Перформанс как современная праздничная форма




Бакалавр Г

Праздники и торжества столь же постоянны и универсальны, как и другая фаза коллективного быта. Каждое общество организует свою жизнь как чередование двух этапов: повседневная жизнь - праздник.

Возникновение, расцвет, изменение обряда праздника, его трансформация – упадок - все связано с динамикой системы ценностей, с историей идей. Праздник - это не время идиллии, часто он становится фазой явных и скрытых конфликтов, выявления противоречий, враждебных тенденций. Связанный с удовольствием, праздник не отождествляется с развлечением. Что же такое праздник?

1. И.М.Снегирев (1837 г.): «Праздник есть антитеза будней с их трудом и заботами; это проявление особой, празднично-свободной жизни, отличной от жизни будничной, каждодневной... Самое слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд – знаменательное действие, приятный способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом».

2. Д. М. Генкин (1972 г.): «Праздник – это гибкая педагогическая система, позволяющая наблюдать процесс педагогического воздействия».

3. Казимеж Жигульский (1985 г.): «Праздник семантически связан и со свободным временем, временем праздности, отдыха и с радостью, весельем, с определенным ритуалом, танцем, приемом, торжеством. Он связан с религиозным культом и с важными датами истории народа и государства, с трудовым правом и организацией производства, наконец, с традициями социальных движений, с их стремлениями, лозунгами, торжества- ми и демонстрациями в определенные дни».

4. М. М. Бахтин (1965 г.): «Праздник – есть первичная форма человеческой культуры»[3].

 


Праздник - это этап общественной жизни, когда с особой ясностью раскрываются его механизмы, в частности система ценностей, роль социального стабилизатора. Общая система составляет основу взаимопонимания людей, определения постоянных отношений, разрешения конфликтов.

Праздник, по существу, связан с жизнью коллектива, является общим действием, общим опытом. Он может возникнуть только там, где между людьми существуют прочные культурные связи (фестиваль укрепляет эти связи).

Праздник - это форма, позволяющая рассматривать элементы культуры, передаваемые традицией, а также появление новых элементов в единстве[4].

Проблема происхождения праздника. Древние праздники, отмеченные культом животных, относятся к периоду формирования тотемных представлений. Культ медведя (эпоха позднего палеолита, 40 тысяч лет до н. э.) в эпоху ориньякской культуры. Неолит: оседлый образ жизни, земледелие, возникновение сельскохозяйственных отпускных походов.

Проблемы праздника меняются. Потребность праздника как стремление наполнить, обновить, гарантировать, подтвердить ценность культурного, национального или общественного блага:

1) пока ценность жива, группа людей находит в ней поддержку, верит в нее и художественно оформляет эту идею на празднике;

2) если происходит упадок идеи, угасает вера в ценность добра, то исчезает и потребность в отдыхе, в осуществлении этой идеи. Новая идея-новый праздник. Процессы естественного вымирания праздников или их трансформации как отражение изменений, происходящих в экономическом и культурном образе жизни, социальной структуре и идеологии.

Сегодня наблюдается непонимание роли праздника и, следовательно, недооценка явления досуга, досуга, свободного времени. Можно предположить, что потребность в отдыхе всегда будет уменьшаться там, где богатство и уровень образования, где человеку не нужно много и много работать, когда его связи ослабевают, особенно эмоциональные, с традиционными праздничными группами, к которым он формально принадлежит, когда не зависит от ритма природы и даже рационально определяет ритм собственной жизни. Потребность в покое уменьшается также с исчезновением метафизических интересов и охлаждением идеологии, усилением рационализма, прагматизма и культа индивидуализма, выражающегося в стремлении защитить личную жизнь от вмешательства и в усмотрении в этой личной жизни, в праве на близость, на изоляцию в собственном круге основного права современного человека.

Если рассматривать каждый праздник как целостную, относительно открытую систему, то можно обнаружить все признаки, присущие сложным системам, особенно их динамике. Внешний вид, изменение элементов праздника, характер праздника – все это важные показатели не только изменений внутри системы, но и изменений в целом.

Перформанс как самостоятельное средство художественного выражения был признан в 1970-х гг. Перформанс стал самой замечательной формой искусства того времени. Это рассматривалось как способ воплотить в жизнь многие формальные и концептуальные идеи, на которых основано создание искусства. Прямые публичные жесты постоянно использовались как оружие в борьбе с традициями устоявшихся жанров искусства.

Если художник стоял перед неразрешимой задачей, заходил в тупик, он прибегал к использованию перформанса, чтобы сломать рамки, решить задачу, определить новые направления. Исполнитель, обращаясь непосредственно к зрителям и шокируя публику, позволял ей пересмотреть собственные понятия об искусстве и его связи с культурой. Работа может быть представлена в одиночку или в группе, с освещением, музыкой и визуальными эффектами, может быть выполнена в различных метах от музея, театральной сцены до перекрестка на улице. Спектакль может быть набором личных жестов или обширным визуальным театральным действием, которое длится от нескольких минут до многих часов; его можно повторить только один или несколько раз, пройти заранее подготовленный сценарий или без него, быть спонтанной импровизацией или репетировать в течение нескольких месяцев.

История искусства перформанса в XX веке - история свободного, ничем не ограниченного жанра с бесконечным числом переменных, где исполнители - художники, которым надоело втискиваться в рамки более традиционных видов художественной практики и которые твердо намерены донести свое искусство до публики напрямую. Сама природа перформанса не допускает точных или удобных дефиниций помимо того нехитрого заявления, что это - живое искусство в исполнении художников[1].

Перформанс является достаточно интересным жанром, а применение его на практике иногда шокирует зрителя. В театрализованных действах трудно использовать этот жанр. Однако, чтобы не потерять своего зрителя, праздник должен всегда развиваться, а мы как режиссеры должны использовать во время праздненства все новые формы и технологии.

Список литературы:

1. Голдберг, Роузли. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней / Роузли Голдберг. - М.: Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2020. - 320 с.

2. И. Александров. Архитектоника театральности. Семиотика театрального перформанса / Пер. с англ. - Х.: изд-во «Гуманитарный Центр», Помеляйко Е. А., 2019. - 212 стр.

3. Лазарева, Л. Н. История и теория праздников: учеб. пособие / Л. Н. Лазарева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск: ЧГАКИ, 2015. – 251 с.

4. Орлов О. Л. Российский праздник как феномен культуры / О. Л. Орлов // Вестник СПбГУКИ. - 2011. - март. - с. 32 - 41

5. Попова, В. Н. Праздник как социокультурный феномен: [учеб. пособие] / В. Н. Попова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 84 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: