Окончательная оценка за курсовую работу складывается на основе трех критериев: качества ее содержания, по мнению научного руководителя, оформления и результатов защиты. Очень часто неумение отстоять свою точку зрения и неубедительность выступления на защите перечеркивают все прочие достоинства работы. Поэтому к защите необходимо тщательно подготовиться.
Вопрос о допуске курсовой работы к защите решает научный руководитель. В идеале черновой вариант работы должен быть представлен руководителю не менее, чем за полмесяца до защиты, чтобы у студента было время внести необходимые изменения и дополнения. Если этого не происходит, улучшать работу некогда, и это может повлиять на итоговую оценку. Считается, что готовый текст (с учетом изменений и дополнений) должен быть представлен руководителю не позднее, чем за неделю до защиты, чтобы он смог спокойно и внимательно прочитать и оценить работу. Очень часто курсовые работы приносят чуть ли не за день до защиты, что ставит научного руководителя в трудное положение, и поэтому он вправе не допустить их авторов до защиты. С учетом того, что обычно преподаватель руководит не одной, а несколькими курсовыми работами, можете себе представить, что бывает, когда все его студенты приносят свои "произведения" в последний день.
В целом график работы студента до момента защиты можно представить следующим образом:
· до начала первой аттестационной недели – выбор темы работы, ее согласование преподавателем, составление чернового варианта введения и оглавления, их утверждение у преподавателя;
· до начала второй аттестационной недели – написание теоретической части работы, консультации с преподавателем, прием преподавателем теоретической части, переход к написанию практической части работы;
|
· до начала третьей аттестационной недели – консультации с преподавателем, завершение практической части работы, ее проверка преподавателем, внесение исправлений и дополнений по результатам проверки. получение допуска к защите, защита курсовой работы.
Принципиально возможны две формы защиты: комиссионная форма с оглашением доклада и использованием презентации и индивидуальная защита в форме ответа на вопросы научного руководителя.
В первом случае защита курсовых работ происходит в присутствии комиссии, состоящей из 2-3 преподавателей, и студентов-однокурсников, включенных в данную группу. Каждому выступающему дается 5-7 минут для краткого изложения полученных результатов. В выступлении должны быть показаны актуальность темы и степень ее изученности, аргументирован ваш интерес к данной теме, сформулированы цели и задачи вашей работы, а также кратко изложены ваши основные выводы. По сути дела, все это говорится во введении и в заключении, которые и нужно положить в основу вашего выступления. Ни в коем случае не стремитесь пересказать все содержание работы. Наоборот, сосредоточьтесь на самых интересных и важных положениях, которые попытайтесь представить в наиболее выигрышном свете. Вы можете использовать заранее заготовленные плакаты, а также изобразить важные с вашей точки зрения график или схему на доске.
Чтобы ваше выступление прошло гладко, целесообразно подготовить его конспект или полный текст. Поскольку долго говорить вам не позволят, имеет смысл проговорить заготовленный текст дома, чтобы в случае необходимости сократить его до нужного размера. Если у вас нет опыта публичных выступлений или вы от природы стеснительный человек, стоит потренироваться еще более серьезно.
|
Во втором случае подготовка доклада и презентации не требуется.
Г лавным в защите курсовой работы является не ваше заранее подготовленное выступление, а умение быстро и точно отвечать на вопросы членов комиссии и научного руководителя. Если вы писали работу сами и хорошо знаете ее содержание, вам нечего бояться. Отвечайте с максимальной уверенностью, но не ведите себя агрессивно.
К сожалению, часто очень хорошие по содержанию работы получают относительно низкую оценку, потому что их авторы оказались не в состоянии ответить на элементарные и даже "детские" вопросы. Например, если тема вашей работы "Современные инфляционные процессы в экономике России", а вы не смогли дать определение инфляции, то претендовать на высокую оценку вам уже нельзя.
Только при положительной оценке курсовой работы на защите студент допускается к экзамену по макроэкономике. При неудовлетворительной оценке студент обязан доработать курсовую работу с учетом полученных замечаний и защитить её на положительную оценку, после чего он допускается к экзамену.
О плагиате
Плагиатом называется полное или частичное присвоение авторства на чужое произведение науки, искусства, литературы, изобретение и т.д. Если вы приводите чужое высказывание, не взяв его в кавычки, - это и есть плагиат. Поэтому, конспектируя источники, не забывайте помечать, где вы переписывали текст дословно, а где писали своими словами (при ксерокопировании и так все ясно).
|
Наиболее удачное перефразирование получается тогда, когда вы внимательно прочитали какой-либо отрывок, а затем изложили его содержание, не подглядывая в оригинал. Оно свидетельствует не только об уважении прав интеллектуальной собственности, но и о достаточно хорошем понимании материала. Однако существует и лжепересказ, который представляет собой плагиат в замаскированном виде. В этом случае исходный текст подвергается лишь самым незначительным изменениям (некоторые слова заменяются синонимами, но структура и логика текста остаются прежними).
Чтобы сказанное стало более понятным, приведем примеры цитаты, честного и нечестного перефразирования.
Цитата
Исследуя роль денег в рыночной экономике, Я. Корнаи писал: "Деньги играют активную роль, если фактическое поведение принимающих хозяйственные решения зависит от того, какими денежными средствами они располагают… Существует тесная связь между жесткостью бюджетного ограничения и активностью денег. Собственно говоря, речь идет здесь даже не о двух понятиях, а об альтернативном описании одного и того же явления с двух точек зрения" [Корнаи Я. Дефицит / Пер. с англ. - М.: Наука, 1990. - 608 с. - с. 532]
Честное перефразирование
Исследуя природу денег в рыночной экономике, Я. Корнаи отмечал их активную роль. По его мнению, поведение экономических субъектов во многом определяется размерами имеющихся у них денежных сумм. Он также указывал на зависимость активности денег от степени жесткости бюджетного ограничения.
Нечестное перефразирование (замаскированный плагиат) Исследуя роль денег в рыночной экономике, Я. Корнаи писал о том, что они играют активную роль, поскольку поведение лиц, принимающих хозяйственные решения, зависит от наличия у них денежных средств. По мнению Корнаи, существует тесная взаимосвязь между жесткостью бюджетного ограничения и активностью денег. Более того, он утверждал, что здесь речь идет не о двух разных понятиях, а о разных подходах к описанию одного и того же явления.
Чтобы сделать нечестное перефразирование честным, достаточно поместить в конце соответствующего высказывания ссылку на источник.