Цели: 1) обобщить и систематизировать теоретические сведения о сло- вообразовании и способах словообразования; 2) закрепить знания о различ- ных способах словообразования в русском языке; 3) учиться производить словообразовательный анализ слова.
Основные определения: словообразование, способ словообразования, суффиксация, префиксация, нулевая суффиксация, сложение основ, аббреви- ация, словообразовательный анализ.
Монологический опрос:
1. Понятие словообразования, способа словообразования.
2. Основные способы словообразования в русском языке.
3. Словообразовательный анализ слова.
4. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Орфограмма:
В корнях клан-клон, твар-твор под ударением пишется та гласная, ко- торая слышится, в безударном положении пишется о: кла няться – покло н, но покл о ни ться; тва рь – тво рчество, но тв о ри ть. Исключение: утв а рь.
Задание 1. Перепишите, вставив пропущенные буквы, объясните выбор гласной, выделите орфограмму.
Прикл…нился к земле, прекл…няться перед кем-то, претв…рить мечту в жизнь, сотв…рение, накл…нять стакан, второе скл…нение, притв…ряться нехорошо, откл…нение от нормы.
Задание 2. Терминологический тест. Сопоставьте термины и определе-
ния.
Термин | Определение |
1. Словообразование | а) слово, от которого образовано другое слово; |
2. Морфемика | б) слово, которое не образовано от других слов; |
3. Морфема | в) раздел языкознания, изучающий состав слова и образование новых слов; |
4. Словообразующие морфемы | г) словообразовательная морфема, служащая для соединения других морфем; |
5. Формообразующие (словоизменительные) морфемы | д) значимое отсутствие морфемы; |
|
6. Непроизводное слово | е) слово, которое образовано от другого слова; |
7. Производное слово | ж)раздел языкознания, изучающий состав слова, входящие в него морфемы; |
8. Производящее слово | з) наименьшая значимая часть слова; |
9. Интерфикс | и) морфемы, которые служат для образования форм одного и того же слова; |
10. Окончание | к) образование нового слова из начальных частей двух и более слов; |
11. Нулевые морфемы | л) суффикс, стоящий после окончания; |
12. Постфикс | м) создание нового слова на базе другого слова языка с помощью специальных средств данного языка; |
13. Способ словообразо- вания | н) морфемы, которые служат для образования но- вых слов в языке; |
14. Аббревиация | о) аффикс, служащий для образования форм слова. |
Задание 3. Выполните словообразовательный анализ.
Подосиновик, вынести, безусый, неуд, созвездие, вдруг, хрипловатый, простенок, пододеяльник, перевозчик, заносчивый, навстречу (предлог), навстречу (нар.) поносить, бросок, переподготовка, ООН, пришкольный,
Задание 4. Прочитайте текст и выполните задания.
Необыкновенный язык наш есть ещѐ тайна. В нѐм все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он бес- пределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наре- чий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, – язык, который сам по себе уже поэт (Н.В. Гоголь).
|
Задания к тексту:
1. Из выделенного курсивом предложения выпишите: а) слова, не имеющие окончания;
б) слова с нулевым окончанием;
в) слова с формально выраженным окончанием.
2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от ка- ких слов они образованы.
4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных цифрой 2 слов.
Задание 5. Соревнование. Составьте за пять минут наибольшее количе- ство слов из приведѐнных ниже морфем.
-род-, -слов-, при-, -вед-, -еньк-, над-, -ушк-, -н-, -ый, -мед-, -рис-, на-, - ова-, -ы, -ть, -ти, -к-.
Задание 6. Тест по теме «Словообразование».
1. Определите способ образования слова обновление.
1) суффиксальный;
2) бессуффиксный (нулевая суффиксация);
3) приставочный;
4) приставочно-суффиксальный.
2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1) приехать;
2) читатель;
3) неизбежный;
4) увидеться.
3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1) по-хорошему;
2) новизна;
3) охотник;
4) отнести.
4. Какое слово образовано суффиксальным способом?
1) прочитать;
2) преодолеть;
3) походка;
4) разрушение.
5. Какое слово образовано приставочным способом?
1) купленный;
2) где-нибудь;
3) доверху;
4) размешать.
6. Какое слово образовано бессуффиксным способом (нулевой суффик- сацией)?
|
1) кожаный;
2) отлѐт;
3) водолаз;
4) напольный.
7. Какое слово образовано способом сложения основ?
1) международный;
2) обороноспособный;
3) перекресток;
4) сверхъестественный.
8. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
1) усиленно – приставочный;
2) пробежать – приставочный;
3) выход – нулевая суффиксация (бессуффиксный);
4) горение – суффиксальный.
9. Укажите способ образования слова призыв:
1) приставочный;
2) суффиксальный;
3) нулевая суффиксация (бессуффиксный);
4) переход из одной части речи в другую.
10. B каком предложении есть слово, образованное путѐм перехода из одной части речи в другую?
1) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.
2) Когда я вошѐл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилитель- ную картину.
3) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, чтобы не развелись мыши.
4) Потом она надела очки и прочитала несколько слов из пришедшей накануне телеграммы.
Задание 7. Разграничьте однокоренные слова и грамматические формы одного и того же слова:
Дом – дому, домом, дома, до ма, домовой, домовитый, домами, бездом- ный, домик, домишко, домище.
Бегать – побегать, бегающий, перебежчик, бегая, бегаешь, убегать, бе- гал, пробегать, бегавший, бегавшему, забегавший, бегаю.
Стройный – строить, стройная, стройнее, стройнеть, стройнейший, наистройнейший, стройные, стройненький, стройное.
Водить – водитель, водительский, вожу, привожу, во дите, води те, уводи, водивший, приводя, разводиться.
Друг – дружеский, дружественный, другу, дружина, с другом, дружин- ник, дружить, дружище, друзьями, дружно, дружный, друзья, подруга, со- дружество.
Индивидуальные карточки Карточка 1. Выполните словообразовательный анализ.
Безнравственно, отшутиться, старпом, разбег, разговорчивый, драма- тург, льдина, обвевать, испуг, надбавка, обездоленный, зернохранилище, спецодежда, зам, пятилетний, широкодоступный, подданный (короля), слева, издавна,
Карточка 2. Выполните словообразовательный анализ. Деревообрабатывающий, цветовод, землетрясение, медвежий, доброво-
лец, экскурсовод, зайчик, узколицый, сдвиг, колхозный, впоследствии, ярко, по-военному, в-четвертых, отход, голубь, зав, выражение.
Карточка 3. Выполните словообразовательный анализ.
Производная, является, членился, разграничение, сравнительно- исторические, наиинтереснейший, охарактеризовать, перераспределение, пе- рестроившись, наперекосяк, улыбаясь, исключительно, принесите, уходящий.
бор.
Карточка 4. Вставьте пропущенные гласные, аргументируйте свой вы-
Гр…зовая, л…сты, м…л…тилка, г…л…дание, нак…тался, к…ра,
погл…дел, п…левой, посм…трел, с…лить, отцв…тает, з…лѐный, л…гла, пос…нел, об…щают, сл…вались.