Объединяющая функция праздника




Бакалавр В

В настоящее время люди перестали воспринимать праздник как действо, объединяющее аудиторию вокруг общей идеи. С развитием коммуникационных и медиа-технологий общество стало более разрозненным, их влияние обесценило человеческое общение и произвело подмену ценностей. Но не стоит забывать, что праздник – это в первую очередь «гибкая педагогическая система, позволяющая наблюдать процесс педагогического воздействия» (по Генкину). Данная педагогическая система имеет множество функций: идеологическая, компенсаторная, рекреативая, эстетическая, нравственная, воспитательная, нормативная, информативно-коммуникативная, игровая и многие другие. Но наиболее важной, на наш взгляд, является объединяющая (интегративная) функция.

Как писал Максютин Н.Ф., праздник – это средство сохранения своего лица тем или иным этносом. Он опредмечивает в общем переживании связь индивида с общностью – укрепляет в нем чувство причастности, принадлежности к целому. Как известно, один в поле не воин. Поэтому праздник должен служить объединению нации, укреплению духа народа и сохранению национального менталитета. Для этого ему необходимо внедрение в общество системы ценностей, которая будет этому способствовать.

Так, Паренчук Т.Н. обращает внимание на государственность и патриотизм, предлагает формировать их посредством пропаганды «Российских брендов», коими являются первые и великие достижения в области разных искусств: театральная школа и система Станиславского К.С., великий русский монтаж и кино, балет и радио; первый полет в космос и мн. др. Необходимо так же помнить, какой ценой досталась нашему государству Победа в Великой Отечественной войне. Именно эти ценности являются важнейшими в жизни не только государства, но и каждого гражданина в отдельности. Все эти историко-документальные сведения можно использовать в качестве самостоятельного выразительного средства праздничной культуры, а также для фундамента, служащего основой художественного-образного оформления пространства праздника.

Всецело в стране наблюдается такое явление как «послепраздничная депрессия». Оно возникает из-за социальных и личностных факторов. Данного явления не существовало бы при функциональной сбалансированности праздников, однако, последние (особенно это касается Нового года, 23 февраля, 8 марта) утрачивают свою идеологическую функцию, одновременно усиливая экономическую (потребительскую). Появляются противоречия, выражающиеся в несоответствии масштабов празднования (прежде всего потребления) масштабу идеи, которой начинен праздник. Люди интуитивно ощущают это несоответствие, но интернет-технологии, телевидение и СМИ сгенерировали действенные средства манипуляции поведением и интересами аудитории. Средства массовой информации популяризируют картину праздников, стимулируя потребительское поведение в масштабе, не имеющем прецедента в истории культуры. Одновременно отсутствие национальной идеи, а именно, духовной ее составляющей не позволяет начинить праздник духовно, придать ему значение, которое бы оправдывало вложения в него людей. Поэтому в послепраздничное время общество ощущает фрустрацию, задается вопросом: «Стоило ли это того?» Таким образом, большое количество праздников в нашей стране не способствуют ни духовному росту людей, ни приобщению к национальной культуре, они всего лишь инструмент праздничного маркетинга и используются бизнесом, преследующим ту же цель, что и государство, сплочение потребителей вокруг своей марки.

На самом же деле, объединению людей вокруг праздника должна служить национальная идея, которую несет в себе праздник. Именно она должна сплотить людей вокруг определенной ценности, пропагандировать правильные моральные, эстетические, этические установки и способствовать формированию «духовного стержня» человека.

Единый художественный образ цементирует праздничное действие в его логическом развитии, наиболее ярко раскрывает тему праздничного события в трех видах: декоративно-образном, музыкально-образном и образно-игровом. Благодаря яркой образности, духовности содержания, жизнеутверждающей силе праздник помогает человечеству понять мир и выжить, продолжить свой род, сохранить историческую память, которая становила и укрепляла нравственный облик народа. В иносказательных средствах выразительности сокрыта духовность времени. Они являются связующей нитью эпох. Так, праздник может начинаться от восхваления символа, несущего духовное начало, что сразу привлекает внимание аудитории.

Не менее важным является физическое, территориальное объединение в ходе праздника. Когда много людей собираются в одном месте, и на них имеет воздействие один и тот же художественный материал, это заставляет их думать в одном направлении, обращать внимание на те ценности, которые хочет донести до них режиссер при помощи многочисленных средств выразительности, и реагировать соответственно выстроенному режиссером ходу действия. В связи с этим, режиссер программирует активизацию аудитории – коллективное массовое действие – что усиливает эмоции единства, общности. Обособляясь, группа объединяется, это способствует ее жизнедеятельности, нормальному социально-психологическому самочувствию.

Также праздником порождается идентификация человека, как части общества, культуры, менталитета. Этому помогают такие формы, как процессии, шествия, митинги, коллективные действия, где человек сливается с коллективом.

Более обобщенной универсальной является функция обеспечения социальной интеграции людей. Праздничная культура создает основание для устойчивого общественного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей. Процесс празднования способствует повышению уровня групповой консолидации и эффективности взаимодействия, осуществляется дальнейшее накопление общественного опыта по гарантированному общественному воспроизводству их коллективов как устойчивых социокультурных сообществ.

Праздники являются интегрирующим началом для людей, объединенных общими трудовыми, творческими, родственными, духовными, конфессиональными, народными, ментальными и многими другими интересами. Они также способствуют формированию совместных общественных интересов у совершенно разных по своему социальному положению, религиозным ценностям, профессиональной деятельности и т. д. людей.

Таким образом, праздники - это не развлечение и отдых, как считают многие обыватели, а самобытная, уникальная, гибкая система, особая форма культурного развития и объединения нации. Благодаря их правильной организации, можно воздействовать на формирование общественного сознания, воспитание в людях правильных идеалов и патриотических ценностей, влиять на взаимодействие разных социальных групп между собой, мировоззрение людей. В связи с этим, режиссеры праздничных действ должны грамотно использовать широкий арсенал своих возможностей.

Список литературы:

1. Веденеев Г.А. Массовые российские праздники: состояние и тенденции развития / Г.А. Веденеев. – Волгоградское научное издательство, 2008. – 135 с.

2. Генкин Д.М. Массовые праздники. Учебное пособие именно для студентов институтов культуры / Д.М. Генкин. – М.: Просвещение, 2005. – 140 с.

3. Паренчук Т.М. Театрализация как метод укрепления духовной безопасности современной молодежи / Т.М. Паренчук. – Челябинск: ЧГИК, 2020. – 300 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: