Практическое занятие 7. Словообразование




Цели: 1) обобщить и систематизировать теоретические сведения о сло- вообразовании и способах словообразования; 2) закрепить знания о различ- ных способах словообразования в русском языке; 3) учиться производить словообразовательный анализ слова.

 

Основные определения: словообразование, способ словообразования, суффиксация, префиксация, нулевая суффиксация, сложение основ, аббреви- ация, словообразовательный анализ.

 

Монологический опрос:

1. Понятие словообразования, способа словообразования.

2. Основные способы словообразования в русском языке.

3. Словообразовательный анализ слова.

4. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

 

Орфограмма:

В корнях клан-клон, твар-твор под ударением пишется та гласная, ко- торая слышится, в безударном положении пишется о: кла няться – покло н, но покл о ни ться; тва рь – тво рчество, но тв о ри ть. Исключение: утв а рь.

Задание 1. Перепишите, вставив пропущенные буквы, объясните выбор гласной, выделите орфограмму.

Прикл…нился к земле, прекл…няться перед кем-то, претв…рить мечту в жизнь, сотв…рение, накл…нять стакан, второе скл…нение, притв…ряться нехорошо, откл…нение от нормы.

 

Задание 2. Терминологический тест. Сопоставьте термины и определе-

ния.

Термин Определение
1. Словообразование а) слово, от которого образовано другое слово;
2. Морфемика б) слово, которое не образовано от других слов;
3. Морфема в) раздел языкознания, изучающий состав слова и образование новых слов;
4. Словообразующие морфемы г) словообразовательная морфема, служащая для соединения других морфем;
5. Формообразующие (словоизменительные) морфемы д) значимое отсутствие морфемы;

 

6. Непроизводное слово е) слово, которое образовано от другого слова;
7. Производное слово ж)раздел языкознания, изучающий состав слова, входящие в него морфемы;
8. Производящее слово з) наименьшая значимая часть слова;
9. Интерфикс и) морфемы, которые служат для образования форм одного и того же слова;
10. Окончание к) образование нового слова из начальных частей двух и более слов;
11. Нулевые морфемы л) суффикс, стоящий после окончания;
12. Постфикс м) создание нового слова на базе другого слова языка с помощью специальных средств данного языка;
13. Способ словообразо- вания н) морфемы, которые служат для образования но- вых слов в языке;
14. Аббревиация о) аффикс, служащий для образования форм слова.

 

Задание 3. Выполните словообразовательный анализ.

Подосиновик, вынести, безусый, неуд, созвездие, вдруг, хрипловатый, простенок, пододеяльник, перевозчик, заносчивый, навстречу (предлог), навстречу (нар.) поносить, бросок, переподготовка, ООН, пришкольный,

 

Задание 4. Прочитайте текст и выполните задания.

Необыкновенный язык наш есть ещѐ тайна. В нѐм все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он бес- пределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наре- чий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, – язык, который сам по себе уже поэт (Н.В. Гоголь).

Задания к тексту:

1. Из выделенного курсивом предложения выпишите: а) слова, не имеющие окончания;

б) слова с нулевым окончанием;

в) слова с формально выраженным окончанием.

2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.

3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от ка- ких слов они образованы.

4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных цифрой 2 слов.


 

Задание 5. Соревнование. Составьте за пять минут наибольшее количе- ство слов из приведѐнных ниже морфем.

-род-, -слов-, при-, -вед-, -еньк-, над-, -ушк-, -н-, -ый, -мед-, -рис-, на-, - ова-, -ы, -ть, -ти, -к-.

 

Задание 6. Тест по теме «Словообразование».

1. Определите способ образования слова обновление.

1) суффиксальный;

2) бессуффиксный (нулевая суффиксация);

3) приставочный;

4) приставочно-суффиксальный.

2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?


1) приехать;

2) читатель;


3) неизбежный;

4) увидеться.


3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?


1) по-хорошему;

2) новизна;


3) охотник;

4) отнести.


4. Какое слово образовано суффиксальным способом?


1) прочитать;

2) преодолеть;


3) походка;

4) разрушение.


5. Какое слово образовано приставочным способом?


1) купленный;

2) где-нибудь;


3) доверху;

4) размешать.


6. Какое слово образовано бессуффиксным способом (нулевой суффик- сацией)?


1) кожаный;

2) отлѐт;


3) водолаз;

4) напольный.


7. Какое слово образовано способом сложения основ?


1) международный;

2) обороноспособный;


3) перекресток;

4) сверхъестественный.


8. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

1) усиленно – приставочный;

2) пробежать – приставочный;

3) выход – нулевая суффиксация (бессуффиксный);

4) горение – суффиксальный.

9. Укажите способ образования слова призыв:

1) приставочный;

2) суффиксальный;

3) нулевая суффиксация (бессуффиксный);

4) переход из одной части речи в другую.

10. B каком предложении есть слово, образованное путѐм перехода из одной части речи в другую?

1) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.


 

2) Когда я вошѐл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилитель- ную картину.

3) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, чтобы не развелись мыши.

4) Потом она надела очки и прочитала несколько слов из пришедшей накануне телеграммы.

 

Задание 7. Разграничьте однокоренные слова и грамматические формы одного и того же слова:

Дом – дому, домом, дома, до ма, домовой, домовитый, домами, бездом- ный, домик, домишко, домище.

Бегать – побегать, бегающий, перебежчик, бегая, бегаешь, убегать, бе- гал, пробегать, бегавший, бегавшему, забегавший, бегаю.

Стройный – строить, стройная, стройнее, стройнеть, стройнейший, наистройнейший, стройные, стройненький, стройное.

Водить – водитель, водительский, вожу, привожу, во дите, води те, уводи, водивший, приводя, разводиться.

Друг – дружеский, дружественный, другу, дружина, с другом, дружин- ник, дружить, дружище, друзьями, дружно, дружный, друзья, подруга, со- дружество.

Индивидуальные карточки Карточка 1. Выполните словообразовательный анализ.

Безнравственно, отшутиться, старпом, разбег, разговорчивый, драма- тург, льдина, обвевать, испуг, надбавка, обездоленный, зернохранилище, спецодежда, зам, пятилетний, широкодоступный, подданный (короля), слева, издавна,

 

Карточка 2. Выполните словообразовательный анализ. Деревообрабатывающий, цветовод, землетрясение, медвежий, доброво-

лец, экскурсовод, зайчик, узколицый, сдвиг, колхозный, впоследствии, ярко, по-военному, в-четвертых, отход, голубь, зав, выражение.

 

Карточка 3. Выполните словообразовательный анализ.

Производная, является, членился, разграничение, сравнительно- исторические, наиинтереснейший, охарактеризовать, перераспределение, пе- рестроившись, наперекосяк, улыбаясь, исключительно, принесите, уходящий.

 


 

бор.


Карточка 4. Вставьте пропущенные гласные, аргументируйте свой вы-

 

Гр…зовая, л…сты, м…л…тилка, г…л…дание, нак…тался, к…ра,


погл…дел, п…левой, посм…трел, с…лить, отцв…тает, з…лѐный, л…гла, пос…нел, об…щают, сл…вались.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: