Время и единицы его измерения.




Тема «Время» одна из наиболее сложных при изучении величин, это объясняется тем, что:

1) время течет непрерывно, его нельзя ни остановить, ни возвратить, поэтому восприятие промежутков времени, сравнение их по продолжительности затруднено, и часто субъективно;

2) соотношение между единицами измерения времени в отличие от мер длины и массы не кратны 10, а равны 12, 60.

Тему «Время» изучают с 1 по 4 класс и не всегда на уроках. Информацию по данной величине учитель может давать во внеклассной работе, перемене или использовать материал других уроков.

1 этап. Уточнение представления детей о данной величине.

Еще в дошкольный период у детей сформированы представления о смене времен года, о днях недели, житейские представления, которые можно описать словами: сначала, потом, позже; раньше - позже, старше – моложе. Так же ребенок в ДОУ знакомится с названиями дней недели и должен уметь назвать 5 дней подряд, используя слова: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

Несмотря на то, что с этой величиной мы постоянно встречаемся в жизни, каждая программа для ДОУ и школы предполагает ознакомление с данной величиной. Тем не менее, у многих учащихся все эти представления не сформированы. Поэтому в 1 классе учитель должен систематизировать, уточнить представления детей, но в учебнике для 1 класса специально такой темы нет, поэтому данную работу учитель планирует самостоятельно и говорит об этой величине ежедневно при обсуждении даты, режима дня, расписания уроков и внеклассных мероприятий.

Узнаем от учеников их знания о времени. Вначале сообщаем детям первые сведения о времени, о том, что измерять время помогли людям наблюдения за Солнцем, Луной и звездами. Уже древние люди заметили чередование дня и ночи, периодичность смены времен года. Они еще не умели объяснять эти явления, но стали с их помощью измерять время. Появились первые единицы времени: сутки и год. Продолжительность года определялась вначале очень неточно. Затем сообщаем, что появились часы. Первые часы были солнечными и т.д. Даем сведения о том, какие бывают часы, какие бывают календари и т.д. И разные другие интересные сведения.

Можно использовать такую методику упорядочивания временных представлений, рекомендуемую как для ДОУ, так и для 1 класса школы.

Для этого с первых уроков, в сентябре, 1 класса, учитель вывешивает отрывной календарь в классе, при этом проводит беседу о времени как о величине (прошедшее, настоящее, будущее время, субъективное ощущение времени,…).

Далее сообщает, что для того, чтобы точнее определять время, люди изобрели приборы измерения времени. Один из них календарь (рассматриваем отрывной календарь). Затем ежедневно в начале первого урока отрываем страницу календаря и рассматриваем следующую страницу, обсуждаем месяц, число, день недели, можно дать и другие дополнительные сведения. Оторванные страницы рекомендуется складывать вместе, по истечении недели эти страницы пересчитывают. В результате дети запоминают, что в неделе 7 дней, их название и последовательность (понедельник, вторник,…,воскресенье). Скрепленные листы по неделям в конце месяца достают и рассматривают, сколько недель в месяце, сколько дней в месяце и какой следующий месяц. Дети запоминают последовательность месяцев в году. При смене года обсуждаем какой год закончился, а какой наступил. Таким образом, работа продолжается весь год. На следующий год, во 2 классе, идет работа уже с календарем погоды.

В этой методике заключены сразу несколько этапов изучения темы.

1 этап. Уточнение представления.

2 этап. Сравнение временных промежутков, сначала с помощью ощущений.

3 этап. Сравнение временных промежутков с помощью единиц измерения.

4 этап. Сложение и вычитание величин, выраженных в одной единице измерения.

5 этап. Знакомство с новой единицей измерения, так как при работе с календарем мы повторяем сразу несколько единиц измерения времени.

В 1 классе так же уточняем представление о более мелких единицах измерения, о часах и учим определять время с точностью до 1 часа. Такой материал есть в программе М1М, там при изучении темы «Нумерация в пределах 10», ежедневно учат определять время по часам с точностью до часа: изучаем число 1, на часах 1 час дня и т.д.

Учитель показывает либо изготовленный циферблат часов, либо пользуется настоящими часами, вывешивает их над доской. Но циферблат должен быть с арабскими цифрами и четкими делениями.

Позднее во 2 классе (найти в разных учебниках) в учебник включается специальная тема «Время», во время которой все перечисленные выше вопросы повторяют и закрепляют, при этом обращают внимание на:

1) то, что 1 сутки равны 24 часам. На этом уроке можно использовать следующее пособие:

 

ночь утро день вечер ночь

0 1 2 6 12 24

 

2) вводят понятие «минута» (1 ч = 60 мин) и учат определять время по часам с точностью до минуты в 12-часовой системе отсчета времени, т.е. 3 ч дня – 3 ч ночи, учат называть время по-разному. Например, 1 час 30 мин, половина второго, 30 мин второго; без четверти, без пятнадцати.

Рекомендуется детям изготовить циферблат часов. По некоторым программам эта тема рассматривается в 3 классе. (Найти, где рассматривается в учебниках).

Позднее в 3 классе детей знакомим с последовательностью месяцев в году и их продолжительностью, при этом пользуемся табелем - календарем. Большой календарь на доске, маленькие на столе у каждого. Пользуясь этим календарем, учащиеся выполняют задания типа:

- назовите месяцы, в которых 30 дней;

- сколько всего дней в летних месяцах?

Определяем продолжительность месяцев по руке (косточки на внешней стороне руки).

При составлении заданий используем сведения из жизни детей, города, страны, животных.

Обычно, в 4 классе учащихся знакомят с секундой ( 1 мин = 60 с). При этом знакомим с секундомером, показываем его.

Также, в 4 классе, детей учат определять время в 24-часовой системе отсчета и переходить из 24-часовой системы в 12-часовую систему и наоборот.

Можно использовать шкалу.

1 час дня часов ночи

0 1 12 13 14 24

 

Аналогично можно использовать модель циферблата с подвижной часовой и минутной стрелками. В классе необходимо иметь демонстрационную модель и желательно модели малых размеров у каждого ученика.

Предлагаем задание типа: «Кинофильм начался в 6 часов вечера. Сколько это времени в 24-часовой системе отсчета?»

В этом случае надо к 6 прибавить 12, т.е. при переходе из 12-часовой в 24-часовую систему надо прибавить 12. А если из 24-часовой в 12-часовую систему отсчета, то надо вычитать 12.

Важно не только научить детей узнавать время по часам, но и вооружить их конкретными представлениями о продолжительности промежутков времени. Проводится работа по развитию чувства времени у детей.

Для того, чтобы научить определять промежуток времени равный минуте без приборов, используем задания: посчитайте про себя до 60, но так как темп счета у каждого свой, то рекомендуется называть про себя двузначные, а лучше трехзначные числа. Для того чтобы почувствовать 1 секунду рекомендуют принести на урок метроном. Полезно установить с детьми, что продолжительность урока равна 45 мин, что перемена длится 10 мин, что за 1 мин средним шагом можно пройти 60-70 м или просчитать не очень быстро от 1 до 60. Необходимо систематически давать ученикам задания для самостоятельного измерения времени дома: сколько времени (у каждого) требуется на то, чтобы встать и собраться в школу, сколько времени он тратит на приготовление домашних заданий, какова продолжительность рабочего дня родителей. Эти упражнения, развивая временные представления детей, имеют и большое воспитательное значение. Нужно приучать детей беречь время, рационально его использовать.

В 4 классе учащихся знакомят с единицей времени – «век » (1 век = 100 годам) и учат определять век по году, используя деление с остатком на 100.

Например, 1991 г. это 20 в.

1991: 100 = 19 (ост.91), т.е. прошло полных 19 веков и идет 20век.

Для закрепления темы приводятся сведения из истории родного края.

Далее работаем по обобщению знаний о мерах времени. Составляется сводная таблица мер времени. (Найти М4М ч.1 с.52 и выписать). В результате изучения темы у детей должны быть сформулированы достаточно четкие представления о таких промежутках времени, как секунда, минута, час, сутки; учащимися должны быть усвоены соотношения между секундой и минутой, минутой и часом, часом и сутками, основанные не на «десятичных» соотношениях. Учащиеся должны также усвоить соотношение между такими единицами измерения времени, как неделей и месяцем, месяцем и годом.

Таким образом, учащиеся должны знать таблицу наизусть, проводится математический диктант, на соотношение мер времени. Упражнения на перевод величин из одной меры в другую. Например, 36 ч =…сут …ч.

6 и 7 этап В последнюю очередь в 4 классе рассматривается сложение и вычитание величин, выраженных в разных единицах времени, умножение и деление на число. Так как соотношение между мерами времени не кратно 10, следовательно, сложно для заучивания. Рекомендуется, все действия с мерами времени выполнять с предварительным переводом, из крупных в мелкие. М4М ч.1 с.67.

При изучении этой величины, предлагают для решения три вида задач, в которых:

А) находят время окончания события, если известно начало и продолжительность;

Например. Саша пришел в школу в 8 часов. Уроки продолжались 4 часа. Во сколько закончились уроки?

Б) находят время начала события, если известно продолжительность и конец;

Например. Соревнования по теннису закончились в 4 ч 10 мин дня. В котором часу они начались, если длились 5 ч 40 мин?

 

В) находят продолжительность события, если известно начало и конец.

Например. Саша пришел в школу в 8 часов, а ушел в 12 часов. Сколько времени он пробыл в школе?

 

Дополнительная литература.

1. Холомкина. Изучение мер времени. Журнал «Начальная школа», 1982г., №3;

2. Бондарева. Материал к изучению темы «Меры времени». Журнал «Начальная школа», 1990г., №1;

3. Клименченко. Время, мера времени календарь. Журнал «Начальная школа», 1993г., №6;

4. Тихоненко. Изучение мер времени. Журнал «Начальная школа», 1998г., №1.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: