет тому назад о первой «исторической столице» Урала на «Бабиновской» дороге. Город на Туре по тем временам – «нервный узел» государства Российского, «врата в Сибирь». В те времена говорилось, что у врат Верхотурской таможни «лежала вся Сибирь от границ Урала до Китая. В сочетании с широтным, сухопутным, транзитно-транспортным коридором, пристани и склады Верхотурья исполняли стратегическую роль в меридионально-водном поддержании жизни «острожков» в устьях крупнейших рек Сибири за полярным кругом. Примером тому – историческая эпопея «Мангазеи златокипящей» и «Новой Мангазеи» на реках Таз и Турухан. Вдобавок, в южном направлении с Верхотурья шло массовое освоение территории Урала, возникали города и села, получала развитие горно-заводская промышленность[4].

Таким образом, практически около двух веков на территории Зауралья преобладал дорожно-логистический уклад, а первые широтные и меридиональные «государевы» пути, как своего рода «коридоры развития» послужили мощным фактором государственного строительства. Именно исторические дороги Урала обеспечили Российской империи статус «стратегического субъекта» истории, укрепили суверенитет «государевой» власти.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: