Степени сравнения прилагательных и наречий




МОУ «Гимназия № 19»

 

Сборник учебно - справочных материалов

Для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

В 11 классе

 

Составитель: Гераськина В. И., учитель

Русского языка и литературы

Саранск 2010

 

 

От автора

 

Данный сборник составлен на основе программы «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классах» и представляет собой учебное пособие, которое рекомендуется использовать как средство обучения в процессе подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в 10 – 11 классах. Сборник содержит обширный справочный материал, знакомит с алгоритмом выполнения задания С, рядом орфоэпических, лексических, синтаксических, морфологических, орфографических, пунктуационных, стилистических норм, знание которых необходимо для успешного выполнения заданий ЕГЭ.

Содержание и структура пособия полностью соответствуют плану экзаменационной работы по русскому языку, спецификатору и кодификатору элементов содержания, а также демонстрационному варианту КИМа ФИПИ за 2010 год. Учебный материал изложен доступным для школьников языком.

Пособие адресовано как учителям – словесникам, так и учащимся 10 – 11 классов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

 

Как работать с пособием

Пособие разделено на три части. Каждая из частей содержит разделы, соответствующие количеству заданий ЕГЭ:

  • уровень А (А 1. – А 30);
  • уровень В (В 1. – В 8);
  • уровень С (алгоритм написания сочинения – рассуждения).

Каждый пункт пронумерован в соответствии с заданиями ЕГЭ и содержит учебно -справочный материал, изучение которого способствует повторению и углублению знаний, совершенствованию навыков, владение которыми необходимо для успешного выполнения заданий ЕГЭ.

Сборник можно использовать как на специальных занятиях по подготовке к ЕГЭ, так и в процессе диагностики или коррекции знаний учащихся 11 классов при выполнении КИМов на уроках русского языка.

 

 

Часть I. Уровень А.

  • В I части сборника указаны задания ЕГЭ (А 1 –А 30), а также представлен учебно – справочный материал в виде памяток, которые помогут в выполнении данных заданий.
  • Задание А 1. В каком слове верно указана буква, обозначающая ударный гласный звук?
  • Памятка. Запомни нормы ударения в наиболее частотных словах, встречающихся в вариантах ЕГЭ:

А вгустовский, аф е ра, (из)балов а ть, (из)бал о ванный, бант - б а нты, блок и ровать, брал а, бюрокр а тия, вероиспов е дание, ветерин а рия, временщ и к, включ и т (и м), влил а сь, вруч и т (и м), втр и дорога, газопров о д, г е рбовый, деф и с, дос у г, гофриров а ть, гр у шевый, диспанс е р, добел а, добыл а, догов о р – догов о ры, д о верху, дон е льзя, д о синя, договор ё нность, докрасн а, д о сыта, дрем о та, ерет и к, жалюз и, ждал а, зав и дно(ый), з а гнутый, зад о лго, зак у порить, зак у порив, з а нял - занял а, з а няли;звон и т, зн а мение, зубч а тый, и здавна, катал о г, кауч у к, кварт а л (во всех значениях), кл а ла, кл е ить, колл е дж, костюмир о ванный, кр а ла, кран – кр а ны, крас и вее, кровоточ а щий, к у хонный, лгал а, лил а, лом о та, м е льком, нав е рх, над о лго, н а искось, налит а, нам е рение, насор и т, н а чал - началс я, начал а, н а чали, нач а в, нач а вший; некрол о г, нефтепров о д, новорожд ё нный, норм и ровать, обесп е чение, облегч и ть, ободр и ть, опол о снутый, опт о вый, осв е домиться, отключ ё нный - отключен а, отк у порить, отозвал а сь, п а мятуя, п а сквиль, парт е р (тэ), позвон и т(им), (о)пломбиров а ть, поед о м (есть), п о нял – понял а, пон я в, пон я вший, поутр у, прируч ё нный, прид а ное, премиров а ние, премиров а ть, премир о ванный, прин у дить, пр и нял - принял а, прин я вший, прин я в, пролил а, простын я, предвосх и тить, раз о гнутый, раз о мкнутый, ретиров а ться, рвал а, рж а в е ть, (про) сверл и т, св ё кла, сир о ты, ск о лько – ск о льких, сл и вовый, с о гнутый, созд а л – создал а, созд а ли, сосредот о чение, ср е дства (мн. ч.), стол я р, танц о вщица, т е плиться, тв о р о г, тол и ка, т о рты (мн. ч.) – т о ртов, т о тчас, убыстр и ть, углуб и ть, углубл ё нный, укра и нский, ум е рший, упрощ ё нный, усугуб и ть, фен о мен, ход а тайствовать, христиан и н, цем е нт, ч е рпать, (ис)ч е рпать, шасс и, шин е ль (не нэ), щав е ль, эксп е рт, языков о й (словесный) – язык о вый (относящийся к органу в полости рта).

· Задание А 2 связано с употреблением паронимов. Определите лексическое значение слова, подумайте, сочетается ли оно по значению с определяемым словом. Памятка. Запомните пары паронимов:

Абонент сотовой связи (человек, пользующийся какими-либо услугами) - абонемент в библиотеку (документ, дающий право пользоваться услугами); артистическая уборная (для артистов) – артистичное выступление (мастерское, виртуозное ); сытый (наевшийся) – сытный (придающий сытость); двойной (состоящий из двух частей) – двойственный (двоякий); вечный (постоянный) – вековой (существующий в течение века); взрывчатое вещество ( способное взрываться) – взрывной характер (вспыльчивый); глиняный кувшин, цвет (изготовленный из глины, похожий на глину) – глинистый (состоящий из глины, имеющий глину в своём составе); цельная натура (о самодостаточном человеке с нравственным стержнем ) – целый (полный по составу ) - целостный (воспринимаемый как единое целое); единичный (единственный в своём роде ) – единый (объединённый ), ни единой (ни одной ); исполнительный работник (хорошо исполняющий свои обязанности ) – исполнительское искусство ( относящийся к музыкальной культуре ); великий человек ( прославившийся своими делами, имеющий большое значение ) - величественный храм (поражающий своим видом); одевать малыша (человека) - надевать платье (вещь); водные виды спорта (связанные с водной средой) - водянистые стебли (пропитанные водой, состоящие из воды); земляной вал (состоящий, сделанный из земли) - землистый цвет лица (похожий на землю); гарантийные талоны (дающие право на ремонт) – гарантированные права (обеспеченные законами ); гуманные законы (человеколюбивые) - гуманитарные науки (из области общечеловеческих отношений или таких наук, как языки, история, литература); демократичные руководители (простые и доступные в обращении) – демократические преобразования (связанный с таким политическим строем, как демократия); каменный дом (построенный из камня) - каменистая тропинка (усеянная, состоящая из камня); злой человек (по характеру) – злостный браконьер (часто нарушающий); предоставить слово (дать возможность сказать) – представить в уме (вообразить), представить к ордену (наградить за заслуги), представить гостя (познакомить), представлять собой (иметь к - л значение, выполнять к - л функцию); бедный человек (неимущий либо жалкий, несчастный), бедная деревенька (состоящая из старых, ветхих домов), бедная витаминами пища, бедный оттенками голос (имеющий недостаток в чём – н., скудный) - бедственное положение (тяжёлое, связанное с бедой, несчастьем); высокий звук (тонкий и звонкий), высокий рост (большой снизу вверх), высокое давление (значительное, превышающее норму), высокая награда (выдающаяся по значению), высокий стиль (возвышенный по форме и содержанию) - высотный дом (многоэтажный), высотная растительность, высотный полёт (производящийся, осуществляющийся на большой высоте).

· А 3. Укажите пример с ошибкой в образовании форм слова.

· Памятка 3. Запомните родовую принадлежность существительных.

· К мужскому роду относятся названия лиц мужского пола: портье, конферансье, буржуа; животных: кенгуру, фламинго, шимпанзе, какаду;продуктов питания и предметов обихода: тюль, шампунь, рояль, кофе, трюфель.

· К женскому роду относятся названия лиц женского пола: мисс, леди, мадам; продуктов питания: салями, кольраби, иваси; и др.: авеню, цеце, вуаль, гантель, гастроль, кадриль.

· К среднему роду относятся названия неодушевлённых существительных: какао, шоссе, депо, кашне, портмоне, амплуа, буриме, коммюнике, эсперанто.

· Такие слова, как колибри, протеже, хиппи, визави могут употребляться в формах и м., и ж. рода.

· Запомните нормы образования форм следующих групп слов:

1) заимствованные одушевлённые существительные на – ер, - тор, - сор имеют окончания -ы (и): инженер ы, ректор ы, шофёр ы, конструктор ы, инспектор ы, редактор ы; имеют окончания – а (-я): директор – директор а, профессор – профессор а, адрес – адрес а, герб –герб ы, катер - катер а; различайте: учител и (духовные наставники) - учител я (преподаватели), орден ы (религиозные организации) - орден а (награды), пропуск и (занятий) - пропуск а (документы);

2) единицы измерений: граммы - грамм ов, килограмм - килограмм ов, гектар - гектар ов, проценты – процент ов, 100 ва тт, 100 воль т, 100 ампе р;

3) названия овощей, фруктов, продуктов питания: апельсины - апельсин ов, мандарины – мандарин ов, абрикосы – абрикос ов, баклажаны – баклажан ов, помидоры - помидор ов, томаты - томат ов, огурцы - огурц ов, но: яблоки – ябло к, макароны – макаро н, вафли - вафе ль;

4) названия парных предметов (в род. пад. мн. ч.): сапоги – сапо г, погоны – пого н, чулки – чуло к, варежки – вареже к, но: носки - носк ов, крыльцо –кр ы льца (им. п мн. ч..) – крылец, полотенце - полотен ец; (род. п. мн. ч.): двери – дверь ми, лошади – лошадь ми, дочери – дочерь ми (тв. п. мн.ч.);

5) национальность (в род. пад. мн.ч.): армя н, грузи н, цыган, молдава н, англича н, болга р;

6) воинские подразделения (в род. пад. мн. ч.): партизаны - партизан, солдаты – солдат, гусары – (много) гусар, драгуны – (много) драгун.

7) формы числительных: количественные числительные 40, 90, 100, полтора, полтораста имеют только две падежные формы: сорок – сорока, девяносто – девяноста, сто – ста, полтора – полутора, полтораста – полутораста;

8) собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими лиц общего рода, мужского пола, детёнышей, парные предметы (правильно: двое сирот, двое мальчиков, четверо ножниц, трое котят), но не сочетаются с существительными, обозначающими лица женского пола (пример ошибки: трое подруг, двое портних, правильно: три подруги)

9) при склонении сложных количественных числительных от 50 до 80, 200 - 400, 500 – 900 изменяются обе части сложного слова; при склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово:

И. п. восемьдесят, триста, восемьсот, пятьсот пятьдесят пять

Р. п. восьмидесяти, трёхсот, восьмисот, пятисот пятидесяти пяти

Д.п. восьмидесяти, трёмстам, восьмистам, пятистам пятидесяти пяти

В.п. восемьдесят, триста, восемьсот, пятьсот пятьдесят пять

Т.п. восемьюдесятью (восьмьюдесятью), тремястами, восемьюстами, пятьюстами пятьюдесятью пятью

П.п. (о) восьмидесяти, (о) трёхстах, (о) восьмистах, (о) пятистах пятидесяти пяти

10) при склонении порядковых составных числительных изменяется только последнее слово (пример ошибки: к двум тысячам пятому году; правильно: к две тысячи пятому году);

11) деепричастия имеют форму только наст. и прош. времени, форму будущего времени не имеют (пример ошибки: прочитая, правильно: прочитав, читая);

12) собирательные числительные не сочетаются с существительными, которые обозначают лиц женского пола (пример ошибки: трое портних);

13) нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения! (Пример ошибки: более громче, самый добрейший, правильно: громче, более громко, добрейший, самый добрый).

Степени сравнения прилагательных и наречий

Сравнительная Превосходная
простая форма: -е, -ее, -ей (добрый- добрее,громко -громче) составная форма: более (менее) + н. ф. прилагательного (более добрый, менеегромко)   простая форма: -ейш, -айш (добрейший) или + наи- (наидобрейший) составная форма: самый + н. ф. прилагательного (самый добрый) наиболее (наименее) + н. ф. прилагательного (наиболее - наименеедобрый) Всех (всего) + простая форма сравнительной степени (добрее всех)

· А 4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Памятка. Запомните: в предложениях с деепричастными оборотами должно быть или подлежащее – одно лицо, выполняющее действие и в основной части предложения, и в деепричастном обороте, или же подлежащее может подразумеваться (= я, ты, мы, вы), или же сказуемое может выражаться глаголом в н.ф. (Например: Готовясь К ЕГЭ, (= ты) повтори правила. Поднявшись на площадку, можно полюбоваться (н.ф гл.) видами города.)

· А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Памятка. Обратите внимание на правильность синтаксической связи в предложении: согласование членов предложения в роде, числе, падеже; на построение предложений.

· Запомните:

· после предлогов благодаря, вопреки, согласно, навстречу, наперекор сущ. ставятся в дательном падеже (правильно: согласно приказ у, благодаря совет у);

· после предлога по в значении «после чего - нибудь» существительные ставятся в предложном падеже (по приезд е, по завершени и, по истечени и, по прибыти и);

· в качестве однородных членов предложения не могут выступать причастный оборот и придаточное предложение (Пример ошибки: Я познакомился с девушкой, играющей на пианино и которая хорошо поёт.);

· глаголы с местоимениями кто, никто, нечто, ничто употребляются в ед. ч., а с местоимениями все, те – во мн.ч. (Правильно: Все, кто прише л, выступил и на собрании.);

названия произведений искусства, литературных произведений и т.п. являются несогласованными определениями и должны стоять в именительном падеже, если при них есть определяемое слово. (Пример ошибки: Среди трудов учёного следует упомянуть книгу «Историческую грамматику». Правильно: … книгу «Историческая грамматика».);

· неправильное управление при однородных глаголах – сказуемых. (Пример ошибки: Дети редко прислушиваются (к чему?) и выполняют советы старших.);

· однородные члены, связанные двойными союзами не только, но и … / не только, а должны стоять непосредственно перед однородными членами. (Пример ошибки: Музыка может не только выразить радость, но и печаль. Правильно: Музыка может выразить не только радость, но и печаль.)

 

· А 6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? (Прослеживаем смысловые, логические и грамматические связи между предложениями: например, лексические повторы. В первом предложении, как правило, не могут употребляться указательные, определительные, притяжательные местоимения.)

 

· А 7. Какое из приведённых ниже слов должно быть первым на месте пропуска в … предложении текста?

Определите смысловые отношения между предложениями: причинно – следственные (поэтому, следовательно) уступительные (не смотря на, хотя), противительные (но, однако, вопреки, кроме) и т. д.

 

· А 8. Какое сочетание слов является (не является) грамматической основой в …предложении текста? Памятка. Грамматическую основу предложения составляют подлежащее (предмет речи: о ком? о чём? говорится в предложении, лицо или предмет, производящий действие, выражается чаще всего существительным или местоимением в им. п.) и сказуемое (что говорится о подлежащем? Подлежащее и сказуемое составляют смысловой центр предложения.)

Тип сказуемого Способ выражения Примеры
Простое глагольное глагол в форме любого из наклонений Мы отдыхали в деревне.
Составное глагольное сказуемое вспомогательный глагол + н. ф. глагола (или краткое прилаг.) Собака начала красться. Я был бы радсделать это.
Составное именное сказуемое глагол- связка + именная часть:  
  - существительное Пруд как зеркало.
  -полное или краткое прилагательное День был тёплый.  
  - краткое причастие Законы изучены.
  -местоимение И огорчения, и радости были мои.
  -сравнительная степень прилагательного или наречия Брат моложе сестры.
  -наречие Платье ей впору.
  -синтаксически неделимое словосочетание Сын пошёл лицом в отца.

 

Способы выражения подлежащего Примеры
Имя существительное или местоимение в им. пад. Солдаты защищали родную землю. Они храбро сражались с врагом.
Прилагательное Знакомые приветствовали нас.
Причастие Окружающие сидели молча.
Числительное Семеро одного не ждут.
Наречие Завтра будет лучше, чем вчера.
Междометие Громкое ура пронеслось по рядам.
Н. ф. глагола Наскоро делать – переделывать.
Синтаксически неделимое словосочетание: - с количественным значением Большинство делегатов уже приехали. Много произведений было прочитано. Троедрузей пришли в гости.
- со значением избирательности Каждый из нас встанет на защиту Родины.
со значением собирательности Мы с другом сразу замолчали.
- собственное наименование Широкой полосою протянулся Млечный Путь.
-фразеологизм Эзопов язык нам знаком.

 

 

А 9.Укажите верную характеристику … предложения текста.

 

Памятка. Выделите грамматическую основу, вспомните классификацию предложений по структуре: простые (с одной грамматической основой) и сложные (с двумя и более грамматическими основами). Простые предложения могут осложняться однородными членами, обращениями, вводными словами, обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами. Виды сложных предложений: союзные и бессоюзные; союзные: сложносочинённые и сложноподчинённые; сложные предложения с разными видами союзной (сочинительной и / или подчинительной) и бессоюзной связи.

 

 

  • А 10.Укажите правильную морфологическую характеристику слова.

Определите, к какой части речи относится слово (по грамматическому значению: то, что слово обозначает, вопрос, на который оно отвечает).

Памятка. Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и служебные.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: