КАКУЮ РОЛЬ ИМЕЕТ ДЫХАНИЕ В ВОКАЛЕ




РЕФЕРАТ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОКАЛА И ДЫХАНИЯ,

КАКУЮ РОЛЬ ИМЕЕТ ДЫХАНИЕ В ВОКАЛЕ

Дыхание певца – это инструмент, позволяющий сделать поток выдыхаемого воздуха основой звука. Вокалист добивается громкости и объема звучания за счет воздушного потока, а не напряжения связок, как это делают дилетанты.

 

Обычное «разговорное» дыхание приводит к изначально неверному извлечению звука. Дилетант добивается громкости напряжением связок, что приводит к трем негативным последствиям:

 

1)«Плоский» голос, недостаток объема и силы.

2)Быстрая утомляемость.

3)Высокий риск сорвать голос или получить еще более серьезную травму.

 

Техника певческого дыхания решает все три проблемы сразу. Т. к. связки уже не источник громкости, им достаточно подавать звук, что само по себе не требует больших усилий, а значит, не от чего уставать и срывать голос. Дыхание в роли проводника усиливает голос, делает его объемнее независимо от напряжения в горле. Чтобы поставить дыхание для вокала, рекомендуется брать уроки у профессионального педагога, который будет следить за процессом и поможет избежать распространенных ошибок.

 

При желании, заниматься самостоятельно тоже можно, но на свой страх и риск. Т. к. без специалиста оценивать нагрузки и их последствия затруднительно, рекомендуем дозировать упражнения, хорошо отдыхать между занятиями, отказаться от вредных привычек, меньше пить холодные и горячие напитки. Заниматься желательно как минимум через полчаса после еды. Если связки сильно устают, прекратите занятие. Следующее же посвятите отработке фаз дыхания и положения горла. Обязательно распевайтесь и разогревайте лицевые мышцы.

 

Процесс пения начинается с вдоха, во время которого воздух нагнетается через ротовую и носовую полости, глотку, гортань, трахею, бронхи в расширенные при вдохе легкие. Затем под воздействием нервных сигналов (импульсов) из головного мозга голосовые складки смыкаются, происходит закрытие голосовой щели. Это совпадает с моментом начала выдоха. Сомкнутые голосовые складки преграждают путь выдыхаемому воздуху, препятствуют свободному выдоху. Воздух в подскладочном пространстве, набранный при вдохе, под воздействием выдыхательных мышц сжимается, возникает подскладочное давление. Сжатый воздух давит на сомкнутые голосовые складки, т.е. приходит во взаимодействие с ними. Возникает звук. Слышимые нашим ухом звуки образуются тогда, когда колеблющиеся голосовые складки начинают взаимодействовать с дыханием. Следовательно, основным условием образования звука является взаимодействие голосовых складок и дыхания. Дыхание в певческом процессе оказывается энергетическим фактором, под действием которого образуется звук. Звуки, рожденные на уровне голосовых складок от их взаимодействия с дыханием, распространяются по воздухоносным полостям и тканям, лежащим как над голосовыми складками, так и под ними. Приблизительно 80% энергии певческого звука гасится при прохождении через окружающие ткани, растрачивается на их вибрацию.

 

В пении никогда не применяется какой-либо отдельный тип дыхания в изолированном виде, чаще встречается смешанный или комбинированный вариант. Это значит, что эталонный вокалист должен уметь дышать так, как ему нужно здесь и сейчас, обладать свободой дыхания так же, как танцор обладает свободой движения. Важное отличие певческого дыхания от речевого в длине выдоха: вокалисту необходим мощный поток воздуха, а это налагает определенные требования и на качество вдоха.

 

1)Вдох должен быть быстрым, емким и бесшумным. Шумный вдох портит исполнение, медленный – тратит время, слабый – не обеспечивает достаточный объем воздуха.

2)После вдоха следует короткая задержка дыхания.

3)Выдох должен быть сильным, долгим, горло при этом максимально открыто, гортань опущена. Важно уметь растягивать запасы воздуха и не терять силы выдоха при этом.

Основных типов дыхания в вокале три: грудное, смешанное и диафрагмальное (брюшное). Отдельно эти типы могли встречаться разве что в различных певческих школах прошлого, однако сегодня разделение на типы носит сугубо формальный характер. С таким же успехом можно разделить бег на типы постановки стопы, хотя в действительности характер бега на 100 % будет зависеть от ландшафта. В аналогичной зависимости от типа исполняемой вокальной партии находится и дыхание вокалиста.

 

1)Грудное. Как следует из названия, осуществляется при помощи грудных мышц, стенок грудной клетки или верхних отделов груди. Последний вариант также называют ключичным дыханием.

2)Косто-абдоминальное или смешанное. Задействует грудную клетку, диафрагму и брюшную полость.

3)Диафрагмальное. Дыхание животом, осуществляется за счет сокращений и расслаблений диафрагмы, разделительной мышцы между брюшной полостью и грудной клеткой. Считается наиболее полезным для здоровья и естественным, обладает массой плюсов в качестве постоянного дыхания.

 

Деление дыхания на отдельные типы является условным. На практике же чистых типов дыхания и резких границ между ними нет. Существует некоторое различие в дыхании у мужчин и женщин. Мужчинам присуще «низкое» дыхание, близкое к брюшному. А женщины дышат более «высоко» и их дыхание ближе к грудному типу. Грудной тип дыхания характерен и для детей младшего школьного возраста. Эти особенности следует учитывать при вокальном обучении.

 

В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнерёберно-диафрагматическое дыхание, т.е. смешанное дыхание, при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние ребра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Хорошо ощущаются движения передней стенки живота.

 

В процессе занятий выявляется наиболее удобная форма работы органов дыхания в зависимости от индивидуальных особенностей организма певца. Поэтому дыхание у певцов может иметь различные типовые оттенки и, являясь выразительным средством в пении, у одного и того же певца может меняться в зависимости от исполнительских задач.

 

Певческое дыхание воспитывается постепенно и систематично. Элементы певческого дыхания, особенно вдоха, на начальном этапе усваиваются учащимися сознательно. Учащийся должен прежде всего понять поставленные перед ним задачи, осознать все элементы фонационного дыхания (взятие дыхания, задержку вдоха и сохранение состояния вдоха во время пения музыкальной фразы.

 

Мышцы живота и диафрагма помогают регулировать певческий выдох, а грудной резонатор (грудная клетка), не меняя своей формы при звучании голоса, делает его объемным, мощным. Именно это и называется в вокале опорой на диафрагму. Опора при пении является совершенно исключительным состоянием, не похожим ни на какую иную двигательную функцию человека. В явлении опоры принимают участие одновременно и вдыхательные и выдыхательные мышцы. Полнота звучания голоса зависит от явления опоры. В состоянии опоры грудная клетка задерживается в позиции вдоха благодаря сокращению вдыхательных мышц. Одновременно диафрагма расслабляется и постепенно перемещается вверх (фаза выдоха).

 

Опора связана с чувством:

 

1)Напряжения дыхательных мышц.

 

2)Давления воздуха, находящегося под голосовыми складками.

 

3)Определенными ощущениями в области глотки и ротовой полости.

 

При этом человек чувствует движение воздушного столба от диафрагмы и даже поясничного отдела к голове. Поступая в голову, звуковая волна проходит не горизонтально по направлению к ротовому отверстию, а вертикально, как бы омывая нёбо по кривой, выходит через переносицу. При такой позиции ощущается вибрация в грудной клетке и даже могут резонировать все полости черепа. Вибрация в лицевой части черепа, особенно ощутимая от переносицы до верхних резцов, сигнализирует о том. Что и головной резонатор включен в работу.

Правильная подача дыхания способствует не только определенному звучанию голоса, но и хорошей дикции. В свою очередь, легкая, отчетливая, координированная с дыханием артикуляция помогает сделать опору звука более крепкой. Благодаря опоре певец получает возможность спокойно и свободно распоряжаться своим голосом, а слушатели легко воспринимают его пение.

 

Опора дыхания ни в коем случае не должна пониматься как нечто неподвижное, застывшее. Это – «игра» дыхательных мышц, четко координированное взаимодействие их во время сокращения. Опора должна быть пластичной, упругой, гибкой, чтобы обеспечить быстрое изменение подскладочного давления в зависимости от сменяющихся звуков. Необходимо следить, чтобы сохранение вдыхательной позиции не было сопряжено с перенапряжением, так как это может излишне затормозить выдох и привести к нарушению дыхания. Такое явление известно среди вокалистов как «запирание дыхания». Оно часто наблюдается у тех, кто только начинает обучаться пению, и объясняется отсутствием навыков согласованной работы дыхательных мышц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: