Восточные сказки на ночь




Кубла-хан

В край горных рек и тишины Пришел однажды Кубла-хан. Возвел свой замок и разбил сады, И в честь Пророка создал храм.

Стал полон злата замок тот, Давали урожай сады, Порадовал скота приплод, И горных рек дары.

И мир его вознесся к облакам, Но дружбы нет в нем, и нет любви. И ночи стал бояться Кубла-хан, А ночи беспокойны и длинны…

Построенный им мир был столь высок, Богат, но из одних страстей, Вдруг понял он, что одинок! И нет семьи, и нет гостей.

И жизнь его- напрасные труды, Разрушился и дом и храм. К Пророку были тщетные мольбы! И «всякому воздалось по делам…»

 

 

Не подал милостыню он, не нарожал детей, Жены любимой не завел, не собирал друзей. А время, ветер и вода из кладки камни рвет. Не поминаем мы того, кто для себя живет!

 

Балтыг-бай

Жил острослов и весельчак, и знатный краснобай

Обманывать, дразниться рад купчишка Балтыг –бай.

С утра товары распродав, гуляя у дворца

Заметил Балтыг-бай в лохмотьях мудреца

И стал хихикать и шутить на счет его одежд,

Рванье, мол, и лохмотья,- одежда для невежд…

Тем, кто с хитринкой и сноровкой,

Тем, кто торгует ловко,

Тем, кто живет богато,

Положено к убору злато!

-Я вот, смотри, хоть не Шах, с сапфиром серьги на ушах

И златом вышитый камзол, любой жениться б в нем пошел.

Вот из Аравии кисет, в котором нынче 100 песет,

А башмаки, ну просто шик! Сезона писк и моды крик!

-А ты, как видно, не удел и жизни в тебе нет.

Влачишь, пустую жизнь свою и омрачаешь свет!

Ведь этот мир, ты посмотри, не создан для любви.

Кругом все тянут и крадут, и ты скорей бери!

 

 

Так краснобай и продолжал, а наш мудрец молчал

Дразнил и хвастал Балтыг-бай и снова поучал.

-Смотри скорей, каких коней купцы ведут поить,

Тебе,- басоте, за всю жизнь уздечки не купить!

Красоток ласки, никогда тебе не знать дервиш!

И взгляд потуплен у тебя, очнись да ты ведь спишь!

- Не сплю я,- молвил тот в ответ

Нет разума в твоих речах, и Бога тоже нет.

-Эх, жалко мне тебя,- сказал,

К дворцу тихонько пошагал.

 

Наутро Шаху донесли, что в час пока он спал

Купчишку голого нашли, с утеса тот упал.

На рынке золотой камзол уж кто-то продавал,

Долги свои ростовщику серьгами отдавал

И лаковым ботинком в бок, обновы не тая

Пришпоривал за 100 песет игривого коня.

 

А Шах, лохмотья в дальний угол пнув:

-Что ж, времена лихи…

Болтливы мысли у глупца, у мудреца тихи…

И жаль его, не понял он, богатство не в мошне,

Любовь и вера с добротой злата поважней!

Дервиш

Дорогой шел он по пути и я сказал, -Постой!

Не хочешь ли ты разделить в Аль Джабу путь со мной?

-Конечно, все что мне дает Господь, я с ближним поделю!

-Тогда, чтоб время скоротать, поведай жизнь свою.

Как дервишем ты стал скажи, что видел, где бывал?

Колпак от пыли отряхнув, он свой рассказ начал:

 

-Когда-то был мой полон дом, был сын жена и дочь

Богатый двор и скот при нем, работал день и ночь.

Познал ремесел разных суть, книг много прочитал,

Богатство унаследовал, но Бога я не знал.

Случилось так, что я в горах скотину к дому гнал.

А в это время злой Шайтан в долину мор прислал.

Родных нет больше у меня! Жена и сын и дочь,

У дома спят, и ждут меня, и я подался прочь.

-Тяжел и грустен твой ответ,- я свой вопрос начал…

Но в это время наш дуэт слепого повстречал.

 

Тот, услыхав знакомый глас, вдруг в ноги к нам упал:

-А помнишь, ты мне денег дал, когда я умирал.

Тебя за все благодарю, и вечно ты живи

За то, что спас ты жизнь мою, Господь благослови!

Хотел его я расспросить, как он слепцу помог?

Как вижу, вдруг, навстречу нам вдовица со всех ног…

-Будь славен этот день и час, был послан ты судьбой,

Когда был исцелен тобой, мой сын, от хвори злой!

Тебя за все благодарю, и вечно ты живи!

За то, что сына мне вернул, Господь благослови!

Хотел его я расспросить, как он болезнь лечил?

Как вижу, вдруг, джигит лихой коня остановил …

-Безногого не помнишь ты? Тебе благодаря,

Вместо в бою потерянных, четыре у меня!

Тебя за все благодарю, и вечно ты живи

За то, что жеребца мне дал, Господь благослови!

Хотел его я расспросить, калеке как помог?

Как вижу, вдруг, толпа идет, у каждого цветок!!!

-Встречаем с радостью! Тебе, открыт любой порог!

Тебе, кто для людей простых силы не берег,

Тебе, кто в рубище одет, несет нелегкий пост.

За то, что состояние потратил ты на мост!

Тебя за все благодарим, и вечно ты живи!

Что мост нас всех соединил, Господь благослови!

 

-Как имя у тебя дервиш?,- Как много ты успел?

Откуда силы и любовь для этих добрых дел?

На это дервиш отвечал, - Нет имя у меня!

Но знаю, Кем изменена судьба и жизнь моя.

Ничто мне без ЕГО руки в судьбе не изменить

Он, тот, кому молюсь с душой, устроил как мне жить!

 

Улсун-бек

В Багдаде вышел неспокойный день. Высокое собрание вопрос решило обсудить. Причиной стала от предмета тень, И нужно срочно было что-то с ней решить!

Казалось бы, всего лишь тень, не власть и не бюджет, Бывает так, когда у нас «сошелся клином свет»…

Визирь спросил всех, осветив предмет:

-Что думаете вы, о достопочтенные мужи, о форме этой тени?

-Я жду, Меджлиса нашего ответ. Решенье примем на основе больших мнений!

-Круг, безусловно круг!- кричали слева мудрецы.

Но им перчили юнцы,- Да треугольник это!

-Вы приглядитесь, вы же не слепцы. Эй, кто-нибудь, подайте больше света!

-Да как посмели, вы, о дерзновенные сыны? Мы мнение свое вас уважать заставим! Когда мы правили, под стол ходили вы, и Шариата суд на место все расставит!

И стали страсти накаляться до бела. Кричали, спорили, ругались и плевали Законодатели, поборники добра Забыв про стыд, друг друга проклинали…

Визирь тогда в неистовой борьбе Вдруг разглядел фигуру Улсун-бека. Нашептывал, он что-то сам себе И не было спокойней человека.

 

 

Тогда Визирь, всем подал знак, чтоб этот гвалт утих, в пример, поставив всем спокойствие Улсун-бека.

-Сторонником он будет мнений чьих?- спросил…Иначе спорить нам полвека!

-Я разрешить ваш спор, кончно рад. Но разве можно нам сейчас об этом… Поскольку вокруг моры, хлад и глад! Вы для такого спора не ошиблись местом? …

-Эй, бесхребетник! Что, нет мнения у тебя? - Предатель, ренегат!- со всех сторон звучало. - Ну сразу видно, набивает цену для себя! Толпа опять неистово орала.

-Ну, хорошо, чтоб быстро истину постичь, Им Улсун-бек ответил дважды! -Вам нужно точку взгляда изменить И сразу КОНУС будет видеть каждый!

Юргатилган (Ученый)

Ученья свет, в себе неся, чтоб он до всех дошел, В аул, где грамотеев нет, ученый муж пришел.

И вот с утра, собрать народ старейшин попросил, Чтоб достижения наук и стар и млад вкусил!

Как математика сильна и как шагнул прогресс, Алхимия и астрономия питают интерес.

Хвалил он опыт, знания лекарей седых, И мастерские вирши поэтов молодых!

И стал рассказывать им он, как устроен свет, И что на небе и земле, Живого Бога нет!

-Кто враг прогрессу, враг и мне, ученому мужу, Что человек и Царь и Бог, за это спор держу…

Ответил старец, -Хорошо, кто спорить с ним решит? И видит у порога сын кузнеца сидит.

И попросил старик седой,- Ведь ты же с головой! Ответь ему, что все же есть на свете Бог Живой!

И молвил тот,- Задам вопрос ученому мужу, Что Бог на свете все же есть, я это докажу!

Но прежде чем отвечу я, хочу его спросить Какие доказательства он может предъявить?

И начал тот,- Внимай сынок, красивый строй идей! Построен мир, в котором мы, людьми и для людей.

 

 

Когда-то был огромный взрыв, из звездной пыли той, Земля и скот, растения и даже мы с тобой.

Народ же в городах живет, где есть свободы свет, Где денег нынче горы и ограничений нет.

Ответствуют жена и муж за голытьбы приплод,

Уже семью планируют,… и так полно забот.

У большинства семей есть свой надел, у каждой по коню Чтобы быстрее успевать устроить жизнь свою.

Ваш Бог, как говорите вы, - есть свет, любовь, тепло! То почему на свете есть тьма, холод или зло?

Дурят вас всех священники, чтоб вы несли гроши, Все пережиток! Лишь прогресс, спасенье для глуши!

Юнец же возразил ему, -Ты просто покажи, Кто сделает из пыли той хоть колосочек ржи?

Кто сделает деревья, скот, людей и звездный свет?

Кто в этом мире может все? Не человек же, нет!

И как, скажи, огромный взрыв, что в хаос все поверг Так симметрично все слепил скотов и человек?

Ты говоришь, что Бога нет, подвластно все уму! Бог открывается лишь тем, кто молится ему!

 

 

Ты говоришь, что холод есть, а я скажу не так…Отсутствует тепло вокруг вот это верный знак…

Ты говоришь, что тьма вокруг, а я скажу не так…Свечи нет или солнца, вот это верный знак…

Ты говоришь, что зло кругом, а я что нет любви.

И это верный знак того, что горе впереди!

Ведь в месте, где нет света, любви или тепла, Там точно бога нет, но на него хула!?

Мол, почему Великий Бог войны допустил и смерть грудных детей, и подлецов во власть пустил, и моры на людей?

Никто из тех, кто так спросил, в себя не заглянул! Досыта ел и в сладость спал, и в «ус себе не дул».

Но стоило беде лихой в их двери постучать Как тот же час, любой из них не медлил Бога звать!

Чтоб тот помог и защитил от горя и беды… Он не оставит только тех, кто верует…, увы.

Ученый слушал и молчал сына кузнеца Казалось, будто он внимал речи мудреца.

И возразить не знал он как, все знания его Разбились о простой вопрос: Зачем… и для чего…?

Три дня ученый муж ворочался, не спал. К старейшине пришел и так ему сказал:

Хочу я, чтобы ваш аул меня к себе принял, И для людей полезным быть. Ошибки я признал!

Не важен ворох знаний у жизни на краю Лишь вера в Бога и любовь людей имеет цель свою!

 

Курбанназар

Жил по соседству с богачем гончар, Курбанназар. Лепил посуду и горшки, возил их на базар. Не беден был и не богат, был добр ко всем кругом, Всегда помочь был людям рад, для всех открыт был дом.

А вот сосед, был ростовщик, работать не любил, Схитрить любил и не платить и дружбы не водил. В надежде пищу раздобыть, к нему бедняк пришел. И стал он богача просить, чтоб хлеба тот нашел.

Лицо, брезгливо отвернув, богач решил вот так: -Чем пищи дать или воды,..а дам-ка в долг пятак! Отвесив богачу поклон, бедняк продолжил путь, - Тебе спасибо и на том, попробую вернуть…

Пришел он к дому гончара и стал его просить,

Чтоб хлеба дал Курбаннназар, кувшин воды попить. Увидев крайнюю нужду, решил гончар помочь, И гостя вдоволь накормив, его не выгнал в ночь.

Поутру, чтобы гость нужды не знал, отдал большой шатер. Ковер отдал, чтоб мягче спать и для еды котел. Отдал посуду, что слепил, чтоб гость сумел продать. В арбу он ослика запряг.., чтоб смог тот жить начать.

Отвесив гончару поклон, бедняк продолжил путь, - Тебе спасибо и на том, попробую вернуть… Простились, просто обнялись и с тем ушел бедняк. А через год, на тот аул, напал коварный враг.

Ограблен был дом гончара, ограблен был богач, Повсюду был от боли стон и слышен с горя плачь. Два дня пылал пожар, был подожжен аул. И за версту был слышен жар, а ветер прах раздул.

 

Народ, оставшийся в нужде, собрался уходить. Пошли богач и наш гончар о помощи просить. Пришли они в богатый двор, за пять ночей пути. Приказчик встретил их тот час, во двор их запустил…

- Хозяин мой, наслышан был о бедствии большом, Приказ был отдан, чтобы я вас встретил очагом. Чтоб стол был полон ваш еды и на ночь был шатер, Чтоб не было у вас нужды, а завтра разговор…

А по утру приказчик тот арбу уже запряг В арбе той денег… и еды… прочих разных благ. И говорит он гончару: - Все это для тебя. Устроена теперь судьба и жизнь твоя.

-А для тебя же ростовщик, вот на, держи,- пятак. Хозяин только это дал. И богатей обмяк… -Да, как же это?, говорит. Несправедливость здесь!? Кому несчастный пятачок, кому богатств не счесть!?

И вдруг, купец выходит к ним, в камзоле дорогом.

- Хочу я спор ваш разрешить во дворе моем. И стало стыдно богачу, узнал он бедняка, Которого он со двора прогнал посредством пятака.

Обнял хозяин гончара как друга своего. - Мне для тебя, Курбанназар, не жалко ничего. Тебе же, добрый человек, я лишь пятак подал, Все потому, что должен был и этот долг отдал!

Юсуф

К Юсуфу как-то внук пришел и стал просить он деда,

Чтоб рассказал он, где живет Господь на свете этом? -Хотел бы встретить я его, но где жи вет не знаю. Он в облаках или в горах, никак не угадаю…

Ответил дед: -Ну что же внук, давай-ка разберемся, Где сможем Бога лицезреть в лесу или на солнце? Вначале мы должны понять немножечко другое… А дал ли нам Господь узнать кто Он, иль что такое?

Вон, посмотри- ка в огород, лежит обычный камень. В нем жизни нет и нет воды, лежит себе годами. А рядом, посмотри, вон там… растет качан капусты Капуста знает о воде, о солнце, есть и чувства.

А знать ли может камень тот, что чувствует качан? Лежит себе на грядке тупой, как истукан. Не дал ему Господь понять, что рядом жизнь течет. Лежит пока ногой не пнут, ведет столетиям счет.

А вон, смотри…, Баран идет к капусте, за обедом. А может ли капуста знать, что будет с ней при этом?

Не дал ей глаз Господь не видит ничего, И ног не дал, чтоб избежать мученья своего.

Баран же может захотеть капусту есть или уйти. Есть выбор у него играть или в загон пойти.

 

Глаза и ноги дал Господь, есть страх и доброта. Но, человеком приручен, в отаре жить всегда.

А сможет ли баран понять, что думал человек, Когда его он подстригал? Чуть ухо не отсек!

Не сможет тот баран понять, ведь не дал ему Бог, Полета мысли и мечты, ни веры сильный дух!

Но человек, при этом всем, не может осознать, Что бесконечен космос и звезд не сосчитать. Он ищет способ, чтоб понять как устроен свет, И кто же создал все кругом? Не человек же,-нет!

Науки разные ведут всегда лишь к одному, Вопросов больше чем ответов, и верно по-тому,

Что не дал Бог, чтоб знали мы, кто Он и где искать. Чтоб видели Его во всем и силились познать.

 

 

Восточные сказки на ночь

 

 

 

2017г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: