Истинный сын своей Родины




175-летию со дня рождения Константина Прокопьевича Щеколдина посвящается…

В распространении просвещения среди коренного населения Кольского полуострова важную роль сыграло постановление Архангельского епархиального съезда духовенства от 23 января 1887 года об открытии школ грамоты среди лопарей, зырян и самоедов. Это постановление стало важной вехой в просвещении коренных малочисленных народов севера.

В конце 80-х годов XIX столетия проект школы для саамских детей разработал священник церкви Святых Бориса и Глеба (летний Пазрецкий погост) Константин Прокопьевич Щеколдин.

Проект был представлен в 1887 году на утверждение обер-прокурору Святейшего Синода Победоносцеву К.П., который в те годы выполнял руководящую роль в области народного образования, а особенно в отношении начальной народной школы. Церковно-приходская школа была им признана одним из важнейших средств воспитания подрастающего поколения.

В проекте Константин Прокопьевич указал, что саамы Пазрецкого прихода в течение года меняют четыре места: с января месяца по апрель они живут в зимнем Пазрецком погосте, с апреля и до конца мая - на границе Норвегии в районе церкви Бориса и Глеба, на море, где промышляют рыбу, с мая до 20 июня саамские женщины с детьми перебираются на берег Пазрецкого залива и ловят сайду, сёмгу, а мужчины продолжают промышлять на море, в начале августа саамы со своими семьями выезжают на реку Паз и озёра для промысла рыбы и находятся там до октября - ноября.

В ноябре-декабре они кочуют со своими стадами по ягельным местам и к январю вновь собираются в зимнем погосте. Учтя такой образ жизни саамов, Щеколдин принял решение, что школа должна быть передвижная. Проект полностью не удалось реализовать, и Константин Прокопьевич стал проводить школьное обучение в двух пунктах: зимой - в зимнем погосте, в 35 верстах от Борисоглебской церкви «на берегу реки Колосъ-ёки» недалеко от нынешнего поселка Никель, так как здесь лопари жили с праздника крещения Господня и до дня св. Пасхи, а весной - у церкви святых Бориса и Глеба.

Триста рублей на строительство лопарской школы немедленно выслал К.П. Победоносцев и сто рублей из своих личных пожертвовал Российский Императорский Консул в Финнмарке Д.Н. Островский. Денежных средств на строительство школы не хватило, и Константин Прокопьевич, отказывая себе во многом, достраивал школу на свои личные средства.

8 февраля школа была освящена К.П. Щеколдиным совместно со строителем Печенгского монастыря иеромонахом Никандром.

28 февраля (12 марта) 1888 года школа была открыта. Она состояла из двух комнат: классной, в которой по праздничным дням совершалось Богослужение, и маленькой комнатки для учителя. Ни на учение, ни на содержание школы средств в первое время ниоткуда не отпускалось, поэтому Щеколдин был и заведующим, и законоучителем, и учителем (в том числе пения), сторожем и сам собирал дрова для школы, сам колол их, носил в класс, топил школьное помещение и подметал полы.

Занятия в школе продолжались в течение 9-10 часов и даже в праздники 3 - 4 часа (чтение часослова и псалтыри). Трудности при обучении детей были исключительными - лопарские дети не понимали по-русски и тогда Константин Прокопьевич, имея опыт перевода св. Евангелия от Матфея на саамский язык (при поддержке своей супруги Марии Козьмовны), подготовил азбуку, которая была издана переводческой комиссией при Архангельском епархиальном комитете православного миссионерского общества под председательством епископа Архангельского и Холмогорского Никонора.

Переводческая комиссия была открыта 27 января 1894 г. для перевода и издания книг на инородческих языках архангельской епархии. Утверждение комиссии Святейшим Синодом состоялось 28 июля 1894 г. В 1895 году вышла книга «Азбука для лопарей, живущих в Кольском уезде Архангельской губернии», которая составлена по «звукослагательному способу» с постепенным переходом от простого к более сложному, кроме того, в её состав вошли: краткий русский отдел, молитвы, символы веры и заповеди на инородческом и русских языках, цифры, таблица умножения, пословицы. Азбука для лопарей вышла в 1000 экземпляров, печать её была разрешена с 16 августа 1895 г.

Константин Прокопьевич занимался исследованием истории и культуры российских саамов, собирал саамские сказки и предания (некоторые были опубликованы в 1887 году в петербургской газете «Голос», а Лопарские сказки, легенды и сказания, записанные в Пазрецком погосте, в журнале «Живая старина» (1890 г.). Большая коллекция собранных им произведений устного народного творчества лопарей была опубликована в книге Н.Н. Харузина «Русские лопари» (1890 г.).

О подвижничестве, «энергии и любви к делу отца Константина» писали петербургская журнал-газета «Гражданин» и «Московские ведомости». К.П. Щеколдин был награждён орденами Святой Анны третьей степени (28 мая 1892 г.), Святой Анны второй степени (31 октября 1905 г.) и Святого Владимира четвёртой степени (6 мая 1910 г.).

Константин Прокопьевич внёс огромный вклад в просвещение лопарей, он был как оазис среди обширной снежной пустыни. Пазрецкий приход усилиями К.П. Щеколдина и его жены Марии Козьмовны стал духовным центром на земле Печенги. В некрологе, посвящённом памяти Константина Прокопьевича, автор называет его неподкупным патриотом, бдительным стражем своих, как религиозных, так и государственных интересов и истинным сыном своей Родины.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: