Электоральный (ситуативный) прогноз.




Аккумулированные данные социологических опросов ведущих социологических фирм Украины (КМИС, Центр Разумкова, Социальный мониторинг, Демократические инициативы), а также собственных социологических данных на конец первого полугодия 2018го, позволяет говорить о следующем рейтинговом соотношении[1]:

Рейтинг выбора

Ю. Тимошенко – 13% (24%)

Ю. Бойко – 6% (12%)

А. Гриценко – 6% (11%)

О. Ляшко – 5% (10%)

С. Вакарчук – 5% (10%)

Е. Мураев – 5% (10%)

В. Рабинович – 5% (10%)

П. Порошенко – 5% (9%)

М. Добкин – 5% (8%)

А. Турчинов – 5% (8%)

В. Гройсман – 5% (8%)

А. Вилкул – 4% (6%)

В. Кличко – 3% (5%)

А. Садовой – 1% (3%)

А. Яценюк – 1% (3%)

2) рейтинг анти-выбора (не проголосуют ни при каких обстоятельствах)

П. Порошенко – 47%

А. Яценюк – 31%

В. Кличко – 25%

В. Гройсман– 25%

О. Ляшко – 22%

А. Турчинов – 19%

Ю. Тимошенко – 15%

Ю. Бойко – 14%

А. Садовой – 12%

А. Вилкул – 10%

В. Рабинович – 8%

М. Добкин – 8%

А. Гриценко – 8%

С. Вакарчук – 6%

Е. Мураев – 6%

По рейтингам второго тура ситуация такова: П. Порошенко проигрывает всем, кроме В. Кличко, А. Турчинова и А. Яценюка; Ю. Тимошенко незначительно проигрывает А. Гриценко, А. Садовому и В. Рабиновичу; Ю. Бойко проигрывает В. Рабиновичу, М. Добкину, Е. Мураеву, С. Вакарчуку и Ю. Тимошенко; О. Ляшко проигрывает всем, кроме П. Порошенко, А. Турчинова, А. Яценюка и А. Гриценко (расхождения в пределах ошибки); А. Гриценко проигрывает В. Рабиновичу, Е. Мураеву, С. Вакарчуку и О. Ляшко (расхождения в пределах ошибки). Наиболее перспективными «кандидатами второго тура» можно условно считать Ю. Тимошенко, А. Гриценко, С. Вакарчука, В. Рабиновича, Е. Мураева; наименее перспективными – А. Турчинова, А. Яценюка, П. Порошенко. Перспективность оценивается без учёта внеэлекторальных рычагов.

В то же время колебания рейтингов очень высоки у всех кандидатов, кроме Ю. Тимошенко, А. Гриценко и С. Вакарчука; строить прогнозы на основании весенних и июньских рейтингов невозможно. С учётом особенностей украинской политической ситуации любые прогнозы, построенные на последующих рейтингах, будут обладать крайне низкой вероятностью в силу избыточной значимости множественной сети неалгоритмизуемых процессов и обстоятельств.

Победу в первом туре без использования внеэлекторальных рычагов (т.е. без фальсификаций, запугивания основных конкурентов и т.д.) не способен одержать ни один из кандидатов. Это положение может измениться лишь при условии: а) резких и кардинальных изменений в ситуации на Донбассе; б) консолидации основных фигур поддержки и конкурентов по электоральному сегменту вокруг одного кандидата (напр., А. Авакова, А. Турчинова, А. Парубия, А. Яценюка, П. Порошенко – вокруг В. Гройсмана или А. Гриценко; тех же без Порошенко и с Гройсманом – вокруг Ю. Тимошенко и т.д.). Вероятность выполнения условия Б минимальна; вероятность выполнения условия А – не менее 30%, однако функциональность условия слишком зависит от конкретного характера изменений.

Наиболее значимыми факторами электорального успеха будут: доступ кандидата к медийному ресурсу (лидеры – П. Порошенко, А. Гриценко, В. Рабинович, Е. Мураев); доступ кандидата к силовому ресурсу (в т.ч. парамилитарным ультраправым группировкам) (лидеры – П. Порошенко, любой кандидат, поддержанный Аваковым-Турчиновым); доступ кандидата к местному ресурсу (мэры и теризбиркомы) (лидеры – В. Гройсман, Ю. Тимошенко, В.Рабинович, Е. Мураев, А. Аваков, А. Турчинов); позиция кандидата по Донбассу (лидеры – Ю. Тимошенко, Ю. Бойко, В. Рабинович); зарубежная поддержка кандидата (США и ЕС) (лидеры – А. Гриценко, С. Вакарчук. Ключевыми фигурами поддержки будут А. Аваков, А. Турчинов, С. Полторак, В. Грицак, А. Билецкий, А. Парубий, Ю. Луценко, способные обеспечить поддерживаемого кандидата минимум двумя из перечисленных ресурсов.

Наиболее вероятные электоральные сценарии (при условии, что выборы состоятся в срок и с учётом внеэлекторальных рычагов) – приводятся по снижению относительной вероятности осуществления:

1) Выход во второй тур Ю. Тимошенко и А. Гриценко. Возможен при получении А. Гриценко западной поддержки, доступа к медийному и административному ресурсу, а также хотя бы частичной поддержки украинского олигархата. Фактически подразумевает поддержку А. Гриценко действующим президентом и его пулом. Если вокруг Ю. Тимошенко аккумулируются со своими ресурсами лидеры «Народного фронта» и минимум два олигарха из первой десятки, она побеждает в выборах. Однако итогом будет не приход Тимошенко в президентское кресло, а интенсивный политический конфликт с задействованием улицы, который далеко не сразу будет погашен силовыми ресурсами А. Авакова и А. Турчинова. Отсутствие этих ресурсов не позволит Ю. Тимошенко защитить свой результат. В свою очередь, победа А. Гриценко возможна лишь при массированном информационном давлении на избирателей и применении силового ресурса (либо военного, при поддержке П. Порошенко, либо вышеуказанного, при поддержке А. Авакова) для фиксации победы. Важнейшим фактором в этом сценарии станет прямая поддержка одного из кандидатов американским руководством. При замене А. Гриценко С. Вакарчуком победа последнего потребует минимальных усилий по защите и почти с абсолютной вероятностью не приведёт к масштабному внутриполитическому конфликту; однако гораздо больших ресурсов потребует выход С. Вакарчука во второй тур.

2) Выход во второй тур Ю. Тимошенко и П. Порошенко. Возможен при консолидации вокруг П. Порошенко всех силовиков (включая А. Авакова, А. Турчинова и Ю. Луценко) и заключении договорённости с А. Гриценко и Ю. Бойко о направлении их электоральных ресурсов против Ю. Тимошенко с минимумом атак против П. Порошенко. При выполнении этих условий и при отсутствии противодействия США итогом будет победа П. Порошенко. Сценарий выполняется и при замене П. Порошенко В. Гройсманом. При победе в этом сценарии Ю. Тимошенко результаты выборов будут оспорены, попытки Ю. Тимошенко защитить результат подавлены с использованием всех силовых ресурсов.

3) Выход во второй тур П. Порошенко и Ю. Бойко. Возможен при сговоре обоих участников и координации действий, а также совместного использования ресурсов в первом туре. Требует задействования в сценарии А. Авакова, А. Турчинова и Ю. Луценко. Итогом второго тура будет победа П. Порошенко в результате фактического отказа от борьбы за результат Ю. Бойко.

4) Выход во второй тур Ю. Тимошенко и Ю. Бойко. Возможен лишь при консолидации вокруг Ю. Бойко всех потенциальных кандидатов его электорального сегмента, а также хотя бы частичном задействовании медийных, административных и силовых ресурсов П. Порошенко в пользу Ю. Бойко (или отказ лидеров «Народного фронта» от поддержки Ю. Тимошенко). Итогом этого сценария с большой вероятностью является победа Ю. Бойко, поскольку Ю. Тимошенко будет не в состоянии защитить свой результат, а равно сопротивляться фальсификациям.

5) Выход во второй тур Ю. Тимошенко и В. Рабиновича (М. Добкина, Е. Мураева). Почти аналогичен предыдущему сценарию, однако с поправкой на то, что поддержка силами П. Порошенко Е. Мураева или М. Добкина практически невозможна. Сценарий возможен лишь при условии масштабной финансовой поддержки указанных кандидатов основными украинскими олигархами, мэрами ключевых областных центров (Киев, Харьков, Днепропетровск, Одесса, Херсон, Полтава, Львов), и наличии у кандидата силового ресурса, альтернативного армии, полиции, Нацгвардии и СБУ. Поскольку таковым ресурсом может быть только внешний силовой ресурс, победа в итоге М. Добкина или Е. Мураева представляется почти невероятной, В. Рабиновича – мало вероятной.

На начало июля 2018го года другие электоральные сценарии представляются маловероятными.

С учётом всех возможных факторов при отсутствии сверхординарных обстоятельств наиболее вероятным итогом выборов является второй срок П. Порошенко (40-45%); следующим по вероятности итогом – победа В. Гройсмана, А. Гриценко или С. Вакарчука (25%); третьим по вероятности – победа Ю. Тимошенко (15%). Вероятность прихода к власти иных кандидатов не превышает 5%.

Внеэлекторальные сценарии. Отмена/перенос президентских выборов рассматриваются как один из наиболее желаемых сценариев для Петра Порошенко, как едва ли не единственный надёжный способ сохранить президентское кресло. Перспективы отмены выборов неоднозначны. С одной стороны, кроме самого Порошенко и Кабмина во главе с Гройсманом, никто не заинтересован в отмене выборов – как на Украине, так и за её пределами. С другой стороны, общество примет отмену выборов достаточно спокойно в зависимости от мотивации. Поэтому вероятность отмены выборов определяется двумя условиями: 1) удастся ли убедить в этой необходимости западных покровителей; 2) удастся ли заинтересовать отменой выборов силовой блок – А. Авакова, А. Турчинова, Ю. Луценко. Первое представляется трудновыполнимым, если учитывать растущее недовольство по отношению к Порошенко в Европе и США. Второе также затруднительно в свете провала коммуникации Порошенко с перечисленными деятелями и отсутствия очевидных инструментов привлечения их внимания к этой идее. Однако ни первое, ни второе условие не являются нереализуемыми. Запад не монолитен, и до сих пор сохраняются акторы, готовые сохранять ставку на Порошенко (многое зависит персонально от лидеров Германии, Франции, США, но значимыми представляются ресурсы и усилия и других, особенно американских, игроков). А. Аваков, А. Турчинов и Ю. Луценко вполне могут заинтересоваться сценарием отмены выборов, если, помимо сохранения своих постов, получат дополнительные политические и экономические выгоды, на предоставление которых Порошенко вполне способен пойти от безысходности.

Диктатура. Всё первое полугодие 2018го в информационном пространстве активно муссируется тема необходимости Украине просвещённой диктатуры (чаще всего ориентирами называются Пиночет, Ли Кван Ю, иногда даже генерал Франко). Тему развивают и продвигают представители президентского пула – от блоггеров и журналистов до депутатов и военного прокурора. Диктатура подаётся как выход из политического тупика, противопоставляется коррумпированной и беспомощной парламентской демократии, рассматривается как единственно адекватная форма государственного управления при ведении войны. В качестве потенциального эффективного просвещённого диктатора фигурируют: П. Порошенко, А. Аваков, А. Гриценко, командующие АТО и члены добровольческих батальонов. Из тех, кто не называется в качестве возможного диктатора, но способен и готов эту роль исполнить, наиболее значимые фигуры – А. Турчинов и А. Билецкий. Наиболее реальными кандидатами на эту роль можно считать А. Турчинова и А. Гриценко. Аваков не заинтересован лично в этой позиции и предпочитает выполнять функции кардинала (пусть и не серого); Билецкого не примут военные и Запад; Порошенко в качестве диктатора не примут ни силовики, ни их руководство. Установление диктатуры в той или иной форме возможно как формально-техническим путём посредством введения военного положения, так и в результате переворота. Возможен сценарий, при котором Порошенко, попытавшегося ввести диктатуру, свергают как узурпатора, однако сохраняют диктатуру под предлогом преодоления кризиса. Принципиальным моментом для введения диктатуры является, помимо поддержки или хотя бы непротивления Запада, способность диктатора войти в диалог с республиками Донбасса и с Россией. Как ни странно, к такому диалогу может оказаться готов скорее А. Турчинов, нежели А. Гриценко. В то же время, исходя из существующих условий и их вероятного развития, любая диктатура в Украине будет антирусской и антидонбасской. Исключением может быть диктатура в исполнении Ю. Тимошенко, однако вероятность её установления существенно ниже, чем Турчинова или Гриценко. Реальная диктатура может быть установлена только тем, кто заручится поддержкой А. Авакова и при этом не войдёт в конфликт с армией.

Досрочные парламентские выборы. В них заинтересован только П. Порошенко, а получить определённую пользу от них, помимо президента, могут только «Оппозиционный блок» и «Батькивщина»; при этом все инстанции, от которых зависит назначение досрочных выборов и роспуск Верховной Рады, находятся под контролем противников выборов – сама Верховная Рада, Кабмин, суды и т.д. Попытка назначения досрочных парламентских выборов лишит Порошенко шансов на второй срок. Лишь при одном условии эта попытка может достичь успеха – при полном согласовании этого сценария с США. На данном этапе такое согласование представляется маловероятным, т.к. США недовольны П. Порошенко и существующей избирательной системой Украины, а Рада уже успешно действует большинством без участия президентской политической силы (провал голосования по обновлению состава ЦИК – яркий пример).

ИТАК, политическая ситуация на Украине делает наиболее вероятным развитие событий по линии переизбрания П. Порошенко на второй срок, однако эта вероятность весьма неустойчива.

4. Линия «Украина-ЛДНР-Россия»: состояние, социальные настроения, варианты (сценарии) развития

Война Украины против ЛДНР. Политический срез. К лету 2018го года на официальном политическом уровне Донбасс по-прежнему называется оккупированным, республики – террористическими организациями (несмотря на отсутствие парламентского признания их таковыми), действия Киева против Донбасса подаются как борьба с терроризмом и защита территориальной целостности. Фактическая ситуация сводится к позиционным обстрелам, усиливающимся в зависимости от текущих политических процессов на украинской территории. При этом украинский политикум делится по донбасскому вопросу на три неравные части: 1) носители официального дискурса: полностью воспроизводят риторику президента и западных покровителей о российской агрессии, спасительной для Европы войне Украины против российской экспансии, о героической защите от терроризма; в отношении решения конфликта риторика колеблется от «неизбежной победы украинского патриотизма» до «безальтернативности Минского процесса и отсутствия военного пути решения»; склонны провоцировать эскалацию боевых действий, однако боятся интенсивного вмешательства российской армии на стороне республик, поскольку не уверены в том, что получат военную поддержку от западных покровителей; 2) милитаристы, представленные прежде всего ультранационалистическими политическими группировками: считают, что идёт украино-российская война, в которой Украине неминуемо придётся военным путём возвращать все свои земли, включая Крым; уверены, что в военном отношении республики не представляют собой абсолютно ничего; всерьёз рассматривают перспективы прямой войны с Россией, так как уверены, что эскалация конфликта вынудит вмешаться Запад и даст возможность Украине использовать любые средства и любое вооружение (в том числе и полученное нелегальным способом атомное или оружие массового поражения); 3) умеренные: частично принимают тезисы о сепаратистах и российской агрессии, но акцентируют на неизбежности мирного переговорного процесса, призывают к прямым переговорам с ЛДНР, к заключению мира на условиях отложенного решения и временной фиксации статус-кво. Приблизительное соотношение трёх указанных групп – 6:2:2. В то же время в зависимости от развития событий группа 2 заметно увеличится за счёт представителей первой группы. Относительная умеренность первой группы является вынужденной и никак не связана с недостатком решительности или цинизма. Фактически такие деятели, как А. Аваков, А. Турчинов, А. Парубий, Ю. Луценко, А. Матиос, О. Ляшко, В. Гройсман, В. Грицак, А. Гриценко, президент П. Порошенко и любой представитель добровольческих военных подразделений готовы к максимально агрессивным действиям против республик Донбасса – как вооружённых сил, так и мирного населения. Сдерживает этих людей исключительно страх, опирающийся на покорность западным покровителям и понимание масштабов военного превосходства российской армии, способной вмешаться в конфликт. Если они будут уверены в невмешательстве российской армии или в получении военной поддержки Запада, они сделают всё для возвращения конфликта в горячую фазу и перевода его в полноценную войну.

ИТАК, представители первой и второй групп являются, по сути, одной группой с выжидающим ядром и радикальной периферией. Различие заключается в том, что реальные силовые рычаги сосредоточены у первой группы, тогда как милитаристы не имеют политической, а равно и силовой субъектности. Более того: та часть милитаристов, которая представлена ультраправыми боевыми группами, выполняет функцию ширмы, необходимой первой группе для оправдания жёстких мер в войне против ЛДНР. Несмотря на то, что военной силы ультраправые собой не представляют (абсолютно все группы, начиная с фронтовых карательных батальонов и заканчивая «Национальным корпусом» и «С14», способны лишь на выполнение полицейских, карательных и устрашительных, функций), на них при необходимости будут списаны все «эксцессы» и «злоупотребления» в потенциальной эскалации конфликта. При необходимости они будут принесены в искупительную жертву на показательных процессах и в рамках аналога «Ночи длинных ножей». Эта группа регулярно демонстрирует ничем не сдерживаемую агрессивность, отрицание значимых для Запада идеологем (в частности, о правах человека и цивилизованных методах ведения войны) и нелояльность к центральной власти в лице президента и парламента. Контролирующий значительную часть этих групп А. Аваков уже подал несколько предварительных сигналов о готовности принести их в искупительную жертву. Если возникнет потребность, группы будут достаточно легко подавлены совместными силами Национальной гвардии, полиции и спецподразделениями ВСУ, а впоследствии на них будет возложена ответственность за большинство военных преступлений.

В электоральной перспективе к третьей, умеренной группе можно отнести Ю. Тимошенко (провозглашает необходимость договорного возвращения к Будапештскому меморандуму, имплементации Минских соглашений и «гуманитарной деоккупации» Донбасса – то есть прямой работе с населением республик), Ю. Бойко (прямые переговоры с республиками и РФ, трансформация Минских соглашений с перспективой миротворческой миссии по согласованию с Россией и республиками), С. Вакарчука (экономическая пропаганда выгоды единства с Украиной, прямой общенациональный диалог с Донбассом после проведения там легальных выборов), В. Рабиновича (отказ от всех видов блокады и конфликта с Донбассом, пошаговое выполнение Минских соглашений), Е. Мураева, М. Добкина (полное прекращение боевых действий, прямые переговоры с республиками, заключение большого договора с РФ, федерализация Украины). Вместе с тем ни один из названных кандидатов не предлагает чёткой практической программы мирного взаимодействия с Донбассом; ряд кандидатов (помимо названных) делает упор на миротворческой миссии как панацее; Ю. Тимошенко достаточно легко дрейфует от демонстративного пацифизма до антитеррористического блицкрига. В то же время ни один из названных кандидатов, за исключением Ю. Бойко, не получает прямой выгоды от продолжения конфликта с Донбассом, поскольку не задействован в финансовых и таможенных схемах, что позволяет предполагать действительную их приверженность к мирному решению конфликта. Договороспособными по отношению к республикам и РФ из перечисленных являются Ю. Тимошенко, Е. Мураев, М. Добкин при том, что реальными возможностями гарантировать переговорный процесс обладает только Ю. Тимошенко. Остальные потенциальные кандидаты в президенты – П. Порошенко, А. Гриценко, О. Ляшко, В. Гройсман, А. Турчинов – заинтересованы в продолжении военного конфликта, т. к. задействованы в финансовых и таможенных схемах и рассматривают донбасскую войну как основной источник сохранения/получения собственных руководящих позиций. Мирные программы решения конфликта А. Гриценко и О. Ляшко на деле предполагают полную капитуляцию республик при невмешательстве РФ. Наиболее опасными с точки зрения эскалации конфликта в своих интересах и готовности перейти какие бы то ни было границы гуманности и цивилизованности среди потенциальных кандидатов в президенты являются А. Турчинов, П. Порошенко, А. Яценюк; среди значимых неэлекторальных фигур – Ю. Луценко, А. Билецкий, В. Грицак, А. Матиос, А. Парубий, В. Муженко. Указанные деятели также готовы максимально ужесточить государственные практики по отношению к мирным жителям Донбасса, переселенцам и критически настроенным по отношению к Киеву группам населения Украины во всех регионах, для чего с большой долей вероятности прибегнут к ультранационалистическим боевым организациям демобилизовавшихся «атошников», из которых фактически собираются законсервированные группы зачистки. Из неэлекторальных персон наименее агрессивным и колеблющимся в отношении планов радикального подавления внутреннего врага и штурма Донбасса можно выделить министра обороны С. Полторака, который ориентируется в настроениях как генералитета, так и рядового состава ВСУ и понимает, что не сможет гарантировать выполнение соответствующих приказов, в то время как ответственность за какие бы то ни было нарушения и преступления будет в итоге возложена на него лично.

Социальные настроения в отношении Донбасса и России. Эти настроения кардинально разнятся в зависимости от региона страны. Фиксируется достаточно чёткий раскол между Востоком и Югом, с одной стороны, и Западом и Центром, с другой стороны. Условный Юго-Восток озабочен прежде всего экономической ситуацией в стране в целом и войной на Донбассе. Эта озабоченность напрямую связана с мнением о необходимости заключения мира, восстановлении отношений с Россией и переговорном решении судьбы Донбасса (вопрос Крыма не рассматривается как значимая проблема: большинство жителей Юго-Востока считают, что переход Крыма автоматически депроблематизируется при восстановлении нормальных отношений с Россией). Опираясь на взвешенные с поправкой на «искажение лояльности» и артефакты инструментария данные украинских социологических служб, а также на собственные исследования, можно предположить, что:

- приблизительно 40% населения восточных и южных областей примут любые условия заключения мира на Донбассе, если при этом кризис отношений Украины и России будет исчерпан; оптимальным исходом эта группа граждан видит федерализацию Украины с максимально широкой автономией Донбасса, но примет и отделение Донбасса с последующим заключением договора о сотрудничестве с Украиной. Приблизительно половина этой группы считает необходимым условием достижения такого результата кардинальную смену власти в Киеве, при этом готовы принять любой путь такой смены, включая внутреннее вооружённое восстание и интервенцию. Вторая половина не готова принимать какой бы то ни было силовой вариант развития событий, однако при попытке вооружённого праворадикального переворота примет любой вариант его подавления (в т. ч. российскую или донбасскую интервенцию). В то же время около 15% населения юго-востока являются носителями ярко выраженных антирусских и антидонбасских настроений: это преимущественно молодёжь старшего школьного и студенческого возраста, демобилизованные «атошники», а также определённая часть технической и гуманитарной интеллигенции. В этой группе максимально сильны иррациональные модели оценивания ситуации, готовность к любым средствам борьбы, в том числе вооружённым, включая уличные и превентивные. Наиболее проблемная часть этой группы – старшеклассники и студенты, испытывающие заметное влияние как официозной пропаганды, так и интенсивной обработки со стороны ультраправых, неонацистских организаций и демобилизованных атошников. Оставшиеся 40%-45% населения восточных и южных областей – разнородная смесь аполитичных обывателей, колеблющихся пацифистов и телевизионной аудитории, чьи настроения и действия максимально зависят от ситуативных обстоятельств и их подачи в публичном дискурсе. Отдельные подгруппы составляют силовики этих регионов (в высокой степени демотивированные и склонные в большинстве конфликтных, тем более боевых ситуаций самоустраняться), политическая элита и местное руководство (преимущественно настроенное сервильно по отношению к потенциальным победителям и одновременно более всего стремящееся сохранить своё место и снизить зависимость от Киева) и крупный бизнес (расколовшийся приблизительно пополам на «сепаратистскую» и «патриотическую» часть). Юго-восточный регион сегментирован следующим образом: федералистский (сепаратистский) сегмент – Харьков, Одесса, куски Донецкой и Луганской областей, Запорожье, Николаев, Херсон; экономический (озабоченный преимущественно экономической ситуацией) сегмент – Днепропетровск, Кривой Рог, Кировоград; колеблющийся (расколотый на два противоборствующих лагеря в каждом из областных центров) сегмент – Сумы, Чернигов, Полтава (вопреки мощному ультранационалистическому движению в этих городах большинство ультранационалистов было выбито в течение 14-15 годов в составах батальонов «АТО»; параллельно население областных центров заметно изменило настроения сравнительно с 14-м годом в пользу «экономического пацифизма»).

- приблизительно 25% населения центральных и (в меньшей степени) западных областей готово принять любой несиловой вариант прекращения Донбасского конфликта, а также подавление агрессивного крыла киевской власти силовыми средствами (при условии, что эти силовые средства будут легитимированы либо внутри страны, либо на международном уровне), тогда как эскалацию конфликта и любые попытки силового подавления сопротивления Донбасса считают неприемлемыми. Около 30% населения центральных и, в особенности, западных областей исповедуют максимально агрессивное отношение к России и, особенно, к Донбассу, ожидая полной зачистки отколовшихся территорий от сепаратистов. В то же время не более половины этой группы готовы предпринимать какие-либо действия в случае отказа Киева от военного решения конфликта и даже в случае интервенции вооружённых сил Донбасса или РФ. Максимально эта группа представлена в трёх прикарпатских областях (Львов, Тернополь, Ивано-Франковск), а также в Киеве, Ровно, Луцке и Виннице; минимально – в Закарпатье, Житомире, Черкассах, Хмельницком. Оставшаяся почти половина населения западных и центральных областей декларирует стандартные умеренно воинственные патриотические позиции, однако возлагает все задачи на политическое руководство и не намерено самостоятельно прибегать к каким-либо действиям в большинстве представимых ситуаций. Эта большая группа достаточно разнородна, но в высокой степени подвержена воздействию информационного давления, а потому будет действовать в соответствии с моделью, наиболее масштабно представленной в публичном дискурсе и СМИ. Антирусское и антидонбасское ядро составляют прикарпатские областные центры, Луцк и Киев (столица разделена почти пополам на национал-патриотическое и умеренно-пацифистское, а то и профедералистское население, однако абсолютно все силовые и информационные средства сосредоточены в руках первой половины); наименее лояльны центральной власти и антирусскому-антидонбасскому курсу Закарпатье, Житомир и Черкассы.

В целом проблема Донбасса большинством населения воспринимается сегодня как проблема достижения мира. Собственно отношение к Донбасским республикам при этом не играет определяющей роли: население видит в войне значимую причину общего государственного кризиса и экономического обрушения. То, что многие не готовы принимать отделение Донбасса как должное, не мешает принимать им его как факт, если это является условием обеспечения мира между республиками и Киевом. Патриотический пафос вооружённой борьбы за территории искренне разделяется националистической частью населения, которая в целом по стране составляет 15%-20% (с учётом школьников). В то же время нельзя недооценивать значимость этой пятой части населения: она максимально активна, характеризуется иррациональной убеждённостью, исключительно агрессивна и имеет почти беспрепятственный доступ к стрелковому и более серьёзному оружию. Эта группа не в состоянии противопоставить серьёзное сопротивление ни подготовленным боевым отрядам, ни тем более регулярным войскам, однако способна и готова к террористической деятельности любых масштабов на «оккупированной» с её точки зрения территории. В отличие от колеблющихся и безразличных («обывателей»), информационную обработку агрессивной пятой части преодолеть достаточно тяжело, и делать это необходимо посредством деконструкции существующей пропагандистской оболочки, а не попытками наслоения новой, противоположной. В западных регионах и в Киеве также достаточно сильны негативные настроения по отношению к переселенцам с Донбасса, порой более сильные, чем по отношению к РФ; впрочем, сами по себе эти чувства не являются новой проблемой, однако могут сыграть критическую роль при попытке, например, продвижения «донбасских» политических фигур в качестве универсальных.

Среди моделей решения донбасского конфликта в социальных предпочтениях преобладают (в порядке уменьшения предпочтений): прямые переговоры с республиками вплоть до достижения соглашения (любого), договор с Россией, федерализация Украины, замораживание конфликта с миротворческой миссией.

ИТАК, в политикуме преобладает агрессивная модель отношения к Донбассу, поддерживаемая как явно, так и замаскированно. Население в большинстве склоняется к мирному решению конфликта, однако небольшая агрессивная часть очень устойчива в своём милитаризме.

Однако наиболее вероятными сценариями развития конфликта по линии «Украина-ЛДНР-Россия», исходя из указанных особенностей, можно назвать следующие (сценарии даются в линейном аналитическом моделировании без учёта возможной вариативности действий РФ, США, ЕС и других внешних агентов, а также исходя из реагентной активности республик Донбасса):

1. Эскалация конфликта к концу августа – началу сентября. Выгодна П. Порошенко как возможная причина отказа от выборов и, одновременно, манёвр отвлечения от экономического провала в результате совпадения сезонного проседания финансовой системы с накопленным эффектом негативных явлений в экономике (относительно недавняя смена министра финансов исполняющей обязанности указывает на то, что финансовую сферу правительство удержать не надеется; прекращение выпуска металлических монет достоинством до 50 копеек и перевод в металлическую форму 2 гривен показывает, что сопротивляться гиперинфляционным и девальвационным процессам система уже не в состоянии). Никаких собственно военных задач ставиться при этом не будет, однако параллельно будет реализовываться попытка спровоцировать республики и Россию на масштабный ответ, который можно будет предъявить Западу в качестве убедительного свидетельства нарастания российской агрессии.

2. Замораживание конфликта. Может быть осуществлено либо при помощи миротворческой миссии (согласованной с Россией), либо реализацией полноценного прекращения огня. Параллельно будет сопровождаться максимально интенсивным нагнетанием истерии внутри страны против Донбасса и РФ для мобилизации и радикализации электората. Итогом сценария должен стать полноценный уход Донбасса с одновременным закреплением за ним статуса главного тактического врага – с тем, чтобы после накопления Украиной сил реализовать в отношении Донбасса так называемый «хорватский» сценарий.

3. Имитация эскалации конфликта силами ультраправых (добровольческих) отрядов и структур. Может быть проведена как повод для «неожиданного» вскрытия преступлений и бесконтрольности неонацистов киевским режимом, что позволит последнему публично отмежеваться от ультраправых и фактически лишить их значимости в политических раскладах, частично уничтожив в заведомо гибельной атаке (организовав «котлы» в расчёте на резкий ответ республиканских армий Донбасса), частично – показательно осудив за нарушение перемирия, неподчинение приказам и провокационные действия в зоне боевых действий. Это позволит продемонстрировать и Западу, и России, и собственной антинационалистической части населения, что между киевской властью и неонацистами больше нет ничего общего, временный союз признан ошибочным и ликвидирован, и теперь ничто не мешает достижению консенсуса как власти с населением, так и Киева с Донбассом и РФ. В отсутствие уличной националистической дубинки заметно облегчается заключение любых договорённостей с Донбассом и Россией, позволяющее сохранить власть.

4. Федерализация. Возможен при смене власти в ходе выборов посредством конституционной реформы или же в результате развёртывания активной фазы «большой войны» после её завершения. Требует зачистки ультранационалистического сегмента политического пространства. В то же время не представляется принципиально невозможным, однако в сегодняшних условиях вероятность такого сценария стремится к нулю. Достаточным условием реализации этого сценария может стать не смена власти как таковая, а именно проигранная Киевом война. Это фактически единственный фактор, способный поставить Киев в безвыходное положение по отношению к предлагаемому сценарию федерализации: проигранная война станет идеальным и несомненным показателем краха пост-переворотной власти и доказательством права Донбасса на независимость. Однако при этом важно, чтобы проигрыш был разгромным в политическом отношении, но не повлёк чрезмерных человеческих потерь ВСУ и, тем более, мирных жителей. Идеальным сценарием было бы паническое отступление украинских войск как минимум до границ Донецкой и Луганской областей. Анализ состояния как организационно-технического, так и морального украинских войск показывает, что добиться панического отступления – задача вполне выполнимая.

 

5. Рекомендации российской стороне по линии «Украина-ЛДНР-Россия» *

* Текст доступен в закрытой части доклада.

Доклад подготовлен специалистами Центра евразийской интеграции **

Рекомендательная часть доклада носит закрытый характер и предназначена для высшего руководства госструктур Российской Федерации

16 июля 2018 года

** Центр евразийской интеграции — частная аналитическая компания. Занимается сбором и анализом информации о событиях на территориях, представляющих интерес для геополитических устремлений Российской Федерации. В своей работе компания использует как информацию из СМИ и открытых источников, так и собственные источники и исследования. На основании собранных сведений аналитиками компании составляются политические и экономические прогнозы. Часть материалов компании поступает в свободный доступ, другая носит закрытый характер и предназначена для высшего руководства российских госструктур. Возглавляет компанию известный политический консультант, политолог Константин Долгов.

Официальный сайт Центра: www.cei.su

Контакты: integrator@cei.su


[1]

[1] Даны округлённые проценты прямого выбора по отношению ко всему населению (первое число) и проценты



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: