Порядок и сроки уплаты налога.




Прямые и косвенные налоги, применяемые в налогообложении

Аксенова Ж.С.

Апрель 2005г.

Введение. «Налоги и налоговая система».

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая система — это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ) к существенным условиям налогообложения в РФ, в частности, относятся:

- виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

- формы и методы налогового контроля;

- ответственность за совершение налоговых правонарушений;

- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

Структура системы налогов и сборов повторяет структуру бюджетной системы РФ и имеет три уровня:

1) федеральные налоги и сборы;

2) региональные налоги и сборы;

3) местные налоги и сборы.

Действующая в настоящее время в РФ система налоговых отношений базируется на следующих принципах (законодательных началах): - признание всеобщности и равенства налогообложения;

- при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

- налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

- Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (однако допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения то-вара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ);

- налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

- недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

- не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

- федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ; налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ;

- ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

- при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке ад должен платить;

- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Налоги на прибыль.

Налогоплательщики.

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

- российские организации;

- иностранные организации:

осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства;

получающие доходы от источников в РФ.

Объект налогообложения.

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается:

- для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, учитываемых в целях налогообложения; <* для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, — доходы, полученные через эти постоянные представительства, уменьшенные на величину учитываемых в целях налогообложения расходов, произведенных этими постоянными представительствами;

- для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в РФ (определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ). Налоговое законодательство определяет Следующие условия, которым

должны удовлетворять расходы, учитываемые в целях налогообложения:

- расходы должны быть обоснованными (под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме);

- затраты должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ;

- расходы должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Налоговая база.

Налоговой базой является денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению, поэтому доходы и расходы налогоплательщика должны учитываться в денежной форме. Налоговая база определяется нарастающим итогом с начала года.

Доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются исходя из цены сделки,без включения в нее НДС и акциза. В аналогичном порядке учитываются внереализационные доходы, полученные в натуральной форме.

Налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от 24%, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик должен вести раздельный учет доходов и расходов по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

Если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток (отрицательная разница между доходами и расходами, учитываемыми в целях налогообложения), налоговая база такого периода признается равной нулю, а полученные убытки принимаются в целях налогообложения в установленном порядке.

При исчислении налоговой базы в составе доходов и расходов не учитываются:

- доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу; - доходы и расходы, связанные с деятельностью, подпадающей под обложение единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

- прибыль (убыток) от сельскохозяйственной деятельности; - доходы и расходы, относящиеся к специальным налоговым режимам, — для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы.

Особый порядок определения налоговой базы установлен:

- для банков;

- для страховщиков;

- для негосударственных пенсионных фондов;

- для профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- по операциям с ценными бумагами;

- по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.

Налоговый период.

Налоговый период по налогу на прибыль организаций установлен как календарный год. Налоговым законодательством также установлены отчетные периоды по налогу, определяемые в зависимости от выбранного способа уплаты авансовых платежей следующим образом:

- для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетные периоды установлены как месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года;

- для всех остальных налогоплательщиков отчетные периоды установлены как первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки.

1. Налоговая ставка установлена как 0 %:

- по процентам по отдельным видам государственных и ценных муниципальных бумаг;

- по прибыли, полученной ЦБ РФ от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (действующая редакция от 23.12.2003).

2. Налоговая ставка установлена как 6%:

- по дивидендам, полученным от российских организаций российскими организациями.

3. Налоговая ставка установлена как 15%:

- по дивидендам, полученным от российских организаций иностранными организациями или российскими организациями от иностранных организаций;

- по процентам по государственным и муниципальным ЦБ, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов (кроме ценных бумаг, доходы по которым облагаются по ставке 0%).

4. Налоговая ставка установлена как 24 %:

- по обычным доходам.

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство:

- 10% — от использования, содержания или сдачи в аренду подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок;

- 20% — с любых других доходов (за исключением дивидендов).

Налоговые льготы.

Глава 25 НК РФ не предусматривает льгот по налогу на прибыль организаций. Однако после 1 января 2002 г. продолжают действие льготы, ранее установленные в Законе РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и предоставляемые на срок — льготный порядок налогообложения прибыли вновь созданных малых предприятий, занимающихся определенными видами деятельности (производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники и др.). В первые два года такие предприятия освобождались от уплаты налога на прибыль, в третий год работы уплачивали налог в размере 25% и в четвертый — 50% от установленной ставки налога на прибыль.

На 1 января 2004 г. продолжили действие льготы, полученные в 2001 г., а полностью их действие прекратится в 2005 г.

Порядок и сроки уплаты налога.

- некоммерческих организаций, не имеющих дохода от реализации товаров (работ, услуг); - участников простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах;

- инвесторов соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений;

- выгодоприобретателей по договорам доверительного управления.

Организации, созданные после 1 января 2002 г., начинают уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты их государственной регистрации.

Сроки уплаты авансовых платежей, а также налогового платежа по истечении налогового периода установлены следующим образом:

Вид платежа   Установленный срок уплаты  
Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода (определяемые поданным предыдущего квартала)   Не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода  
Ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли   Не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.  
Авансовые платежи по итогам отчетного периода (квартала)   Не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (не позднее 28 дней после окончания отчетного периода)  
Налоговый платеж по истечении налогового периода   Не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период (не позднее 28 марта следующего года)  

Суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного периода (квартала), засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Аналогичный порядок действует в случае исчисления авансовых платежей по фактически полученной прибыли.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: