· Ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке.
· Помочь осмыслить свое место в мире и найти смысл жизни.
· Обучить принципам «мудрой жизни», т.е. жизни без иллюзий, заблуждений, ненужных страданий.
· Укрепить дух, развить способность стойко преодолевать жизненные трудности.
· Научить философскому стилю мышления, т.е. способности глубоко и всесторонне видеть любую проблему и плодотворно решать ее.
· Научить совершенствованию и развитию своих внутренних сил.
· Дать возможность познания будущего.
В заключение хотелось бы привести высказывание Аристотеля: «Должен ли человек философствовать? Либо должен, либо не должен. Если должен, то вопросов, как говорится, нет; все и так понятно. Если же человек не должен философствовать, то он должен хотя бы для обоснования этого положения (то есть того, что не должен) пофилософствовать. Вывод прост и непреложен: человек должен философствовать в любом случае».
Тема 2. Генезис философии.
Понятие генезис (от греч. genesis) означает происхождение, возникновение, зарождение чего-либо и процесс развития, пришедший к определенному состоянию. Поэтому, говоря о генезисе философии, мы должны найти ответы на следующие вопросы:
1. где и когда возникла философия;
2. через какие исторические периоды своей эволюции она прошла (ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ);
3. в чем качественная специфика каждого из этих периодов;
4. в чем особенности современного этапа ее развития.
Где и когда возникла философия.
Проще всего ответить на данный вопрос. Научно доказано, что философия как форма духовной деятельности, как способ познания, как элемент в структуре общественного сознания одновременно и автономно зародилась в трех культурных регионах Древнего мира (Греции, Индии и Китае) примерно в 7-6 веках до нашей эры.
|
Здесь могут появиться подвопросы: Из чего (на основе чего) возникла философия? Почему именно в это время? Почему именно в этих странах?
(Ответы на эти вопросы мы рассмотрим на первом семинарском занятии).
Периодизация истории философии.
Ответить на данный вопрос гораздо сложнее. Во-первых, не существует единой мировой линии развития философии, единого мирового философского процесса. С момента зарождения достаточно четко обозначились различия между западным и восточным типами философствования. Они касаются и предметной области, и идейных истоков, и степени рациональности, и категориального аппарата, и методологии познания, и способов существования философских школ и пр. Отечественная философия обычно относится к западной философской традиции.
Во-вторых, нет единой мировой философии как общепринятой научной парадигмы. Философия – это совокупность отдельных национальных философий, течений, направлений и школ, зачастую никак не связанных друг с другом. Наука – одна, а философий много. Ряд исследователей рассматривает историю философии как совокупность философских учений и доктрин различных мыслителей, живших в разное время и в разных странах. По этому принципу, в частности, построена «История западной философии» Б. Рассела. Преобладает все же точка зрения, согласно которой, в истории философии можно выделить ряд поступательных этапов, совпадающих с социокультурным развитием западной цивилизации в целом. В рамках данного подхода в истории западной философии можно выделить следующие этапы развития.
|
Периодизация западной философии.
1. Античная философия (VI в. до н.э. – VI в. н.э.)
2. Средневековая религиозная философия (V –XV в.в.)
3. Философия эпохи Возрождения (XIV–XVI в.в.)
4. Философия Нового времени (XVII-XIX в.в.)
5. Современная философия (XX- XXI в.в.)
Античная философия.
1.Основные этапы, представители и проблематика.
2. Общие черты и главные философские школы.
3. Основные идеи и принципы.
1. Основные этапы, ведущие школы и проблематика.
1. Раннегреческая натурфилософия (VII - VI в.в. до н.э.). Милетская школа, элеаты, Гераклит, Пифагорейский союз, атомисты. Поиск первоначала бытия, объяснение явлений природы, сущности Космоса и др.
2. Классический период (V –IV в.в. до н.э.). Софисты, Сократ, Платон, Аристотель и их школы. Проблемы человека, его природы и сущности, границ и возможностей познания, гражданских добродетелей, смысла жизни и т.п.
3. Период раннего эллинизма (III - I в. в. до н.э .). Киники, стоики, скептики, эпикурейцы. Проблема судьбы, рока, критика общества и традиционных духовных ценностей, жизни и смерти и пр.
4. Поздний эллинизм (I – VI вв. н.э.). Неоплатонизм. Проблема отношения человека и Бога, поиск Единого начала бытия, взаимосвязь мира идей и мира вещей и т.п.