Оперный жанр в творчестве Дж.Верди




Джузеппе Верди - классик итальянской культуры.

Мировое призвание итальянский композитор Джузеппе Верди получил уже при жизни. Оно сопровождает его музыку и сегодня.

Маэстро Джузеппе Верди, мастер оперы-

убежденный патриот, он всем сердцем надеялся на освобождение своей Родины от австрийского гнета. В годы борьбы за национальную свободу и объединение Италии, Верди писал оперы, которые воспринимались как остросовременные произведения, призывали народ к победе. Некоторые хоровые эпизоды даже звучали на улицах страны как героические революционные песни.

Своей музыкой композитор доказал способность искусства влиять не только на людей, но и жизнь, за что его называли «воспитателем Италии».

Значительное место в операх Дж.Верди занимает тема человеческого достоинства и свободы личности, а также мотивы разоблачения насилия, жестокости, подкупности.

Героями его опер стали люди униженные, отвергнутые обществом, но возвышенные над ним благородством души, щедростью чувств и моральной силой. К таким произведениям относится опера «РИГОЛЕТТО».

В основу сюжета оперы положена драма известного французского писателя 19 века Виктора Гюго «Король развлекается».

Время действия автор перенес из Франции в Италию. Имя шута Трибуле в опере изменилось на Риголетто, А короля Франциска I на Герцога. Опера стала называться «Риголетто».

Основной смысл оперы –показать на музыкальной сцене столкновение чистоты, благородства и бескорыстной любви с циничным миром эгоизма, зла и несправедливости.

Послушаем Песенку Герцога, первая фраза имеет такой текст: «Сердце красавиц склонно к измене и перемене как ветер мая». Каков музыкальный портрет героя? С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор нарисовал портрет Герцога? https://www.youtube.com/watch?v=8A3zetSuYRg

Трёхдольный размер в песне создаёт ощущение легких движений в танце, пунктирный ритм. Создаётся впечатление беззаботного человека,

который не серьёзно относился к жизни, был пустым и ветреным. Знаменитая песенка Герцога «Сердце красавиц» характеризует его как беззаботного, поверхностного и легкомысленного человека, который привык брать от жизни все, что пожелает, не способного на сильные чувства, отсутствие благородства. Причем, эти проявления зла в человеческом характере Верди показал в необычайном для искусства образе – не жестокости и варварстве, а в демонстрации бездумного отношения к жизни.

Это жанр легкой или серьезной музыки?

- Хотя она и не похожа на современную эстрадную развлекательную музыку, она принадлежит к легкой. И во времена Верди это был действительно шлягер.

В музыкальной характеристике Герцога, внешне приятной песенно-танцевальной мелодиии, не просто радость, легкомысленность, а дерзость и распущенность.

Рядом с Герцогом всегда находился его любимец,неизменный спутник легкомысленных забав, остроумный горбун Риголетто -придворный шут. Кто такой Риголетто?

 

Драматургия оперы построена на столкновении двух остроконфликтных образов - молодого, легкомысленного и жестокого Герцога и старого, горбатого шута Риголетто.

-Как вы думаете, почему вдруг шут - и трагедия?

 

-Перед вами изображение шута. Но почему столь трагична иллюстрация?

-Почему с одной стороны шутовской колпак похож на клюв грифа?

 

Сам шут был полон ненависти к богатству всех вельмож.
Придворный шут, озлобленный собственной потворностью и никчемностью.

 

У Риголетто нет на свете никого, кроме любимой дочери Джильды, которую он скрывает от всего мира в отдаленном доме, желая воспитать её в вере,в чистоте и в целомудрии. Джильда - светлый образ. Она совсем не знает жизни, добрая и доверчивая,встречает Герцога, и в душе у неё зарождаются высокие чувства к нему,но молодому человеку были чужды, настоящие человеческие чувства.

Джильда попадает в мир зла и несправедливости, в распутный мир Герцога и его окружения. В погоне за развлечениями они не останавливаются ни перед чем.

Драматическая кульминация оперы - её последняя картина. Лютует гроза, как бы подчеркивая душевное состояние Джильды. Риголетто горит желанием мести – убить развратного Герцога. Джильда решает спасти ему жизнь. Переодетая в мужскую одежду, она выходит на встречу наёмного убийцы.

Риголетто получает мешок с телом, вдруг слышит беззаботную песенку Герцога, которая многократно подчёркивает трагизм ситуации. Жертвой мести стала его любимая дочь. Смертельно раненая, Джильда умирает на руках обезумевшего от горя отца.

Чтобы почеркнуть важность драматической роли развлекательной песенки в создании неимоверно трагической кульминации композитор ввел в сцену «Песенку Герцога».

-Актуальны ли сегодня проблемы, которые раскрыл Верди в опере «Риголетто»? (эгоизм, зло, несправедливость- чистота, мораль, любовь)

-Возникло ли у вас желание послушать в театре «Риголетто» или другую оперу Дж. Верди? Почему?

Самост. работа. Просмотр видеоролика, слушание:

 

https://www.youtube.com/watch?v=8A3zetSuYRg

Заключительная сцена

https://www.youtube.com/watch?v=do6opR8is50

 

Творческое д/з:

-послушать «песенку Герцога» в современной обработке в исполнении «Хора Турецкого».

https://www.youtube.com/watch?v=cnCq1SsgdeQ

Синквейн на тему опера

1 сущ.-ОПЕРА
2 прилагательных
3 глагола
4 фраза со смыслом
1 сущ асоциация к 1 слову

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: