Приложение А.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное автономное
Образовательное учреждение высшего образования
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Правоведение
Методические указания
К проведению семинарских занятий
для студентов очной формы обучения
Севастополь
СевГУ
УДК 34
Р е ц е н з е н т:
Р. В. Ткаченко – кандидат философских наук,
доцент кафедры «Теория и история государства и права»
Составитель: Е.В. Скребец
Правоведение: методические указания к проведению семинарских занятий для студентов очной формы обучения / Сост. Е. В. Скребец. – Севастополь: СевГУ,2018. – 46 с.
Методические указания определяют методику выполнения, порядок и характер действий студентов при выполнении учебной работы на семинарских занятиях по дисциплине «Правоведение».
Методические указания включают план к теме занятия, темы сообщений (презентаций) и эссе, образцы процессуальных и иных юридических документов, примеры («case-study»), тестовые и практические задания по теме, контрольные вопросы для проведения эскпресс-опроса, вопросы к зачету, перечень нормативно- правовых актов, обязательных для изучения, список рекомендуемой основной и дополнительной литературы.
УДК 34
Допущено Учебно-методическим центром СевГУ в качестве методических указаний.
© ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | ||
Семинарское занятие № 1. Основные понятия теории права | ||
Семинарское занятие № 2. Основы конституционного права России | ||
Семинарское занятие № 3. Трудовое право России | ||
Семинарское занятие № 4. Основы гражданского права РФ | ||
Семинарское занятие № 5. Основы семейного права России | ||
Семинарское занятие № 6. Уголовное право России | ||
Семинарское занятие № 7. Основыадминистративного права РФ | ||
Вопросы к зачету | ||
Информационные ресурсы, необходимые для подготовки к семинарским занятиям | ||
Перечень использованных источников |
|
введение
Учебная дисциплина «Правоведение» является обязательной частью программы высшего образования в России, призванной оказать помощь студентам в усвоении основных категорий отраслевых юридических наук, изучении основ конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права РФ.
Задачи освоения дисциплины «Правоведение» включают получение студентами, обучающимися техническим специальностям, базовых знаний в области права и ознакомление с системой права Российской Федерации, что позволит им адекватно оценивать возникающие правоотношения при осуществлении профессиональной деятельности.
Цели углубления и конкретизации знаний, а также развития навыков самостоятельного анализа вопросов по наиболее важным и сложным темам учебного курса служат семинарские занятия.
На семинарских занятиях будущий специалист должен приобрести навыки:
- работы с нормативными актами РФ и использования норм гражданского, трудового, административного, уголовного законодательства в профессиональной сфере деятельности;
|
- публичного выступления перед аудиторией, правильного ведения полемики, умения доказательно отстаивать свою точку зрения;
- составления служебной документации, процессуальных актов;
- решения практических заданий по актуальным темам юриспруденции с целью закрепления полученных знаний и «сase-study» (анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности с поиском вариантов лучших решений).
Методические указания нацелены на преподавание курса «Правоведение» с применением активных методов обучения, проблемного (стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы) и контекстного обучения (мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением). Обучению на основе опыта (активизация познавательной деятельности студента за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения) отвечает написание эссе.
Во время подготовки к каждому семинару студенту необходимо ознакомиться с планом занятия, изучить обязательную и ознакомиться с дополнительной литературой к семинару, проанализировать предложенные материалы. Студенту следует разобрать каждый предложенный для обсуждения на семинаре вопрос, составить план письменного или устного ответа.
Формами текущего и промежуточного контроля по дисциплине являются: групповые дискуссии, разбор кейсов, написание эссе, экспресс-опросы. Итоговой формой контроля сформированности компетенций у студентов по дисциплине является зачет.
|
Семинарское занятие № 1.
Основные понятия теории права.
Целью занятия является углубление и конкретизация знаний, а также развитие навыков самостоятельного анализа следующих теоретических вопросов:
1. Понятие и сущность права. Право в системе социального регулирования.
2. Нормы права: понятие, виды, структура.
3. Источники права. Основные правовые системы современности.
4. Система российского права и ее структурные элементы. Система права и система законодательства в их соотношении.
5. Правоотношения: понятие, структура, юридические факты.
6. Правонарушения: понятие, виды, состав.
7. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания.
Темы сообщений (презентаций):
1. Проблемы формирования правового государства в России.
2. Правосознание и правовая культура. Правовой нигилизм и формы его преодоления.
3. Романо-германская правовая семья.
4. Англосаксонская правовая семья.
5. Религиозная правовая семья.
6. Виды систематизации правовых норм (инкорпорация и кодификация).
7. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
8. Толкование норм права: понятие, способы.
9. Применение аналогии при восполнении пробелов в законодательстве.
10. Стадии применения права.
Практические задания:
1. Изучить требования к составлению и подаче исковых заявлений. Ознакомиться со структурой искового заявления: