Рассмотрим порядок сборки цилиндрического одноступенчатого редуктора, состоящего из зубчатой передачи, смонтированной на валах с подшипниками качения в литом чугунном корпусе. Корпус редуктора состоит из картера (рис. 21) и крышки (рис. 22), скрепленных болтами. Разъем корпуса – горизонтальный, проходит по осям валов. Для образования соединения плоскость разъема оформляется фланцами и бобышками.
Рис. 21
Рис. 22
Расточку отверстий под подшипники в корпусе редуктора производят в сборе. Перед расточкой по диагонали фланца устанавливают два цилиндрических или конических координирующих штифта (см. рис. 3, сечение Б – Б) на возможно большем расстоянии друг от друга. Диаметр штифта назначают на (20…30)% меньшим диаметра стяжного болта. Штифты устанавливают для совместной обработки корпуса и крышки (отверстий под подшипники, торцев бобышек, отверстий под стяжные болты) и при окончательной сборке редуктора.
Для облегчения разъединения крышки с корпусом редуктора во фланце крышки предусмотрены два отверстия для отжимных болтов (см. рис. 3, сечение В – В).
В верхней части крышки корпуса расположено смотровое отверстие (люк), предназначенное для контроля сборки и осмотра редуктора при эксплуатации, а также для заливки масла из расчета (0,2…0,3)литра масла на 1 кВт передаваемой мощности при средних рабочих скоростях и нагрузках.
В редукторе используется картерная смазка, при которой корпус редуктора является резервуаром для масла. Глубина погружения колеса в масло должна быть не менее 10 мм и не более 0,25 диаметра колеса.
Для слива загрязненного продуктами износа масла в корпусе редуктора предусмотрено сливное отверстие, закрываемое пробкой. Под пробку устанавливают уплотняющую прокладку из паронита. Для наблюдения за уровнем масла используется жезловый маслоуказатель. Для подъема и транспортировки редуктора предусмотрены проушины в крышке корпуса.
Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской; наружные поверхности редуктора красят серой нитроэмалью.
Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов. Порядок сборки редуктора показан на рис. 23 – 35.
1. На быстроходный вал-шестерню насаживают шариковые подшипники, предварительно нагретые в масле до t = 80…100°C (рис. 23).
Рис. 23
2. В тихоходный вал закладывают призматическую шпонку со скругленными торцами[7] (рис. 24).
Рис.24
3. Напрессовывают зубчатое колесо до упора в буртик вала (рис. 25).
Рис. 25
4. Надевают распорную втулку (рис. 26)и устанавливают шариковые подшипники, предварительно нагретые в масле (рис. 27).
Рис. 26 Рис. 27
5. Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора (рис. 28).
Рис. 28
6. Надевают крышку корпуса, предварительно шлифуя и покрывая герметиком поверхности стыка крышки и корпуса. Для центровки крышку устанавливают на корпус с помощью двух цилиндрических штифтов (ГОСТ 3128-79); затягивают болты, крепящие крышку к корпусу (рис. 29). Для облегчения разъединения крышки и корпуса при разборке редуктора, рекомендуют применять отжимные болты (см. рис. 3, 34, 35).
Рис. 29
![]() | 7. В подшипниковых сквозных крышках (рис. 30) устанавливают резиновые манжеты. Затем устанавливают все крышки подшипников с комплектом регулировочных прокладок; регулируют тепловой зазор. Проворачиванием валов проверяют отсутствие заклинивания подшипников (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляют крышки болтами (рис. 31). |
Рис. 31
8. На концы ведущего и ведомого валов редуктора в шпоночные канавки закладывают призматические шпонки для закрепления деталей, например, полумуфты и звездочки цепной передачи[8] (рис.32).
Рис. 32
9. Ввертывают пробку маслосливного отверстия с прокладкой и жезловый маслоуказатель (рис. 33).
Рис. 33
9. Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с пробкой-отдушиной и прокладкой; закрепляют крышку болтами (рис. 34, 35).
Рис. 34
Рис. 35
10. Собранный редуктор обкатывают и испытывают на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями.
11. Производят консервацию и упаковку редуктора.
Примечание.
При оформлении пояснительной записки к курсовому проекту (курсовой работе) [4] необходимо привести обозначения призматических шпонок в соответствии с ГОСТом (размеры сечения и длину шпонок). Например, для призматической шпонки шириной b = 14 мм, высотой h = 9 мм и длиной l = 40 мм: «Шпонка 14х9х40 ГОСТ 23360-78».
6. Тест [9] по теме «Корпус редуктора, корпусные детали,уплотнения»
1. Минимальная толщина литого чугунного корпуса редуктора:
³6мм | <6мм | >10мм | £5мм | ||
2. Для литого корпуса редуктора целесообразно использовать
цветные металлы | серый чугун | сталь | пластмассу |
3. Для цилиндрического зубчатого редуктора, работающего на средних скоростях и нагрузках, достаточно количества масла из расчета на 1 кВт передаваемой мощности
2... 3 литра | 0,5 литра | 1 литр | 0,2...0,3 литра |
4. Деталь редуктора, на которой установлены подшипники, зубчатые колеса, это
ось | вал | винт | штифт |
5. Отверстие для слива масла в корпусе редуктора закрывается
пробкой | привертной крышкой | люком | маслоуказателем | ||
6.* Верхний люк в крышке редуктора служит для
слива масла | заливки масла в редуктор | осмотра зацеплений | установки подшипников |
7.* Манжеты в подшипниковых узлах используют для...
предотвращения вытекания смазки | защиты подшипников от загрязнения извне | снижения стоимости конструкции | защиты валов от изнашивания |
8.* Отдушины, установленные в крышке смотрового люка, используют
для уменьшения давления внутри корпуса | для предотвращения вытекания смазки | для контроля уровня масла | для слива масла из корпуса | ||
9. Манжетное уплотнение (стандартная манжета) подбирают...
по вращающему моменту | по осевой силе в опоре | по диаметру вала | по радиальной силе в опоре |
10. Для облегчения разъединения крышки и корпуса редуктора при разборке применяют
отжимные болты | координирующие штифты | отдушину | маслоуказатель |
11. Основные критерии работоспособности корпусных деталей:
теплостойкость, упругость | прочность, жесткость | твердость, износостойкость | виброустойчивость, пластичность | ||
12. Для быстроходного вала редуктора кроме основных критериев работоспособности имеет значение
виброустойчивость | коррозийная стойкость | ![]() | износостойкость |
13. Изображенная на рисунке деталь
с осевым и радиальными отверстиями – это
пробка сливного отверстия | маслоуказатель | крышка подшипника | отдушина | ||
14. Для придания конструкции большей жесткости и прочности литые корпусные детали (корпус, крышка корпуса)
делают тоньше | красят | снабжают ребрами | термообрабатывают | |
15. Во избежание подтекания масла под фланец пробки сливного отверстия следует установить
пружинную шайбу | резиновую манжету | уплотняющую прокладку | отдушину |
16.* Устройства, предназначенные для подъема и транспортировки редуктора, называются
отдушины | маслоуказатели | крюки | проушины | |
17. Осевое положение подшипника, который установлен в корпусе редуктора, можно отрегулировать с помощью
пружинной шайбы | металлических прокладок | резиновой манжеты | проушины | |
18. В редукторе без расчета по критериям прочности устанавливают
валы | зубчатые колеса | манжеты | шпонки | |
19. Корпус, изображенного на рисунке
редуктора, изготовлен
клепкой | сваркой | литьем | штамповкой | |
ЛИТЕРАТУРА
1. Анурьев В.И. Справочник конструктора машиностроителя. Т. 1-3.– М.: Машиностроение, 2001. Т1 – 920 с. Т2 – 912 с. Т3 – 864 с.
2. Атлас конструкций узлов и деталей машин / под ред. О.А. Ряховского.– М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. – 380 с.
3. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для техн. спец. вузов. – М.: Высш. шк., 2009. – 447 с.
4. Иванова М.А. Детали машин и основы конструирования. Правила оформления курсовых проектов и расчётно-графических работ: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбГМТУ, 2014. 90 с.
5. Кривенко И.С. Проектирование цилиндрического одноступенчатого редуктора: Метод. указания. СПб: Изд. Центр СПбГМТУ, 2004. – 82 с.
6. Курмаз Л.В., Курмаз О.Л. Конструирование узлов и деталей машин: Справочное учебно-методическое пособие. – М.: Высш. школа, 2007. – 455 с.
Оглавление
Введение...................................................................................... 3
1. Особенности формы корпуса редуктора............................... 3
2. Элементы корпуса редуктора................................................ 4
3. Расчет элементов корпуса редуктора.................................... 8
4. Определение размеров типовых деталей и узлов,
закрепляемых в корпусе редуктора..................................... 13
5. Сборка одноступенчатого цилиндрического редуктора.... 18
6. Тест по теме «Корпус редуктора, корпусные детали,
уплотнения».......................................................................... 27
Литература................................................................................ 29
[1] Бобышка – прилив на литой детали в месте размещения других деталей.
[2] Ребро – продольный выступ на корпусе, увеличивающий жесткость корпуса и улучшающий теплопередачу.
[3] Фланец (см. рис. 3) – соединительная часть деталей с отверстиями под болты, имеющая форму плоскости (диска).
[4] Проушина – элемент на корпусе, предназначенный для подъёма и транспортировки редуктора.
[5] Смотровой люк (окно) – отверстие для осмотра зацеплений и заливки масла.
[6] Фибра – твердый, гибкий и эластичный материал (например, целлюлоза с пропиткой).
[7] См. Примечание в конце главы 5.
1 См. Примечание в конце раздела.
[9] В тесте звездочкой (*) отмечены вопросы, которые имеют более одного правильного ответа.