Наряду с наращиванием изношенных поверхностей автомобильных деталей различными покрытиями с заданными свойствами на кафедре ремонта института разрабатываются передовые технологии приработки сопряженных деталей. К.т.н. доцентами Горностаевым А,И. и Семеренко И.П. на основе электроимпульсной обработки деталей решаются проблемы интенсификации процесса приработки автомобильных двигателей. Ускорение приработки двигателей предлагается осуществлять за счет увеличения электроэрозионного износа сопряженных деталей. Для этого к сопряженным деталям во время холодной приработки подаются импульсы высокого напряжения (U=7,500-10000 В; I = 5-10 мА).
Схема установки для электроимпульсной приработки двигателей представлена на рисунке 3.59.
Сущность способа заключается в подведении импульсов высокого напряжения к блоку цилиндров и коленчатому валу двигателя. Импульсы высокого напряжения приводят к искровым разрядам между микровыступами шеек коленчатого вала и вкладышей, а также между гильзами цилиндров и поршневыми кольцами. В результате искровых разрядов увеличивается скорость изнашивания деталей подвижных сопряжений в зонах трения микровыступов, что способствует сокращению продолжительности приработки двигателей после ремонта.
Режим электроимпульсной ускоренной холодной приработки дизеля КамАЗ-740 представлен в таблице 3.11.
![]() |
Преимущества способа электроимпульсной ускоренной холодной приработки двигателей:
- активный износ трибосопряжений происходит с самого начала приработки двигателя;
- воздействие искровых разрядов приводит к образованию микрочастиц износа размером до 1 мкм, что исключает грубые повреждения поверхностей трения;
- в местах микроэрозии поверхностей трения одновременно происходит их упрочнение, а, следовательно, и повышение их износостойкости.
Основной недостаток способа заключается в том, что он базируется на ускорении износа прирабатываемых деталей, тогда как существуют способы металлоплакирования поверхностей трения, резко снижающие износ за счет введения специальных присадок в смазочную среду.
11. Критерии оценки способов ремонта. Значения коэффициента долговечности для разных способов восстановления
В настоящее время ремонтное производство располагает достаточно большим числом проверенных практикой способов, позволяющих восстановить работоспособность изношенных и поврежденных деталей. Многообразие способов восстановления позволяет одинаковые дефекты устранять различными способами, но качество (ресурс) восстановленных деталей, затраты труда и материалов на восстановление их работоспособности также будут различными.
Например, самый дешевый с точки зрения затрат труда и материалов способ ремонтных размеров значительно усложняет систему снабжения запасными частями, требует больших запасов деталей различной номенклатуры. Многократное использование этого метода приводит к снижению запаса прочности деталей, уменьшению их износостойкости, так как при этом постепенно снимается упрочненный различными методами поверхностный слой металла.
Использование способа дополнительных ремонтных деталей требует значительных затрат труда и материалов и экономически не всегда оправдан для деталей, имеющих незначительные износы.
Простой и экономичный способ восстановления поверхностей пластическим деформированием для конкретных деталей часто не может быть применим в связи со специфическими особенностями их конструкции.
Наиболее распространенные способы наращивания изношенных поверхностей наплавкой в различной степени влияют на структуру, свойства основного металла и последующий ресурс детали, значительно отличаются объемом затрат на их реализацию.
Для выбора того или иного способа восстановления необходимо правильно оценить как сами способы, так и применимость их для восстановления работоспособности конкретных деталей. При этом для каждой детали нужно выбрать такой способ, который обеспечивал бы максимальный ресурс и минимальные затраты труда и материалов. Такой способ называют рациональным или оптимальным.
Впервые экспериментальные и теоретические исследования оценки и выбора оптимальных способов восстановления были выполнены проф. В.А. Шадричевым По предложенной им методике, в дальнейшем конкретизированной проф. М.А. Масино оценка и выбор способа восстановления производится с последовательным использованием трех критериев: применимости, долговечности и технико-экономической эффективности.
Критерий применимости. Критерий, позволяющий определить принципиальную возможность использования различных способов восстановления по отношению к конкретной детали, называют технологическим или критерием применимости. При помощи этого критерия можно выбрать конкретные способы восстановления, приемлемые для данной детали (группы деталей), но нельзя сказать, какой из них является лучшим.
Критерии долговечности. Критерий, позволяющий оценить способ восстановления с точки зрения последующего ресурса детали, называют критерием
долговечности. Он численно выражается коэффициентом долговечности для каждого из способов восстановления и каждой конкретной детали или группы конструктивно одинаковых деталей. Значение коэффициента долговечности проф. В.А.Шадричев предложил определять по формуле
где Кд - коэффициент долговечности;
Ки - коэффициент износостойкости;
Кв - коэффициент выносливости;
Кс - коэффициент сцепляемости;
Кп -поправочный коэффициент, учитывающий фактическую работоспособность восстановленных деталей в эксплуатации. По физическому смыслу коэффициент долговечности пропорционален сроку службы деталей в эксплуатации.
При помощи критерия долговечности можно определенно назвать способ восстановления, который обеспечивает наибольший ресурс детали, но нельзя сказать, что этот способ является рациональным, так как неизвестны затраты на его реализацию.
Технико-экономический критерий. Интегральный критерий, связывающий долговечность детали с величиной затрат на ее восстановление и характеризующий производительность и экономичность способа восстановления называют технико-экономическим.
Проф. В.А. Шадричев предлагает производить оценку способов восстановления по данному критерию с помощью коэффициента технико-экономической эффективности Кпп> величина которого определяется по формуле
где Ктэ - коэффициент технико-экономической эффективности способа восстановления;
Кд - коэффициент долговечности;
Св - себестоимость восстановления детали. Себестоимость восстановления определяется по формуле
где Спi Свi Сзi - затраты на выполнение операций по подготовке» восстановлению изношенных (поврежденных) поверхностей и окончательной обработке детали.
При укрупненных расчетах себестоимость восстановления подсчитывается по зависимости
где См - стоимость материалов, руб.;
Сзп - заработная плата производственных рабочих, руб.; Н- процент накладных расходов, установленный в данном ремонтном органе.
Оценка способов восстановления по технико-экономическому критерию может производиться по зависимости, предложенной В.И. Казарцевым
где Сн - стоимость новой детали, руб.;
Св - себестоимость восстановления детали, руб.;
Рв и Рн ресурс (срок службы) соответственно восстановленной и новой детали, тыс. км.
![]() |
