А.П. Чехов. Рассказ «Дама с собачкой»: тема, основные мотивы, образы главных героев, своеобразие прозы




«Дама с собачкой» - последнее чеховское произведение, написанное во время пребывания писателя в Ялте. Герои рассказа неоднозначно оцениваются в критической литературе. На первый взгляд, перед нами произведение о том, как двое уже не совсем молодых человека обретают любовь, но их взаимное чувство приносит им только страдания, потому что жизненные обстоятельства против их счастья. Отношения Гурова и Анна Сергеевны показаны в динамике, что, по мнению В.И. Тюпы, наконец-то «ведет героев к сближению».

Н.Я Берковский уверен, что никакой симпатии персонажи рассказа у самого писателя не вызывали: «… Чехов не так благосклонствует к своим героям, как об этом принято думать. Он слегка презирает Гурова и Анну Сергеевну. Они по-своему сговорчивы в отношении к злу. Оба отвели от себя действительность, реальность. Их любовь без характера, как и они сами, отстранившие от себя все, что дает людям характер и личную инициативу. Гуров и Анна Сергеевна имитируют жизнь, имитируют любовь, веря, что их подражание и есть подлинник (с. 430-431).

Приведем также слова Л.Н. Толстого о чеховских героях: «…это люди, не выработавшие в себе ясного миросозерцания, разделяющего добро и зло. Прежде они робели и искали: теперь же, думая, что они по ту сторону добра и зла, остаются по сю сторону, то есть почти животные».

Неоднозначность оценки всегда может быть аргументирована позицией автора, внимательным чтением его произведения. Если говорить о «Даме с собачкой», то в этом рассказе огромное количество художественных деталей (излюбленный прием Чехова), которые наводят на разные мысли.

До встречи с Анной Сергеевной Гуров часто увлекался женщинами, и ему даже нравились эти романы, которые ни к чему его не обязывали, скорая мимолетная связь с неизвестной женщиной, имени и фамилии которой он не знал, была предпочтительней. Примерно так же начинаются для него и эти отношения. Для этого можно сопоставить два свидания героев, оба происходят в гостиничных номерах, и героиня плачет во время и первой, и второй встречи. Гуров при этом ест арбуз, испытывает скуку и раздражение, во время второй встречи она молчит, отвернувшись к окну, а он, кажется, понимает теперь, о чем она думает. И все-таки что-то в нем меняется в результате этих встреч: «Как прекрасно на свете!» - думает Гуров.

Но если вспомнить последнюю встречу, то некоторые повторяющиеся детали говорят о другом: «Ну, пусть поплачет, а я пока посижу», - подумал он и сел в кресло. Потом он позвонил и сказал, чтобы ему принесли чаю; и потом, когда пил чай, она все еще стояла, отвернувшись к окну». (с. 335) Во время первого свидания он ел арбуз. Так любовь это или нет?

Гуров отдает себе отчет, что Анна Сергеевна несчастлива с ним: поначалу она переживала свое падение, потом, убедившись, что он ее любит страдает от невозможности быть рядом с ним. Она тяготится своей семейной жизнью, да и Гуров вспоминает, как его «женили» (то есть не он этого хотел), и теперь между ним и женой нет духовной близости. Подлинная жизнь его является тайной, и это нелегко. Вроде бы он любит, но это не приносит ясность в его жизнь, перед ним постоянно возникают вопросы: «Зачем это? Что я буду делать?» Иногда кажется, что для него чувство к Анне Сергеевне стало обузой, тяготой, а может, привычкой, возможностью заполнить пустоту жизни.

Чехов с помощью одной детали подчеркивает неспособность Гурова взять на себя ответственность за разрешение этого вопроса: он начинал думать и потом переходил к мечтам, подобно романтическому герою.

Анна Сергеевна, дама с собачкой, «точно грешница на старинной картинке», гейша (не случайно именно спектакль «Гейша» идет в театре, когда Гуров и Анна Сергеевна там встречаются), она говорит о себе в уничижительном тоне: «Я дурная, низкая женщина, я себя презираю». Ее собачка, по мнению исследователей, призвана подчеркнуть статус Анна Сергеевны, ее социальное положение.

Рогова Е.Н в своей статье «Мотив неуверенности и его функция в рассказе А.П.Чехова «Дама с собачкой» отмечает, что в рассказе изображено двоемирие, в котором оказываются герои. В обществе они играют одни роли, подлинной же оказывается их внутренняя жизнь. В реальности - несвобода, отсюда постоянные мотивы несвободы (сравнение с перелетными птицами, самцом и самкой, которых поймали и заставили жить в клетке; какая-то куцая, бескрылая жизнь; пора и мне на север …; в городе, где живет Анна Сергеевна, Гуров идет вдоль длинного серого забора с гвоздями; в гостинице серое, как больничное покрывало). Все это принижает чувства героев, не позволяет думать о высоком. Неслучайно одна из их встреч происходит в театре, где они опять-таки исполняют свои роли, принятые в обществе. Театр, лицедейство - это еще один мотив рассказа.

Море и туманы, упоминаемые в рассказе, становятся мотивом неопределенности, которая есть в отношениях героев. Исследователи отмечают, что в произведении часто встречаются неопределенные местоимения и вводные конструкции со значением неуверенности: вероятно, наверное, должно быть, может быть, казалось, что-то неуловимое, какой-то, кто-то, что-нибудь. Эта неопределенность передает состояние Гурова и Анны Сергеевны, у их чувства нет развития.

Рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой» не просто любовная история: это размышление о жизни и человеке как создателе собственной судьбы.

Список литературы

1. Берковский Н.Я. Чехов, повествователь и драматург // Статьи о литературе. - М., Л.: 1962.

2. Рогова Е.Н. Мотив неуверенности и его функция ф формировании художественной целостности в рассказе А.П. Чехова «дама с собачкой» // Вестник КЕмГУ. - 2012. - № 1 (49) - С. 195-199.

3. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. - М.: 1989.

4. Чехов А.П. Дама с собачкой // Собрание сочинений в 12 томах. Том 9. - М.: Правда, 1985 - С. 320-336.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: