Звуки жизни.
Живец Алена Игоревна, студент группы ТМП 2089
СПО ТТИ НИЯУ МИФИ; Нагорнова Ольга Викторовна, преподаватель СПО ТТИ НИЯУ МИФИ
zhivets02@inbox.ru
Введение
Во всем мире существует проблема отношения и поведения к детям и взрослым с нарушениями слуха. И они часто оказываются отделенными от мира слышащих людей. В последнее время рассматривается вопрос, что такая система ведет к изоляции этих людей. Частое явления, что молодые люди с нарушенным слухом оказываются неготовыми к жизни в обществе, а общество, не готово принять их. Это приводит к обособлению глухих и слабослышащих в отдельную социальную группу, что не есть хорошо. Также я провела анкетирование (см. Приложение №1) на данную тему, и оно показало, что сказанное выше подтверждает актуальность данного исследования.
Поэтому моя цель проекта: изучить механизмы общения и дать рекомендации по сохранению слуха.
Также поставила перед собой задачи: провести анкетирование данной актуальной проблемы; изучить информацию о психологическом и психофизическом развитии слабослышащих людей; рассмотреть методы общения со слабослышащими людьми; исследовать значимость слуха при общении с окружающими; дать рекомендации.
Теоретическая часть
Глава 1. Общение ключ ко всему.
Общение, его виды.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании друг друга.
Виды общения: материальное, когнитивное, кондиционное (эмоциональное), мотивационное, деятельностное.
Понятие коммуникация. Отличия между общением и коммуникацией.
Коммуникация (от лат. communicatio - сообщение, передача) – передача информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов, символов и слов.
В чем же различия общения и коммуникации? (см. Приложение №2)
После сравнения я сделала вывод:
А) Коммуникация – один из видов межличностного взаимодействия. Общение объединяет все виды человеческих взаимоотношений.
Б) Функции коммуникации связаны с вербальными и невербальными способами получения информации. Функцией общения является установление и развитие контактов между людьми.
Глава 2. Особенности психического развития слабослышащих и глухих.
Ранняя потеря слуха оказывает влияние на психическое и психофизическое развитие
(см. Приложение №3) ребенка.
Восприятие. Нарушение слуха снижает полноту зрительного восприятия, затрудняет развитие кинестетической чувствительности, и особенно кинестезии речевых органов.
Память. Наглядная память детей с нарушением слуха с трудом запечатлевает образы предметов во всем их своеобразии. Слабо использует приемы опосредствованного запоминания и воспроизведения; физиологические основы памяти сохранны.
Внимание. Объем внимания у детей с нарушением слуха в несколько раз ниже, чем у слышащих детей: дети с нарушением слуха могут одномоментно воспринять меньшее количество элементов.
Речь. Дети с нарушенным слухом уступает речевому развитию их слышащих сверстников. Сами овладевают речью сильно искаженной по звукобуквенному составу; трудности в освоении многозначности слов.
Способы общения с слабослышащими (глухими) со слышащими.
Язык общения
Основным языком общения глухих людей в России является русский жестовый язык (РЖЯ). РЖЯ — это язык символов и образов, выражаемых жестами.
В специальных коррекционных школах глухих детей учат дактилологии – пальцевой азбуке (от греч. δάκτυλος – палец). По сути, эти письмо пальцами на национальном словесном языке. Просто все, что мы обычно пишем ручкой, в данном случае мы «пишем» пальцами в воздухе.
Глава 3. Строение слухового анализатора и профилактика заболеваний.
Строение слухового анализатора.
А) Наружное ухо состоит из ушной раковины, наружного слухового прохода, барабанной перепонки.
Б) Среднее ухо состоит из полости, заполненная воздухом, в которой находятся слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко) и евстахиева (слуховая) труба.
В) Внутреннее ухо
– Орган слуха: овальное и круглое окна, улитка с полостью, заполненной жидкостью, и кортиев орган – звуковоспринимающий аппарат.
– Орган равновесия (вестибулярный аппарат): три полукруглых канала, отолитовый аппарат.
Заболевания ушного аппарата
Заболевания наружного уха
Физиологически ухо человека приспособлено к воздействиям внешних факторов – и если иммунная система в порядке, то вероятность того, что инфекция вызовет воспалительный процесс, невысока. Однако неблагоприятная экологическая ситуация в больших городах, злоупотребление антибиотиками и неправильная техника гигиенической чистки ушей может привести к наружному отиту – воспалению наружного слухового прохода.