Зачем нужны знаки препинания?




"Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом. Без них мы ничего не сумели бы ни выразить, ни понять.

Вот предложение 8 текста: "А какие тогда можно было купить цветы?" Вопросительный знак здесь обозначает риторический вопрос, то есть автор подразумевает, что почти никаких цветов тогда нельзя было купить. Стоит заменить этот знак восклицательным, и смысл изменится: всякие, даже самые красивые цветы можно было купить тогда. Значит, знаки препинания могут передавать смысл предложения.

Также пунктуация в конце предложения может обозначать цель высказывания и интонацию речи (например, предложения 28, 29).

Кроме того, в предложениях знаки могут быть разделительными и выделяющими. В предложении 12, например, запятая разделяет главную и придаточную часть сложноподчинённого предложения. А в предложении 3 запятые выделяют вводное слово. Все эти знаки помогают быстро и правильно прочесть и понять текст.

Так что знаки препинания на письме необходимы. (148 слов)

Вариант 17

«Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». (Н. Шамфор)

Читатель, вдумчиво знакомясь с художественным произведением, понимает, о чём идет речь. Он инстинктивно чувствует, как автор относится к тем или иным явлениям, стремится отдать себе отчёт в полученных впечатлениях, обдумать прочитанное, разобраться в причинах испытанных им эмоций. Писатель воздействует на мысли и чувства читателя с помощью множества приемов. Попробуем найти такие приёмы в тексте Альберта Анатольевича Лиханова и доказать, «что автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».

Мы читаем: «Старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой стоял на краю города» (1). И нас наполняет чувство одиночества, какой-то необъяснимой тоски… Так, с помощью конкретных существительных, употребленных в прямом смысле, создается зримая картина. И слова «на краю города» только усиливают наше первое восприятие. А следующее предложение “Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка»” (2) вводит нас в мир брошенных детей. Первое впечатление оправдалось: ничего хорошего здесь, в этом старом здании, стоящем на окраине города, быть не может.

Однако обстановка внутри другая: «вдоль стен стояли шкафы с неплохими игрушками… на стенах висели разноцветные календари и плакаты», комната «была просторной и светлой» (сложное предложение 5, осложненное однородными членами). «3а спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани» (сложносочинённое предложение 6) Но что-то нам подсказывает, что это - внешнее благополучие, а внутри здание наполнено такой же безнадёжностью, что и снаружи. И, читая диалог, мы сразу же находим подтверждение: начальница задаёт «глупый вопрос: «А ты очень хочешь найти маму?», от которого герой «вздрогнул и оторопел… смутился, мотнул головой (10-11). А дальше начальница раскрывается еще сильнее. С помощью парцелляции Лиханов показывает её отношение к пришедшему: «Как! Педагог! Я утверждаю! Что! (18)Лучше! Не искать! «(14-19). Конечно же, наши симпатии на стороне Николая, который пришёл искать свою маму.

Таким образом, мы убедились, что литературное произведение для читателя — это одновременно и «вместилище» определенного круга чувств и мыслей, принадлежащих автору и им выражаемых, и «возбудитель» его собственной духовной инициативы и энергии.

2.

Хорошим читателем является тот, кто умеет идти вслед за автором, проникая в замысел писателя, который «идёт от «мысли к словам». А для читателя важны слова – особый мир, зеркало индивидуально-авторского отношения к действительности, особенного восприятия окружающего мира. За примерами обратимся к тексту А.А.Лиханова.

Альберт Анатольевич приводит нас в городской дом ребёнка, знакомит нас с начальницей этого дома и Николаем, который пришел сюда, надеясь найти мать. Женщина встречает мальчика с некоторым раздражением, даже равнодушием, оно звучит в её словах и в словах автора, сопровождающих речь героини («внушительно произнесла, разделяя слова» в предложении 13). С помощью парцелляции (14-23) Лиханов намеренно делает речь начальницы резкой, отрывистой, жёсткой, акцентируя внимание читателя на её отношении к мальчику и его проблеме.

Автор с помощью слов заставляет нас наблюдать не только за начальницей, но и за героем. Вот он оказался в комнате, где лежали младенцы. «Николая била в висок ужасная мысль», которой «требовалось подтверждение» (32). На вопрос «Их бросили?» услышал: «Вырастим. Выходим. Выкормим» (36-38). И вновь Альберт Анатольевич употребляет парцелляцию, передавая эмоциональное состояние медсестры. По её мнению, «ничего страшного» нет в том, что детей бросили. (35)

Таким образом, мы доказали, что французский писатель Н.Шамфор прав, утверждая: «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли»

3[17]

По мнению французского писателя Николя де Шамфора: «Автор идёт от мысли к словам, а читатель - от слов к мысли». Я согласна с этим высказыванием. Действительно, и автор, и читатель – это два звена одной цепи. И вы, и я, и каждый из нас – все мы постоянно думаем. А можно ли думать без слов?

По тому, какие слова человек употребляет в речи, как выстраивает предложения, можно много сказать о нем. Чтобы выразить имитацию устной речи, выразить особое эмоциональное состояние говорящего, в данном случае женщины-начальницы, автор употребляет в 14-22 предложениях парцелляцию.

Предложение 42 подтверждает мысль о том, что автор тщательно подбирал слова, чтобы вложить их в уста медсестры, циничной, жёсткой, оценивающей маленьких брошенных детишек как товар. Как не возмутиться, ведь она с таким спокойствием говорит о них: «Наши-то беленькие, крепенькие, правда, больных много…»

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был Н. Шамфор. Ведь автор словами рисует образы, картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы дать возможность нам, читателям, представить описываемые события, передать свои эмоции, вызвать ответные чувства и переживания. (Чубенко Татьяна Ивановна, учитель МКОУ СОШ № 12 с. Бурукшун Ипатовского района Ставропольского края)

Вариант № 18

«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». (А. И. Горшков)

1.

«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление», - утверждает Александр Иванович Горшков. Чтобы доказать правильность данного высказывания, обратимся к тексту А.А.Лиханова.

Его произведение наполнено добротой и заботой. Читая данный фрагмент, понимаешь, что писатель – мастер своего дела, талантливый человек, потому что с помощью, казалось бы, обычных слов он создаёт образ удивительной женщины – тёти Груни, вахтёрши, которая после смены остаётся в госпитале и ухаживает за ранеными. Вдумайтесь в слова «водички подать… подоткнуть холодное суконное одеяльце», «бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы…приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая» (2,4). Однородные члены предложения, обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, слова с уменьшительно-ласкательные суффиксами – всё работает на образность, выразительность, всё помогает автору передать отношение к тому, о чём он рассказывает.

Говоря о милосердии, писатель задает риторические вопросы: «Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе?», «Как же могла она…не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как не могла помочь Алексею?». И всё становится понятно: во время войны люди думают прежде всего о других, стараясь помочь словом, делом, взглядом, простым прикосновением…

Бесспорно, выразительность – это свойство текста «привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».

2.

В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность нашего языка? Есть специальные языковые средства выразительности речи. Они очень разнообразны. Любой раздел языка: фонетика, лексика, грамматика — обладает ими. О богатстве речи судят, прежде всего, по умению использовать слова, учитывая их разные значения, стилистическую окраску. Большинство слов русского языка многозначно, и это их свойство является источником выразительности речи.

Посмотрите на текст Альберта Анатольевича Лиханова, который наполнен различными средствами выразительности: в нём мы видим и метафоры («вошла она в Алексеев взгляд», «боль свою победил»), и эпитеты («бешеного приступа боли», «холодное…одеяльце», «расширенные болью глаза», «лёгкие слёзы», «ласковых слов», «домик, чистенький и уютный»), и сравнение («не жалея слов, мягких, как хорошая повязка»).

Удивительно напевно, мягко, ласково, мудро звучат слова тети Груни, когда она, приведя Алексея к себе домой, обращается к нему (15-25). Так, с помощью диалога автор раскрывает характер героини, её отношение к людям, к миру, к добру.

Таким образом, мы доказали, что Александр Иванович Горшков прав, говоря: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление»

«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление», - утверждает А.И Горшков. Чтобы доказать, что писатель прав, обратимся к тексту А.А Лиханова.

Альберт Анатольевич известен как талантливый писатель, который особое внимание в своих произведениях уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера. В предложенном нам фрагменте он акцентирует внимание читателя на проблеме милосердия. С помощью метафоры «мир в магазин превратился бы» (19), «добро уничтожается» (20) «вошла в Алексеев взгляд»(5), «расширенные болью зрачки» (5) автору удается раскрыть характер героини, которая заботилась о больных.

Фольклорные элементы, используемые в речи героев в предложениях 17, 18, 19, 26 описывают бескорыстие, щедрость тёти Груши, которая приютила Алексея.

Таким образом, мы доказали, что Горшков прав. Действительно, с помощью выразительности можно привлечь особое внимание, как это делает А.А Лиханов, который выразил добрый характер героини.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: