1. Вступление 2. Зачин. (В одном абзаце.) | 1.Составить(устно) ряд понятий – ассоциаций,имеющих философское или социальное звучание: добро и зло, нравственность, дружба, честь, совесть и т.п.). Записать в качестве вступления ряд назывных предложений или риторических вопросов (Честь и совесть… Насколько важны эти понятия в наше время?) 2.(Над данными вопросами размышляет автор текста… Многие современные публицисты обращались к этим вопросам. Автор данного текста также приглашает нас поразмышлять над …) |
3. Формулирование проблемы. Сформулировать одну из проблем текста на основе выделенных понятий, указывая на актуальность, определяя характер проблемы (философская, социальная, политическая, экологическая, нравственно – этическая). | 3. Варианты формулировок проблемы:
|
4. Комментирование сформулированной проблемы. (Комментирование – это обращение к различным аспектам проблемы … Не пересказывайте, а анализируйте содержание текста, используя оценочные слова.) | 4.Автор акцентирует внимание читателей на одном из аспектов проблемы -… (на таком важном аспекте проблемы, как…). Если текст основан на ситуации, случае из жизни, нужно обязательно указать на это в сочинении. (Данную проблему… автор раскрывает на примере случая из жизни … Раскрывая данную проблему…, автор обращается… / Ф И рассуждает о… / Автора волнует… / с болью (с особой теплотой) автор говорит о… / убедительно доказывает мысль о … / Интересна мысль автор о том, что…/ Публицист говорит о том, что «цитата». / Логика рассуждений автора проста и убедительна. / Автор приводит нас к мысли о том, что…) |
5. Определение авторской позиции. Выражение согласия – несогласие с мнением автора; утверждение данной точки зрения. | 5.Если текст публицистического стиля, авторская позиция выражена открыто. (Заслуживает уважения (интересна) позиция автора по этому вопросу. ФИ считает (утверждает), что… / Нельзя не согласиться с мнением автора. / Я согласен (согласна) с мнением автора и также считаю, что… / Можно поспорить с мнением автора. / Позиция автора очевидна: … / «Цитата», - именно в этих словах выражается позиция автора. Если текст художественного стиля, позиция автора выражается через поступки и речь героев. (Автор через слова (поступки) своих героев хочет донести до нас мысль о том, что… / …осуждает … / одобряет...) Если текст научно– популярного стиля, позиция автора - заинтересовать читателей научными фактами. |
6. Привести 2 аргумента: из читательского и / или жизненного и опыта. (На основе литературного материала и / или случая из жизни. Чтобы не было стилевого различия в сочинении, лучше привести два литературных аргумента:из художественной и научной литературы (например, учебника, энциклопедии …) | 6. 1 литературный аргумент (из художественной литературы). (Многие русские писатели размышляли о … К этой же теме обращается … (И Ф писателя) в произведении… Герои (автора текста) и (автора произведения – аргумента) попадают в схожие ситуации / совершают схожие поступки / имеют одинаковые взгляды на…/ И то, и другое произведение учит нас (чему?)… / Авторы и того, и другого произведения призывают нас к 2 литературный аргумент (из научной или публицистической литературы с обязательной ссылкой на источник информации). (Мне приходит на память материал из учебника обществознания, литературы…, в котором понятие… трактуется как …) 2 аргумент из жизненного опыта: Читаешь этот текст, и на память приходит… (описать случай из жизни как совершившийся факт, созвучный проблеме текста). |
7. Твоё мнение о прочитанном тексте. Что нового ты открыл(а) для себя, прочитав текст. | 7.Этот текст заставил меня задуматься о … Я благодарен(а) автору текста за то, что он дал мне возможность по - новому взглянуть на проблему…. |
Проблематика текстов ЕГЭ:
Проблема | Литературные аргументы |
1.Проблема нравственного выбора. | М. Шолохов «Судьба человека» Д.С.Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном» /Повесть Л. Н. Толстого «Детство» |
2…. сохранения чувства собственного достоинства. | М. Шолохов «Судьба человека» Д.С.Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном» |
3… истинной и ложной красоты | Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка» («Что есть красота?») |
4.Роль книги в духовной жизни человека (современного общества). | Д.С.Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном». |
5.Проблема бездуховности… потребительства в современном обществе. | Д.С.Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном» |
6.Проблема истинных и ложных ценностей. | Публицистика А.И Солженицина «Крохотки». А.И Солженицин «Матрёнин двор» |
7… взаимоотношения отцов и детей. | И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» |
8…. ответственности за свои поступки. | Д.С.Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном». |
9…. влияния известных личностей на подростков. | Макаренко. Педагогическая поэма |
10… взаимосвязи образованности и нравственных качеств человека | Д.С.Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном». |
11… сохранения книги в жизни человека в условиях развития современных технологий. | Публицистика Д. Писаренко |
12. … влияния Интернета и СМИ на человека. | Публицистика Д. Писаренко |
13. Проблема восприятия природы, воздействия человека на окружающую среду. | Пришвин «Времена года» В. Астафьев «Царь – рыба» |
14. … восприятия окружающего мира человеком. | А. де Сент - Экзюпери «Маленький принц» |
15… цели и средства её достижения в науке. | А. К. Толстой «Гиперболоид инженера Гарина» |
16. …духовного потенциала личности и его реализации. | Д.С.Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном»/ Повесть Л. Н. Толстого «Детство» |
17….утраты нравственных ориентиров. | А. И. Солженицын «Матрёнин Двор» |
18…. воспитания истинного патриотизма, гражданина (гражданственности). | М. Шолохов «Судьба человека» |
19… любви. | А. С. Пушкин «Я Вас любил…» |
20… свободы и несвободы человека. | А. С. Пушкин «К Чаадаеву», публицистика А. Приставкина |
21… нравственной стойкости человека. | М. Шолохов «Судьба человека» Повесть Л. Н. Толстого «Детство» |
22…творчества и судьбы художника | А.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» |
23…экологии и судьбы современной цивилизации. | В. Распутин «Прощание с Матёрой» |
24…. Милосердного, гуманного отношения к другому человеку. | А. Куприн «Чудесный доктор» Заповедь Нового Завета: «Возлюби ближнего своего…» |
25… сохранения чистоты русского языка. | Стихотворение в прозе «Русский язык» И. С. Тургенева |
26… чинопочитания и угодливости по отношению к состоятельным людям. | А. П. Чехов «Толстый и тонкий» |
28… бедности, экономической отсталости, социального неравенства | Писатель – сатирик М. Задорнов «Этот безумный, безумный, безумный мир» |
29…. Роли и соотношения материального и интеллектуального (духовного) в жизни человека | Д.С.Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном» |
30…одиночества | Лирика М. Ю. Лермонтова («Сосна») |
31… распада традиционных нравственных (семейных) отношений | Д.С.Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном» |
32…. добра и зла | А. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» |
33… прекрасного в жизни человека | Ф. М, Достоевский «Идиот» («Красотой спасётся мир») / Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка» («Что есть красота?») |
34... творческого отношения к труду | К. Г. Паустовский «Золотая роза» |
35. … нравственного выбора в жизненных ситуациях. | А. И. Солженицин «Матрёнин двор» М. Шолохов «Судьба человека» |
36… самоопределения человека в жизни. | Д.С.Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном» |
37… смертной казни. | Э. Войнич «Овод» |
38... ответственности писателя (творческой личности) перед обществом. | А. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» |
39… общественного благосостояния. | Писатель – сатирик М. Задорнов «Этот безумный, безумный, безумный мир» |
40... сохранения исторической памяти. | Д.С.Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном» |
41… проблема народа и интеллигенции. | Д.С.Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном» / В. М. Шукшин «Срезал» |
42… истинной интеллигентности. | Д.С.Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном» |
43. … взаимосвязи творческой личности и «массы», проблема сильной личности, роли личности в истории | Философия Ницше, М. Горький «Старуха Изергиль» (Образ Ларры), Чацкий их «Горе от ума» А. С. Грибоедова |
44. …правосудия | А. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» |
45… утечки мозгов | Публицистика В. Познера |
46… толкования понятия чести, сохранения и защиты чести | А. С. Пушкин «Капитанская дочка» |
47…влияния искусства на человека | К. Г. Паустовский «Золотая роза» / Д.С.Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном» |
48. …памяти о Родине, родном доме, детстве | Д.С.Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном» Стих – е «С чего начинается Родина?» |
49… влияния телевидения на человека | Публицистика В. Познера |
.50… назначения искусства | К. Г. Паустовский «Золотая роза |
51…влияния канцелярита на нашу речь | Герои сатирических рассказов М. Зощенко («Аристократка», «В бане») |
52. … коммерциализации культуры | Публицистика В. Познера |
53… человеческой отзывчивости, взаимопомощи, бескорыстия | А. Куприн «Чудесный доктор» Заповедь Нового Завета: «Возлюби ближнего своего…» |
54…духовности | Д.С.Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном» |
55…взаимоотношения с близкими людьми, с родителями, семьёй… | Л. Н. Толстой «Война и мир» (семья Ростовых) |
56…духовного совершенствования человека | Повесть Л. Н. Толстого «Детство» |
57…счастья | А.С. Пушкин «На свете счастья нет, а есть покой и воля…», А. Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» |
· Дополнительный материал к сочинению – рассуждению. Афоризмы
· Архитектура – тоже летопись жизни: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания. (Н.В. Гоголь) / Архитектура – это застывшая музыка. (Ф. Шеллинг) / Великая архитектура - это величайшее свидетельство человеческого величия. (Ф. Райт)
· Воспитание, воспитанность: Воспитание – великое дело: им решается участь человека. (В.Г. Белинский) Человеческим делают нас отец и мать, человечным делает нас воспитание. (К Вебер) / Из всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание. (Козьма Прутков) / Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. (А.П. Чехов )
· Воображение - глаза души. (Ж.Жубер)
· Воля: Тот, кто хочет развить свою волю, должен научиться преодолевать препятствия. (И. Павлов )
· Гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием. / Гражданин: Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. (В.Г. Белинский)
· Детство часто держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать люди своими мужественными руками… (Д. Рескин)
· Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. (Г. Торо) / Доброта язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К. Бови )/ Чувство долга и честь: Не покидайте никогда дороги долга и чести – это единственное, в чём мы черпаем счастье. (Ж. Бюфффон)
· Дом: Тот счастливейший из всех, кто обрёл мир в собственном доме. (И. Гёте) / Человек странствует по миру в поисках того, что ему нужно, и возвращается домой, чтобы найти это там. (Д. Мур)
· Друг, дружба: Другом является такой человек, с которым я могу быть искренним. (Р. Эмерсон) / Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости – это дружба. (Ф. Ларошфуко)
· Душа, духовность: Душа – зеркало, перед которым проходят события жизни… (Д. Джебран)/ Лучшие духовные наши силы без вдохновения засыпают. Они – сокрытый внас трут, который ожидает искры. (И. Гердер)
· Живопись – это поэзия, которую видят…(Леонардо да Винчи) / Жизнь - это почти непрерывная цепь собственных открытий (Г. Гауптман )
· Знание – орудие, а не цель. (Л.Н. Толстой)
· Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, она проявляется в добром отношении к людям и миру. (Д.С. Лихачёв)
· Искусство – это попытка создать рядом с реальным миром другой, более человечный мир. (А. Моруа)/ Высшая цель, которой может служить искусство,- способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше её любили. (Р. Кент)
· Красота есть вечность, глядящаяся в вечность. (Д. Джебран)/ Красота спасёт мир. (Ф.М. Достоевский )
· Книга – памятник ушедшим в вечность умам. (У. Дэвенант) / Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени… (Ф. Бэкон)/ Хорошая книга - это подарок, завещанный автором человеческому роду. (Д.Аддисон)
· Литература – это руководство человеческого разума человеческим родом. (В. Гюго )/ Любовь – это дар небес, который требует, чтобы его лелеяли самые совершенные души….(К. Гельвеций )/Милосердие …не бывает чрезмерным…. (Ф. Бэкон)
· Человек милосердный благотворит душе своей. (Соломон) / Милосердие состоит ….в духовной поддержке ближнего.(Л.Н. Толстой)
· Мужество – добродетель, в силу которой люди … совершают прекрасные дела.(Аристотель)/
· Мудрость обнаруживается только в истине. (И. Гёте)
· Музыка – язык души…. (Д.Джебран) / Музыка – это посредник между духовной и чувственной жизнью. (Б. Арним)
· Величие мысли порождает величие выражения…
· Нравственность – это разум сердца.(Г. Гейне)/ Нравственность заключается в совершенном познании добра, в умении и желании творить добро.(И. Песталоцци )
· Образование – единственное, что божественно и бессмертно в нас; и две вещи - лучшие в человеческой природе: разум и речь. (Плутарх)
· В жизни … всегда есть место подвигам. (М. Горький)
· Человек познаёт сам себя только в той мере, в которой он познаёт мир. (И. Гёте)/ Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта. (Ф. М. Достоевский)
· Человек не может себе вообразить ничего прекраснее природы … (А. Ламартин) / Творения природы совершеннее творений искусства. (Цицерон )
· Патриотизм состоит не в пышных возгласах, но в горячем чувстве любви к родине … (В.Г. Белинский) Самые большие подвиги… были совершены из любви к отечеству. (Ж.Ж. Руссо)/ Любовь к родине начинается с семьи. (Е. Лец)
· Есть в мире …. огромная сила, несущая в себе уверенность, имя ей – культур а. (А. Камю)
· Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! (И. С. Тургенев)
Литература
1. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Учебник русского языка для 10 -11 классов. - М.: «Русское слово», 2007.
2. Демонстрационный вариант КИМа за 2010 г. – www.ege.edu.ru
3. Кодификатор элементов содержания по русскому языку для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 г. – www.ege.edu.ru
4. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ Минобразования России № 1236 от 19.05 1998 г.).
5. «Организация поэтапной текстовой деятельности учащихся на уроках словесности»/ Редколл.: Белова Н. А., Кашкарева Е. А./ Мордов. гос. пед. ин-т; Саранск, 2009.
6. Примерные программы основного общего образования – М.: Дрофа, 1999.
7. Розенталь Д. И. Пишите, пожалуйста, грамотно! Пособие по русскому языку. – М.: Астра, 1994.
8. Русский язык. Справочник для учащихся. – М.: Просвещение», 1984.
9. Спецификация экзаменационной работы по русскому языку единого государственного экзамена 2010 г. – www.ege.edu.ru