Качество – это совокупность потребительских свойств товара, удовлетворяющих конкретную потребность. Или философское определение – качество есть существенная определенность товара, в силу которой он является данным.
Качество – потенциальная способность товара удовлетворять, конкретную потребность, а полезный эффект – действительная (фактическая) способность товара удовлетворять конкретную потребность. Фактическое значение полезного эффекта товара составляет 40-70% его потенциальной способности, то есть потребительские свойства используются на 40-70%.
К показателям качества продукции относятся показатели назначения, надежности, экологичности, эргономичности, технологичности, эстетичности, стандартизации и унификации, патентно-правовые.
Факт материализации запланированных в стратегии фирмы показателей качества товара фиксируется последней операцией производственного процесса, которая называется техническим контролем. В свою очередь технический контроль является компонентом системы контроля качества продукции.
Система контроля качества продукции – совокупность методов и средств контроля и регулирования компонентов внешней среды, определяющих уровень качества продукции на стадиях маркетинга, НИОКР и производства, а также технического контроля на всех стадиях производственного процесса.
Одним из условий повышения эффективности контроля является ведение регулярного, полного и качественного учета функционирования системы менеджмента.
Сертификация - как деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
Сертификация основывается на следующих основных принципах:
|
1) обеспечение государственных интересов при оценке безопасности продукции и достоверности информации о ее качестве;
2) добровольности либо обязательности;
3) объективности, т.е. независимости от изготовителя и потребителя;
4) достоверности, т.е. использования профессиональной испытательной базы;
5) исключения дискриминации в сертификации продукции отечественных и зарубежных изготовителей;
6) предоставления изготовителю права выбора органа по сертификации и испытательной лаборатории;
7) установления ответственности участников сертификации;
8) правового и технического обеспечения, а также многофункциональности использования результатов сертификации (сертификатов и знаков соответствия) изготовителем, торговлей, потребителями, органами надзора, таможней, страховыми организациями, биржами, аукционами, арбитражем, судом;
9) открытости информации о положительных результатах сертификации или о прекращении действия сертификата;
10) разнообразия форм и методов проведения сертификации продукции с учетом ее специфики, характера производства и потребителя.
Организация сертификации включает в себя две стадии:
- обеспечение и реализация условий для создания и производства продукции, подлежащей сертификации;
- организация и проведение сертификации продукции как подтверждение ее соответствия требованиям нормативно-технической документации.
Сертификация включает экономический и организационно-технический аспекты.
Наряду с сертификацией производств и продукции Международной организацией по стандартизации (ИСО) проводится сертификация или аккредитация испытательных центров, которые могут проводить сертификацию продукции. Этим центрам ИСО выдает лицензию на сертификацию.
|
Международные стандарты применяются в следующих ситуациях:
1) когда контрактом особо оговаривается, что требования к проектным работам и продукции были сформулированы в виде эксплуатационных характеристик или была указана необходимость их определения;
2) когда можно получить определенную уверенность в том, что поставляемая продукция соответствует установленным требованиям, если поставщик представит доказательства определенных возможностей в области проектирования, разработки, производства, монтажа и обслуживания.
Поставщик товара должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленную систему качества как средства, обеспечивающего соответствие продукции установленным требованиям.
Это включает:
1) подготовку документально оформленных процедур и инструкций, относящихся к системе качества в соответствии с требованиями стандарта;
2) эффективное применение документированных процедур и инструкций системы качества.