TOOLS FOR ACTIVATING THE AUDIENCE IN MASS THEATRICAL PERFORMANCES




Бакалвр Е

ИНСТРУМЕНТАРИЙ АКТИВИЗАЦИИ ЗРИТЕЛЬСКОЙ АУДИТОРИИ В МАССОВЫХ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ДЕЙСТВАХ.

В данной статье автор рассматривает проблемы активизации зрительской аудитории на праздниках, в массовых театрализованных действах. Предлагает классификации способов активизации и предлагает пути решения ограниченности инструментария активизации режиссеров театрализованных представлений и праздников.

Ключевые слова: активизация, зрительская аудитория, участники праздника, режиссер праздника.

TOOLS FOR ACTIVATING THE AUDIENCE IN MASS THEATRICAL PERFORMANCES

In this article, the author examines the problems of activating the audience on holidays, in mass theatrical performances. It offers classifications of activation methods and offers solutions to the limitations of the activation tools of directors of theatrical performances and holidays.

 

Keywords: activation, the audience, the participants of the holiday, the director of the holiday.


Актуальная ситуация в мире и в праздничной культуре в частности требует личностного самовыражения и возрождение социальной активности. В обществе ощущается отстраненность и чрезмерная защита личных границ. В решении этой проблемы могут сыграть большую роль массовые праздники и театрализованные действа, так как в основе театрализованные формы подразумевают высокий уровень активности зрителя, коллективность восприятия и творчества.

Превращение зрителей в соучастников, вовлечение их в действо способствует созданию особой атмосферы праздника, и при эмоциональной насыщенности происходящего такая атмосфера будет эффективно воздействовать на людей, способствовать духовному совершенствованию, облагораживанию среды и сохранению культуры. В. Э. Мейерхольд в труде «Статьи, письма, речи, беседы» говорит об условном методе, который предполагает «четвертого творца», т. е. еще одного участника творческого процесса: «Когда произойдет слияние зрительного зала и сцены, только тогда станет возможным массовое театрализованное действие» [5].

Как и в любых взаимоотношениях, в основе взаимодействия массового театрального искусства и аудитории лежит сопереживание. Его появлению могут способствовать разные факторы: актуальность темы, эмоциональность ее раскрытия, активное личное участие и т.д. Как отмечает В. В. Белозёрова, «знание особенностей и основных правил зрительского восприятия дает режиссеру возможность осознанного построения сценария, правильного выбора идейно-эмоционального воздействия, профессиональной корректировки реакции участников» [1]. Следовательно, приемы активизации должны закладываться режиссером еще на этапе создания сценария, так как необходимо заранее смоделировать поведение большой массы зрителей, направлять их на совершение нужных по ходу действия, поступков. В действительности первостепенная задача режиссера театрализованного действа – вызвать в публике совершенно определенные реакции. «Только программируя и выстраивая чувственно-эмоциональную реакцию и приёмы активизации в сценарий театрализованного действа, можно надеяться на эмоциональный отклик предполагаемой аудитории на поднимаемые проблемы и достижение поставленной цели педагогического воздействия.» - пишет С.И. Гавдис [2]

“Активизация публики, вовлечение ее в действие, коллективное творчество масс как самые важные, основные условия массового представления неоднократно подчеркивали Н. К. Крупская, В. В. Маяковский, С. М. Третьяков, А. Я. Таиров и многие, многие другие. Почему же до сих пор эти самые условия так редко и так скупо выполняются?” - пишет А. Д. Силин [6]. Действительно, на практике режиссеры не хотят развивать и обогащать инструментарий активизации, ограничиваясь лишь самыми простыми, ставшими уже привычными, приемами. Обходясь «уличным спектаклем» праздник теряет возможность выполнять свои функции, что впоследствии существенно отражается на общественном настроении. Посетив праздник, зритель должен чувствовать себя непосредственным участником всего происходящего, а этого на данный момент можно достигнуть, применяя и совершенствуя способы активизации аудитории.

Конович А.А. выделяет активизацию: вербальную (самовыражение посредством слова); физическую (побуждает массу к движению, передвижению); художественную (стимулирующая эмоциональную сферу участников, вызывая их художественную самодеятельность) [4]. На основании данной классификации и опыта режиссеров В. Э. Мейерхольда, Н. П. Охлопкова, Г. А. Товстоногова, О. И. Маркова, А. Д. Силина, Гальперина Т. И. выделяет следующие способы активизации аудитории:

- прямое обращение к аудитории;

- коллективное действие;

- участие в обряде, ритуале, церемонии;

- включение в сценарий «местного материала»;

- внесение в сценарий элементов игр;

- организация переклички;

- внедрение подсадки [3].

Посредством активизации зритель вступает в “игру” с актером, тем самым становиться неотъемлемой частью праздничного действа. Включение участника в праздник начинается задолго до самого действа с помощью приема заманивания, который включает в себя: изготовление специальных пригласительных билетов, программок, буклетов (в форме хлопушки-нумератора, письма-треугольника, песочных часов и т.д.); театрализация пути к месту праздника (торжественное шествие, игра-путешествие т.д.); создание экспозиционного пространства (введение в атмосферу праздника при помощи элементов и реквизита предстоящего театрализованного действа); театрализация самого места действия (праздничное угощение, фото-зона и т. д.). Еще один, не менее эффективный прием - провоцирование. Рассмотрим его на примере Церемонии открытия XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи. Для того чтобы зрители смогли принять участие в шоу, получившем название "Пробуждение", каждому был выдан комплект реквизита: светящиеся браслеты, лавандовые ленты как символ борьбы с раком, маски-смайлы. Ведущие, артисты и волонтеры показывают своим примером, что нужно делать, тем самым привлекая особое внимание зрителя к поднимаемым проблемам. В блоке, посвященном проблеме образования, Сергей Лазарев исполняет припев песни, каждая строчка которой на разных языках (слова транслировались на экранах), и предлагает повторять слова за ним. Единение зала и личностное участие каждого создает неповторимую атмосферу в зале. Включение не только аудиальных и визуальных, но и осязательных и вкусовых каналов восприятия способствует всестороннему погружению участника в идею праздника.

Инструментарий активизации возможно развить путем изучения психологии контингента конкретного праздничного события, более глубокого анализа проблемы праздника, исследования актуальных запросов и потребностей общества. Творческий подход к поиску приемов активизации и готовность режиссера экспериментировать в итоге приведут к достижению цели праздника - эмоциональному обновлению и духовному обогащению его участников.

Работа режиссера и процесс создания сценария театрализованных форм - задача в первую очередь творческая, в ней нет точных формул успеха. Но вышеизложенный материал позволит режиссеру грамотно и эффективно подобрать инструменты активизации зрителя на празднике; подвигнет изобретать новые способы активизации для каждого проекта. Необходимо вызвать у режиссера потребность придумывать непривычные приемы вовлечения участников, ведь от этого напрямую зависит успех праздничного события, наполненность участников и их дальнейшая жизнь.

 

Библиографический список:

1. Белозёрова, В. В. Театрализованные представления: технологии создания сценария: учебное пособие в 2-х частях/В.В. Белозёрова. Орёл: ООО «Горизонт», 2019.

2. Гавдис, С. И. Основы сценарного мастерства: учебное пособие/С. И. Гавдис. - Орёл: ООО «Горизонт», 2017.

3. Гальперина, Т. И. Режиссура культурно-досуговых программ в работе менеджера туристской анимации. – М. «Советский спорт», 2008.

4. Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР: Науч.-попул. – М.: Высш. шк., 1990.

5. Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: в 2 ч. М.: Искусство, 1968.

  1. Силин, А. Д. Площади - наши палитры: (Специфика работы режиссера при постановке массовых театрализ. представлений под открытым небом и на нетрадиц. сцен. площадках) - М.: Сов. Россия, 1982.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: