Наряду с наращиванием изношенных поверхностей автомобильных деталей различными покрытиями с заданными свойствами на кафедре ремонта института разрабатываются передовые технологии приработки сопряженных деталей. К.т.н. доцентами Горностаевым А,И. и Семеренко И.П. на основе электроимпульсной обработки деталей решаются проблемы интенсификации процесса приработки автомобильных двигателей. Ускорение приработки двигателей предлагается осуществлять за счет увеличения электроэрозионного износа сопряженных деталей. Для этого к сопряженным деталям во время холодной приработки подаются импульсы высокого напряжения (U=7,500-10000 В; I = 5-10 мА).
Схема установки для электроимпульсной приработки двигателей представлена на рисунке 3.59.
Сущность способа заключается в подведении импульсов высокого напряжения к блоку цилиндров и коленчатому валу двигателя. Импульсы высокого напряжения приводят к искровым разрядам между микровыступами шеек коленчатого вала и вкладышей, а также между гильзами цилиндров и поршневыми кольцами. В результате искровых разрядов увеличивается скорость изнашивания деталей подвижных сопряжений в зонах трения микровыступов, что способствует сокращению продолжительности приработки двигателей после ремонта.
Режим электроимпульсной ускоренной холодной приработки дизеля КамАЗ-740 представлен в таблице 3.11.
Преимущества способа электроимпульсной ускоренной холодной приработки двигателей:
- активный износ трибосопряжений происходит с самого начала приработки двигателя;
- воздействие искровых разрядов приводит к образованию микрочастиц износа размером до 1 мкм, что исключает грубые повреждения поверхностей трения;
|
- в местах микроэрозии поверхностей трения одновременно происходит их упрочнение, а, следовательно, и повышение их износостойкости.
Основной недостаток способа заключается в том, что он базируется на ускорении износа прирабатываемых деталей, тогда как существуют способы металлоплакирования поверхностей трения, резко снижающие износ за счет введения специальных присадок в смазочную среду.
11. Критерии оценки способов ремонта. Значения коэффициента долговечности для разных способов восстановления
В настоящее время ремонтное производство располагает достаточно большим числом проверенных практикой способов, позволяющих восстановить работоспособность изношенных и поврежденных деталей. Многообразие способов восстановления позволяет одинаковые дефекты устранять различными способами, но качество (ресурс) восстановленных деталей, затраты труда и материалов на восстановление их работоспособности также будут различными.
Например, самый дешевый с точки зрения затрат труда и материалов способ ремонтных размеров значительно усложняет систему снабжения запасными частями, требует больших запасов деталей различной номенклатуры. Многократное использование этого метода приводит к снижению запаса прочности деталей, уменьшению их износостойкости, так как при этом постепенно снимается упрочненный различными методами поверхностный слой металла.
Использование способа дополнительных ремонтных деталей требует значительных затрат труда и материалов и экономически не всегда оправдан для деталей, имеющих незначительные износы.
|
Простой и экономичный способ восстановления поверхностей пластическим деформированием для конкретных деталей часто не может быть применим в связи со специфическими особенностями их конструкции.
Наиболее распространенные способы наращивания изношенных поверхностей наплавкой в различной степени влияют на структуру, свойства основного металла и последующий ресурс детали, значительно отличаются объемом затрат на их реализацию.
Для выбора того или иного способа восстановления необходимо правильно оценить как сами способы, так и применимость их для восстановления работоспособности конкретных деталей. При этом для каждой детали нужно выбрать такой способ, который обеспечивал бы максимальный ресурс и минимальные затраты труда и материалов. Такой способ называют рациональным или оптимальным.
Впервые экспериментальные и теоретические исследования оценки и выбора оптимальных способов восстановления были выполнены проф. В.А. Шадричевым По предложенной им методике, в дальнейшем конкретизированной проф. М.А. Масино оценка и выбор способа восстановления производится с последовательным использованием трех критериев: применимости, долговечности и технико-экономической эффективности.
Критерий применимости. Критерий, позволяющий определить принципиальную возможность использования различных способов восстановления по отношению к конкретной детали, называют технологическим или критерием применимости. При помощи этого критерия можно выбрать конкретные способы восстановления, приемлемые для данной детали (группы деталей), но нельзя сказать, какой из них является лучшим.
|
Критерии долговечности. Критерий, позволяющий оценить способ восстановления с точки зрения последующего ресурса детали, называют критерием
долговечности. Он численно выражается коэффициентом долговечности для каждого из способов восстановления и каждой конкретной детали или группы конструктивно одинаковых деталей. Значение коэффициента долговечности проф. В.А.Шадричев предложил определять по формуле
где Кд - коэффициент долговечности;
Ки - коэффициент износостойкости;
Кв - коэффициент выносливости;
Кс - коэффициент сцепляемости;
Кп -поправочный коэффициент, учитывающий фактическую работоспособность восстановленных деталей в эксплуатации. По физическому смыслу коэффициент долговечности пропорционален сроку службы деталей в эксплуатации.
При помощи критерия долговечности можно определенно назвать способ восстановления, который обеспечивает наибольший ресурс детали, но нельзя сказать, что этот способ является рациональным, так как неизвестны затраты на его реализацию.
Технико-экономический критерий. Интегральный критерий, связывающий долговечность детали с величиной затрат на ее восстановление и характеризующий производительность и экономичность способа восстановления называют технико-экономическим.
Проф. В.А. Шадричев предлагает производить оценку способов восстановления по данному критерию с помощью коэффициента технико-экономической эффективности Кпп> величина которого определяется по формуле
где Ктэ - коэффициент технико-экономической эффективности способа восстановления;
Кд - коэффициент долговечности;
Св - себестоимость восстановления детали. Себестоимость восстановления определяется по формуле
где Спi Свi Сзi - затраты на выполнение операций по подготовке» восстановлению изношенных (поврежденных) поверхностей и окончательной обработке детали.
При укрупненных расчетах себестоимость восстановления подсчитывается по зависимости
где См - стоимость материалов, руб.;
Сзп - заработная плата производственных рабочих, руб.; Н- процент накладных расходов, установленный в данном ремонтном органе.
Оценка способов восстановления по технико-экономическому критерию может производиться по зависимости, предложенной В.И. Казарцевым
где Сн - стоимость новой детали, руб.;
Св - себестоимость восстановления детали, руб.;
Рв и Рн ресурс (срок службы) соответственно восстановленной и новой детали, тыс. км.
29